Кадровый маркетинг: сущность и прикладное назначение
За последнее десятилетие появилось много публикаций зарубежных и отечественных авторов, показывающих реальные возможности использования кадрового маркетинга в системе управления персоналом. Как и любая самостоятельная научная концепция, кадровый маркетинг переживает«болезнь роста», проявляющуюся в отсутствии системности и терминологической путанице. Контент-анализ отечественного источниковедения по исследуемой проблеме показывает, что чаще всего употребляются термины «маркетинг персонала», «персонал-маркетинг», реже - «маркетинг рынка труда», «кадровый маркетинг», «маркетинг кадрового обеспечения», «внутрифирменный марке-тинр>, «маркетинг рабочих мест» и «маркетинг рабочей силы»1. В публикациях, как правило, анализируются конкретные направления маркетинговой деятельности субъектов рынка труда. Большинство авторов рассматривает маркетинг в системе управления персоналом как определенную рыночную стратегию, направленную на анализ рынка труда и спроса на рабочую силу с целью долгосрочного обеспечения организации человеческими ресурсами.
В методологическом плане важно определиться в понимании сущности и содержательной основы данного понятия. Кадровый маркетинг следует рассматривать как эффективный социальный инструмент согласования потребительских запросов субъектов внутрифирменного рынка труда в целях обеспечения организации стабильного коммерческого успеха и устойчивых конкурентных преимуществ. В чем же его специфическое управленческое предназначение? Все подразделения организации призваны заниматься обеспечением ее конкурентоспособности, но в рамках своей профессиональной направленности. Поэтому обращение к кадровому маркетингу позволяет максимизировать результат деловой активности компании-работодателя за счет привлечения и удержания специалистов, обладающих необходимыми ключевыми компетенциями. Кадровый маркетинг способствует достижению корпоративных бизнес-целей через целенаправленную работу с персоналом - основным стратегическим партнером организации. Профессиональная полезность использования предложенной концепции в социальной практике предопределяет необходимость разработки кадрового маркетинга как особой технологии управленческой деятельности.
Выделим основные функции кадрового маркетинга: внешние и внутренние. Осуществление внешних функций кадрового маркетинга подразумевает решение следующих задач: анализ рынка труда; планирование ассортимента вакансий; оценка финансовых затрат, необходимых для целевого подбора персонала; работа по созданию позитивного имиджа организации в глазах общественности; грамотное позиционирование фирмы на рынке труда; формирование профиля должности и разработка комплексной системы оценки персонала, исходя из специфики организации и стратегии развития бизнеса. Таким образом, кадровый маркетинг - это выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, благодаря которому происходит грамотная «продажа» бренда организации как работодателя.
Реализуя внутренние функции, кадровый маркетинг решает задачи, касающиеся внутрифирменного кадрового регулирования. Персонал в данном случае рассматривается в качестве основного потребителя кадровых услуг, имеющего свои определенные потребности: в правовой защищенности, профессиональной востребованности, возможности реализовать свой предпринимательский потенциал, заинтересованности в определенном режиме труда и отдыха, достойных финансовых условиях.
Кадровые подразделения строятся и функционируют в зависимости от корпоративной структуры, численности персонала организации, бизнес-целей, стратегии развития и производственной специфики компании, этапа ее жизненного цикла, профессиональной образованности руководителей. Как правило, в крупных компаниях служба управления персоналом предполагает определенный должностной состав: директор по персоналу, его заместитель, специалист по кадровому делопроизводству, менеджеры, координирующие планирование, подбор, занятость и развитие персонала, психолог, тренинг-менеджер. В реализации функций кадрового маркетинга ключевую роль играют топ-менеджеры* организации (определяют стратегию, цели и стандарты работы), линейные руководители (контролируют выполнение поставленных задач) и HR-менеджеры** (разрабатывают и внедряют оптимальные кадровые стратегии). Грамотное и профессиональное позиционирование в компании службы управления персоналом будет способствовать ее превращению из обслуживающей структуры в стратегическое ресурсоуправляющее подразделение, определяющее в конечном счете экономический успех организации и стабильность бизнеса.
Основные принципы кадрового маркетинга
• Оперативное и адекватное реагирование организации на целевые потребительские запросы субъектов внутрифирменного рынка труда.
• Научный подход и актуализация теоретического обоснования маркетинговой деятельности в системе управления персоналом.
• Комплексность в решении стратегических и тактических задач в процессе реализации стратегии управления персоналом.
• Определение приоритетных направлений кадрового маркетинга исходя из декларируемых целей, специфики организации, стратегии развития бизнеса.
• Общая направленность на «внутренних» клиентов организации — своих сотрудников, удовлетворенность которых предопределяет успешность маркетинговых усилий и в отношении «внешних» потребителей.
• Нацеленность на перспективные партнерские отношения всех участников внутрифирменного рынка труда для достижения взаимовыгодных целей.