Теории «человеческих ресурсов»
Процессный, системный, ситуационный подход. В50-х гг. XX столетия получили большое распространение такие подходы в теории управления, как процессный(с конца 50-х гг.), системный(с середины 70-х гг.) и ситуационный(80-е гг.).
При процессном подходе управление осуществляется не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию и ее персонал.
Системный подход рассматривает все вопросы и явления в виде определенных целостных систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам.
На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций.Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, вкоторой оказывается руководитель, может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).
Научные поиски привели к разработке ситуационногоподхода. Выводы ситуационного подхода состоят в том, что формы, методы, системы, стиль управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации и ею определяются способы и средства достижения целей управления.
Теория «человеческих ресурсов».Разработка системного и ситуационного подходов обусловила возникновение принципипов новой концепции управления персоналом — теории «человеческих ресурсов».Эта концепция инкорпорирована в систему стратегического менеджмента, предполагающего, что функция управления персоналом стала компетенцией высших должностных лиц организации. Изменился и характер кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной. Положения этой теории являют собой уже относительно самостоятельную систему взглядов на управление персоналом в организации в общей теории управления. В ней впервые обобщается специфика человеческих ресурсов как объекта управления в отличие от всех других видов ресурсов (материальных, финансовых, информационных и др.). Она состоит в следующем:
1) люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) эмоционально осмысленная, а не механическая; процесс взаимодействия субъектов и объектов управления является двусторонним;
2) вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности любого общества или отдельной организации;
3) люди выбирают определенный вид деятельности, осознанно ставя перед собой определенные цели. Поэтому субъект управления должен предоставлять все возможности для реализации этих целей, создавать условия для воплощения мотивационных установок к труду;
4) человеческие ресурсы являются конкурентным богатством любой организации1.
Понимая важность и ценность этих особенностей человеческих возможностей, руководство многих крупных зарубежных компаний в 70-х гг. XX в. начало поиск соответствующих организационных механизмов управления персоналом. Отделы кадров и управления по работе с персоналом стали преобразовываться в отделы человеческих ресурсов, стал повышаться их статус в иерархии управления, им вменялись дополнительные задачи и функции по стратегическому управлению человеческими ресурсами, формированию кадровой политики, разработке программ развития персонала.
В основе теории человеческих ресурсов, с одной стороны, лежат существенные достижения науки о человеке, а с другой — неизменно присутствуют принципы экономического прагматизма и детерминизма, направляющие управленческие усилия на максимальную реализацию возможностей человека. Реализуя технологию управления человеческими ресурсами, организация исходит из того, что если она инвестирует достаточно средств в кадры (совершенствует технологию отбора персонала, систематически организует его обучение и реализует программы карьерного роста хорошо платит и заботится о нем), то она вправе требовать от своих работников высокой продуктивности, лояльности и ответственного отношения к работе. Такая кадровая политика является основой для реализации успешной, конкурентоспособной стратегии, строится на взаимном учете интересов руководителей и персонала и их взаимной ответственности, открывает возможность вовлечения работников в принятие управленческих решений, проведение взаимных консультаций, обеспечение доступа к информации о делах организации и т.д.
Вместе с тем технология управления человеческими ресурсами не может претендовать на роль своего рода панацеи решения всех проблем, с которыми сталкивается руководитель в работе с персоналом.
Критический анализ применения технологии управления человеческими ресурсами показывает, что, несмотря на многообещающие заявления ее приверженцев, существует известный разрыв между установками и их практической реализацией. Например, несовместимыми на практике представляются такие элементы управления человеческими ресурсами, как командная работа и индивидуальная оплата труда в зависимости от его эффективности.
Хотя многие организации используют технологию человеческих ресурсов, они существенно не увеличили затраты на подготовку и переподготовку персонала.
Ставка на сознательное и ответственное выполнение производственных функций и задач работниками маскирует изощренные приемы сверхэксплуатации и служит в долгосрочной перспективе действенным инструментом нейтрализации влияния профсоюзов. Отсутствуют объективные данные, свидетельствующие о позитивном влиянии технологии управления чело-'еческими ресурсами на морально-психологический климат в организациях. Более того, как всегда, при любых крупных социально-организационных нововведениях редко удается избежать и негативных последствий.
Отечественный опыт управления персоналом начал формироваться во второй половине XIX - начале XX в. По свидетельству одного из видных отечественных исследователей труда — А.К. Гастева, уже в 1904 г. «где-то на Урале, в Лысьве и на других заводах, делались попытки применения принципов НОТ»1. Нотовское движение зародилось в России примерно в то же время, что и в США и в Европе, и связано с такими крупными отечественными учеными, как НА. Витке, А.К. Гастев, П.И. Керженцев, С.Г. Стру-милин и многие другие.
Общеизвестно, что в числе первых руководителей послереволюционной России, оценивших значение тейлоризма, был В.И. Ленин. В апреле 1918 г. он поставил задачу: осуществить многое из того, что есть научного и прогрессивного в системе Тейлора.
Анализируя изложенные теории управления, можно обобщить сложившиеся точки зрения. Во многих публикациях отражаются два полюса взглядов на роль человека в общественном производстве:
— человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческой) — важный элемент процесса производства и управления;
— человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями — главный субъект управления.
По нашему мнению, они представляют собой взгляды с разных сторон на одно и то же явление. Управление персоналом — это специфическая сфера управленческой деятельности, главным объектом которой является человек, его профессиональные возможности. Все это объективно определяет поиск путей дальнейшего повышения эффективности управления теми способностями, которыми обладает персонал организации. Результатом данного поиска явилось то, что в последние годы все активнее стали разрабатываться теоретические конструкции, которые в значительной степени позволяют приблизиться к целостной системе взглядов, теории управления персоналом как относительно самостоятельного вида управленческой деятельности.