Теория «ленивого человека» (концепция «X»)
Рис. 9. Основные концепции управления персоналом в XX в.
2. Основное содержание концепций управления персоналом
Теория ленивого человека(концепция «X»).Первой относительно оформившейся системой взглядов об управлении персоналом, которая еще не была отделена от общих взглядов на управление организацией, следует назвать теорию «ленивого человека», или концепцию «X». Именно в ее интерпретации впервые начинает рассматриваться вопрос о научном управлении (менеджменте) как относительно самостоятельной сфере научного знания и профессиональной специализации, по своей практической значимости равноценной инженерному труду. Начало этому подходу положил Г.-Й. Таун (1844-1924) в работе «Инженер как экономист» (1886 г.). Развивая его идеи, Ф. Тейлор, а затем и другие исследователи не только сформулировали ключевые положения понимания работника как объекта управления в организации, но и предложили организационные и производственные технологии, которые позволили реализовать основной смыл концепции. В числе таких исходных взглядов на человека следующее: принято считать, что он не любит работать и стремится избежать труда; большую часть людей необходимо принуждать к труду, управлять принуждением и наказанием, контролировать и руководить их деятельностью, они весьма озабочены своей безопасностью и стараются избегает ответственности.
Основной смысл концепции «ленивого человека» состоит в том, что результативное управление возможно только в том случае, когда исполнителю создаются такие условия, когда ему ничего другого не остается, как работать с максимальной отдачей.
Руководствуясь этими положениями Ф. Тейлора и особенно его графиком «ленивого человека», Г. Форд смог так организовать производственный процесс, что человеку не оставалось ничего другого, как работать всю смену на пике интенсивности. Технологически это было сделано при помощи конвейерной линии, что резко рационализировало трудовые действия, повысило производительность труда работников и потребовало изменения требований к их способностям, а это повлекло за собой появление иной организации работы линейного управленческого звена, бюро и отделов кадров.
Теория «человеческих отношений» (концепция «Y»).На рубеже 20 — 30-х гг. XX столетия начинает формироваться концепция «Y» — теория «человеческих отношений» на основе разработок, сделанных с акцентом на такие приоритеты в управленческой деятельности, как «человеческий фактор», «человеческие отношения», «человеческие ресурсы», «управление человеческими ресурсами» (К. Дэвис). В этот период в управлении происходит резкая смена оценок ресурсов производственного процесса, и прежде всего возможностей человека. Основной смыл этих перемен можно выразить словами ряда авторов этих подходов: «люди стали личностями, и ими управлять так же, как управляют капиталом и техникой, нельзя» (Р. Уотермен); «полное использование способностей подчиненных возможно только на основе учета их потребностей» (Г. Кунц, О'Доннел). Кроме того, господствующее положение, начинают в управленческих взглядах занимать такие положения как: «промышленная организация — это «социальная система»; «эффективность технологических процессов необходимо рассматривать через призму человеческих отношений»; «контроль и угроза наказания не являются единственным средством побуждения человека к труду»; «человек сам стремится к той работе, в которой заинтересован»; «вознаграждение за труд должно быть пропорционально усилиям, которые затрачивает человек»; «человек со средними способностями и подготовкой стремится к ответственности и полной реализации интеллектуальных способностей» (Мэйо, Герцберг, Макгрегор) и ряд других.
На основании экспериментальных доказательств этих идей формируется основной смысл теории «человеческих отношений». Он состоит в том, что в процессе управления организацией необходимо создавать такие условия, при которых человек достигает индивидуальных целей через содействие успеху организации. В этой связи необходимо акцентировать внимание на изменении условий труда, вовлекать персонал в принятие решений, в организацию труда, поскольку это позитивно влияет на повышение производительности труда, управленческий контроль должен уступать место самоконтролю и самоорганизации.
Реализация таких концептуальных положений потребовала от Управленческой науки разработки соответствующих организационных механизмов, формирования нормативных правовых основ я их новых задач и функций, обособления статуса и дифференциации субъектов управления организацией и субъектов управления персоналом, привлечения науки для разработки технологий управления возможностями персонала. Для воплощения в управленческую практику этих новых задач и функций необходимы были подготовленные люди. Именно на этапе распространения и внедрения в практику положений теории «человеческих отношений в зарубежных странах, прежде всего в Западной Европе, начинают создаваться кафедры и другие образовательные структуры, которые разворачивают систему подготовки специалистов по управлению персоналом. Основные положения теории «человеческих отношений» и в настоящее время преобладают в большинстве крупных промышленных, торговых, финансовых и иных компаний промышленно развитых стран мира, и прежде всего Европы и Северной Америки.
Теория «единой семьи» (концепция «Z»). Внастоящее время есть все основания говорить и о третьей концепции управления персоналом XX в., которая активно начала формироваться в целостную систему взглядов на человека в организации, организационные механизмы их реализации, нормативные правовые основы функционирования и другие ее компоненты. Речь идет о теории «Z», или теории «единой семьи», «единой команды».
Ее происхождение связано с Японией. После поражения во Второй мировой войне перед Японией встала непростая задача экономического и промышленного возрождения и развития. Недостаток природных ресурсов для восстановления и развития промышленности, незначительное количество земли для развития сельского хозяйства и в то же время большая численность населения требовали поиска ресурсов для дальнейшего существования общества. Ставка на собственные преимущества обратила внимание японского руководства на возможности, заложенные в своем собственном народе и связанные с его трудолюбием, упорством, нравственными традициями и нормами совместного проживания и др. Для превращения этих преимуществ в реальные факторы общественного развития необходима была система управления организацией и ее подсистема — управление возможностями человека. Впервые эта система начала формироваться в государственном аппарате. В 1947 г. в Японии в системе государственного управления было создано Национальное ведомство по кадрам государственных учреждений, в котором были сформированы основные положения по работе с персоналом в государственных учреждениях. В последующем эти положения были адаптированы в крупных бизнес-структурах, но, по сути, сохранили основу того, что и до сих пор определяет содержание работы по управлению персоналом в государственных институтах.
И в настоящее время теория «Z» — это преимущественно японская практика управления персоналом, основанная на гармонизации социально-трудовых отношений: «человек - организация», «человек-труд», и реализуется она как в публичной службе в государственных и муниципальных органах власти, так, преимущественно, и в крупных организациях. В основе этой концепции лежит ряд принципиально важных положений. К ним следует отнести: пожизненный найм; планомерную ротацию персонала; репутацию, основанную на результатах труда и нравственных характеристиках человека; приоритет подготовки на должности, рабочем месте; зависимость заработной платы от результата труда и выслуги лет; следование требованиям и нормам корпоративной культуры.
Каждое из этих положений имеет нормативные правовые основы, организационные механизмы и технологии реализации и составляет подсистему управления персоналом организации.
Основной смыл этой концепции состоит в абсолютизации роли организации в жизни человека. Она формирует его как работника и патриота организации, учит понимать красоту и делать свое дело профессионально и красиво.
Необходимо отметить, что ряд положений и обеспечивающих их реализацию подсистем реализуется не повсеместно. Так, например, принцип пожизненного найма, при соблюдении принципа безупречной репутации, действует по отношению к государственным и муниципальным служащим. В негосударственной сфере этот принцип действует преимущественно в крупных компаниях, в которых занят примерно каждый пятый японец. И здесь есть ограничения на перевод работника на принцип пожизненного найма. Они сопряжены с результатами его труда, стажем работы в организации, а также с другими характеристиками человека, и прежде всего с лояльностью организации, взаимоотношениями в коллективе. Принятый на пожизненный найм сотрудник организации имеет право стать членом профсоюза организации. По сути механизм функционирования принципа пожизненного формирует достаточно устойчивый, профессиональный, лояльный и в определенной мере управляемый актив организации. В мелких и средних компаниях и организациях такие механизмы широкое распространение не получают.
Концпция «I» – УП компании IBM.Последняя четверть XX столетия характеризуется интенсивным развитием наукоемких технологий в области производства электронно-вычислительной техники, программного обеспечения, серверов, сетевых технологий и других программных продуктов. Подготовка профессионалов в этих областях не обходится без больших затрат. Производство наукоемких продуктов требует разработки и внедрения новых принципов организации работы с таким персоналом. Поэтому не случайно, что в этот период объектом внимания специалистов в области управления персоналом становятся преимущественно профессионалы 1Т-технологий.
Новации в области управления персоналом с такими сотрудниками организации появились в крупной американской компании IBM, которые составляют ноу-хау компании и были впервые применены в 1992 г. Концепция управления персоналом компании строится на ряде действительно новаторских идей, которые на первый взгляд могут вызывать удивление. Ряд из них направлен на то, чтобы культивировать у человека-профессионала веру в исключительность своих возможностей и в то же время не исключать уважительное отношение к нему окружающих, и прежде всего субъектов управления. В организации не только должен быть декларирован единый статус для всех групп персонала, включая и высшее управленческое звено, но и создаются реальные условия для его реализации. В практике найма персонала ставка делается на поиск и привлечение на работу специалистов высшей квалификации по всему миру. При этом не исключаются значительные траты на расширенную профессиональную подготовку всего персонала, и особенно высшего. В системе управления персоналом предусматривается широкое развитие горизонтальных связей между структурными подразделениями и персоналом, делегирование ему максимально возможного количества полномочий, приветствуется намеренное затруднение деятельности линейных руководителей, поощряется несогласие персонала, а также другие новации.
Основной смыл концепции состоит в поиске нетрадиционных для управленческой деятельности форм и способов высвобождения творческого потенциала человека-профессионала.
Применение плана работы по управлению персоналом в условиях кризиса компании, который она переживала в 1992 г., продемонстрировал его высокую эффективность.
Следует сказать, что ряд новаторских и организационно обеспеченных идей может успешно применяться и в других организациях.
В то же время следует признать, что область применения подавляющего большинства положений настоящей концепции в настоящее время и в ближайшем будущем вряд ли найдет массовый спрос и реализацию. Но, несмотря на это, нельзя отрицать, что теория и практика управления персоналом заявила о возможной и реально действующей концепции в профессиональной деятельности, связанной с наукоемкими технологиями, за которыми, как известно, будущее. В рассмотренных концепциях управления персоналом обобщен опыт относительно самостоятельной управленческой практики, ставшей новым видом профессиональной деятельности в XX в. Они, безусловно, имеют значение для формирующейся теории управления. Но как с ними быть в реальной практической деятельности в настоящее время, какую из них применять, и есть ли ограничения на, условно говоря, «возраст» той же концепции «ленивого человека»? Представляется, что к ним следует относиться скорее всего как к типологии управления персоналом, которую дала практика, создавала научные предпосылки и осмыслила наука управления персоналом. Применение отдельно каждой из них, что называется в чистом виде, вряд ли возможно. Специфика организации потребует поиска применения той из них, которая соответствует объекту и предмету управления персоналом, социальной зрелости организации, ее готовности делать ставку на социальный капитал и социальный потенциал организации. В организации с неэффективной социальной и кадровой политикой, господством примитивного понимания роли человеческих возможностей социальный капитал и социальный потенциал, как правило, низкий. Он характеризуется неразвитостью межличностных коммуникаций, большой дифференцированностью и обособленностью интересов отдельного человека и малых групп, низким уровнем доверия персонала и мобилизационной готовности его к выполнению производственных задач в экстремальных условиях, слабо выраженной патриотической настроенностью к интересам и репутации организации и рядом другихха рактеристик. В этих условиях социальные отношения, внутренняя жизнь организации не становятся тем социальным потенциалом, который может дать синергический эффект и превратить социальный капитал в фактор конкурентоспособности.
Не исключается и такой подход, когда отдельные положения -либо концепции могут быть инкорпорированы в содержание избранной в качестве основной. Все зависит от способности субъектов управления организацией и специалистов по управлению адекватно оценивать, как эффективно управлять возможностями человека в организации.
Выводы
Концепции управления персоналом имеют сложную структуру, в которую включается не только система взглядов на человека в организации, но и представления о том, какими механизмами эти положения следует реализовать.
Востребование практикой управления персоналом как вида деятельности не только выделяет ее из общей управленческой практики, но и формирует относительно самостоятельную систему знаний о ней, соответствующих уровню познания этой практики. Содержание этих знаний составляет основу концепции управления персоналом.
В XX в. сформировались концепции управления персоналом, в которых находят отражение уровень знаний о человеке, понимание ценности его профессиональных возможностей, нормативные и организационные основы деятельности по отношению к нему, а также особенности того общества, уровня его развития, страны, в которой они зарождались и применяются.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое концепция управления персоналом? Назовите ее основные компоненты.
2. Какие наиболее существенные знания отечественных и зарубежных исследователей и практиков послужили основой формирования систем взглядов об управлении персоналом?
3. Раскройте основное содержание теории «ленивого человека». В чем ее смыл для управленческой практики?
4. Что характерно для концепции «человеческих отношений»?
5. Каковы основные подсистемы в концепции управления персоналом «единой семьи»?
6. Дайте характеристику концепции управления персоналом компании IBM. В чем ее новаторство?
6. Основные концепции управления персоналом, разработанные в XX веке
Список литературы
Основы управления персоналом: Учебник. Изд. 2-е, перераб. идоп.М.,2007.
Управление персонал ом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М., 1998.
Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А.Я. Кибанова. Изд. 3-е, доп. и перераб. М., 2006.
©ТурчиновА.И.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.