Процедурная логика технологического проектирования кадрового маркетинга
Проектирование кадрового маркетинга как особой технологии управленческой деятельности предполагает выстраивание и последовательное осуществление логически взаимосвязанных процедур. Рассмотрим содержание каждой процедурной позиции.
/. Оценка маркетинговой среды организации.
Кадровый маркетинг функционирует в сложной, многофакторной среде, мониторинг которой обязателен для службы управления персоналом как на начальном этапе технологического проектирования, так и на всех последующих. Данная процедура включает в себя схему анализа активных факторов и условий, определенным образом влияющих на субъекты внутрифирменного рынка труда. Основные объекты изучения:
— макросреда организации. Имеет ряд определяющих факторов — демографических, экономических, политических, социальных, юридических, культурных, технологических и экологических;
— внешняя микросреда организации. Это ситуация на рынке труда, ипоэтому в центре анализа — основные его участники: работодатели, сотрудники, конкуренты, посредники и контактные аудитории (СМИ, финансовые и общественные организации и т. д.);
— внутренняя микросреда организации. К ней относятся все структурные подразделения компании-работодателя, кадровый потенциал, стиль управления, организационная культура, экономическая и социальная результативность деятельности, финансовые и инновационные ресурсы, профессиональная репутация.
Организационная диагностика предполагает также изучение характера и интенсивности деловых взаимоотношений в коллективе; имеющихся в наличии кадровых планов и программ; номенклатуры предлагаемых кадровых услуг и источников их финансирования; социального статуса и объема полномочий кадровой службы; возможности и готовности персонала сотрудничать в режиме диалога и взаимной ответственности со службой управления персоналом.
2. Изучение равновесия (сбалансированности) внутрифирменного рынка труда.
Подобное изучение проводится на предмет:
— соответствия кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития;
— укомплектованности всех рабочих мест работниками с необходимыми ключевыми компетенциями;
— взаимозаменяемости сотрудников;
— выявления «проблемных» сотрудников, не соответствующих требованиям организации-работодателя;
— наличия вакантных рабочих мест и коммерческого расчета их стоимости;
— отслеживания причин возникновения вакансий (например, за счет уволенных работников, их перемещения и т. п.);
— стабильности и работоспособности управленческой команды;
— наличия и готовности кадрового резерва;
— интеграции персонала в рамках организационной культуры;
— служебного функционирования структурных подразделений организации и ее сотрудников;
— приоритетности определенной категории работников;
— выявления уровня текучести кадров.
3. Расчет качественной и количественной потребностей конкретной организации в конкретных работниках в конкретный плановый период при минимизации затрат.
Планирование и бюджетирование кадровых процессов должны выдерживать конкуренцию с быстро текущим временем. Данное обстоятельство обязывает маркетолога грамотно и регулярно приводить составленные планы и бюджеты в соответствие с новыми макро- и микроэкономическими условиями. Таким образом расставляются приоритеты в расходовании средств на персонал, снижается себестоимость неактуальных проектов. Основная цель планирования и бюджетирования кадровых стратегий — не экономия, а избегание лишних расходов. Устанавливая допустимую величину расходов на персонал, важно определиться, на чем организация не может экономить с точки зрения долгосрочного выигрыша, например на зарплате «ключевых» для бизнеса людей и сотрудников редких специальностей; на комфорте рабочего места и рабочего инструментария (например, мобильный телефон, автомобиль); на поддержании сильной корпоративной культуры; на проведении PR-мероприятий, направленных на повышение привлекательности организации на рынке труда. Оптимизировать расходы на персонал можно, пересматривая затраты на тренинговые программы, профессиональный рекрутинг, а также предоставляя сотрудникам право выбора дополнительных социальных льгот (например, оплата членства в спортивном клубе вместо медицинской страховки). Позитивный имидж организации в глазах общественности — это ключевой момент экономии денег на привлечении и сохранении кадровых ресурсов, так как он снижает текучесть кадров и мотивирует сотрудников на результативную работу.
4. Создание бренда компании как работодателя.
Одним из важнейших направлений кадрового маркетинга является грамотная проработка корпоративного имиджа организации. Подход «маркетинг для сотрудников» (известный как «война за таланты») предполагает позиционирование компании-работодателя на рынке труда как особого «продукта», бренда. Основная цель этой работы — привлечение внимания к фирме и раскрытие реальных перспектив делового сотрудничества с ней. Грамотное бренд-строительство деловой структуры создает круг лояльных покупателей, которые, оценивая определенные выгоды от «приобретения» бренда, связывают свои личные профессиональные амбиции с успешной репутацией фирмы. Секрет компаний, представляющих сильный бренд, в том, что они лучше других манипулируют общественным мнением. Только это манипулирование со знаком «плюс», так как бренд создает востребованные людьми преимущества и предлагает их в виде ярких креативных идей.
Слагаемые позитивного корпоративного имиджа как самого «дорогого», но и самого рентабельного продукта компании: профессиональная репутация управленческой команды; организационная культура; партнерские взаимоотношения с внутренним и внешним окружением; лояльность сотрудников и приверженность их общему делу; продуманные PR-мероприятия с целевыми репутационными аудиториями; общая ориентация на высокие профессиональные стандарты; комфортная рабочая обстановка.
Данная процедура завершается разработкой оптимальных кадровых стратегий (вербовочной, адаптационной, коммуникационной, карьерной, обучающей и др.), определяемых спецификой организации и стратегией ее развития.
5. Формирование профиля должности исходя из бизнес-целей и стратегии развития организации.
Маркетинговый подход к решению корпоративных задач через управленческую команду предполагает целевой подбор персонала на вакантные должности. При составлении профиля должности учитываются: корпоративные ценности, текущие задачи структурного подразделения, специфика рабочего места, условия работы, стиль руководства, специфика коллектива, ключевые компетенции, приоритетность и нежелательность каких-либо индивидуально-личностных качеств.
Придерживаясь стратегии формирования честных и взаимовыгодных отношений с персоналом (своим «внутренним» клиентом), важно при составлении профиля должности просчитывать и необходимые для работы определенные модели поведения и ценностные ориентации кандидатов. Поэтому на данном этапе к работе кадровой службы привлекается непосредственный руководитель того сотрудника, которого требуется найти на вакантную должность. Подобный вариант оперативно-организационных действий существенно облегчает процесс трансляции корпоративных норм, традиций и правил каждому новому сотруднику.
6. Поиск персонала.
Как реализуется вербовочная стратегия? Во-первых, анализируются внутренние (работа с кадровым резервом) и внешние источники подбора персонала.
Во-вторых, оцениваются перспективы самостоятельного поиска кандидатов на вакантные должности при невозможности внутриорганизационного привлечения персонала. Обычные инструменты корпоративного рекрутинга: личные и профессиональные рекомендации, ярмарка вакансий, реклама, прямой поиск, данные сети Интернет, клиентская база работодателя.
В-третьих, решается вопрос о необходимости привлечения профессионального рекрутинга. Сегодня около трети компаний, работающих на российском рынке, прибегают к услугам кадровых агентств при поиске топ-менеджеров, лизинге персонала, проведении кадрового аудита и консалтинга. При этом разрабатывается стратегия сотрудничества с кадровым агентством: определяются бюджет, режим работы, срок выполнения, критерии оценки кандидатов и гарантийное их сопровождение. Планируется ряд обязательных мероприятий: «сканирование» рынка кадровых услуг, проведение тендера с целью выбора компании-провайдера, оценка затрат на поиск кандидатов.
В-четвертых, определяются критерии эффективности подбора сотрудника. Основной критерий — это «закрытие проблемы», которую удалось решить благодаря привлечению в организацию конкретного работника.
В-пятых, подготавливается пакет методических инструментов для оценки кандидата, оптимально подходящего на вакантную должность.
В-шестых, принимается решение о заключении трудового договора (контракта) с наиболее подходящим для организации и для открытой вакансии специалистом.
7. Позиционирование должностей и оценка персонала.
Данная процедура предусматривает определение конкретных задач структурных подразделений и персонала в зависимости от бизнес-целей компании. Позиционирование должности — это четкое руководство к действию для каждого сотрудника в организации, так как обозначаются его функциональные обязанности, зона ответственности, профессиональные требования, ожидаемые результаты, правила внутреннего трудового распорядка и оформления документации. На данном этапе составляется алгоритм введения нового сотрудника в должность и его профессиональной ориентации на рабочем месте. Эффективная адаптационная программа разрабатывается с целью знакомства сотрудника с коллегами и руководством компании, должностной инструкцией, структурой организации, основными функциями подразделений, оперативными задачами, порядком оплаты труда и премирования, историей и традициями компании, кодексом делового поведения.
Далее подбирается соответствующий оценочный инструментарий, с помощью которого анализируются достижения конкретного работника на определенном рабочем месте исходя из поставленных перед ним задач. Активное использование моделей компетенций в практике управления персоналом позволяет использовать единые и понятные всем сотрудникам критерии оценки деловых и личностных качеств. Наиболее оптимальной является модель, предполагающая выделение определенного набора (в пределах десяти) «корпоративных» и «должностных» компетенций. По итогам оценки специалистами службы управления персоналом осуществляется корректировка должностного позиционирования сотрудников и, соответственно, разрабатывается система вознаграждения.
8. Разработка программы мотивационного управления персоналом.
По оценкам западных экспертов, «правильно» мотивированный специалист может повысить эффективность своей работы на 40%. Разработка гибкой и эффективной мотивационной политики — основная задача специалистов службы управления персоналом, так как все дороже становятся хорошие специалисты, и поэтому организации требуется больше усилий и затрат на их удержание. Проектирование мотивационной системы происходит на основе разработки целевой модели поведения каждого сотрудника в организации (выполняемые функции, задачи, показатели эффективности), а также создания соответствующих индивидуальных инструментов стимулирования. Для этого составляются мотивационные профили с целью сближения целей интересов работодателя и работника.
Экспертиза мотивационных профилей персонала выявляет различие в мотивационных запросах сотрудников и предполагает корректную альтернативность в предложениях работодателя. Таким образом, проектируются сводные профили требований работодателя и работников по ключевым параметрам соответствия: потребности и интересы, профессиональные требования, предлагаемые перспективы развития (например, для компании это завоевание лидирующего положения в целевом сегменте, а для сотрудника — карьерный рост).
Проектирование кадрового маркетинга как особой технологии управленческой деятельности завершается разработкой программы обеспечения жизнеспособности оптимальных кадровых стратегий. Данная процедура предполагает также разработку пакета критериев, оценивающих эффективность его результатов. Каковы критерии успешной реализации кадрового маркетинга? Представим их:
— зафиксированная экономическая отдача от инвестиций в персонал;
— позитивный деловой имидж компании-работодателя;
— конкурентоспособность организации с точки зрения мотивационной политики;
— принятие на руководящем уровне решений об увеличении штата службы управления персоналом, повышении ее специалистам заработной платы, выделении дополнительных инвестиций на их проекты;
— высокий социальный рейтинг топ-менеджмента;
— низкая текучесть кадров.