Теории «человеческих отношений»
Школа человеческихотношений». Впервой половине XXв условиях быстрого развития научно-технического прогресса становилось все более очевидным, что административная концепция менеджмента в недостаточной степени учитывает человеческий фактор в организации и управлении производством, роль которого неуклонно возрастает. В 30-х гг. прошлого столетия в теории административно-государственного управления возникла школа «человеческих отношений». Движение за человеческие отношения во многом появилось в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. И поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школу «человеческих отношений» иногда называют неоклассической.
Родоначальником школы «человеческих отношений» (середина 30-х гг. XX в.) принято считать американского ученого Элтона Мэйо (1880 - 1949). Но для восстановления исторической справедливости в науке следует сказать, что концепция «человеческих отношений» появилась в СССР в первой половине 20-х гг. XX в. и связана с именем Н.А. Витке — крупного ученого и организатора нотовского движения, а также его соратников (Я. Улицкий, Р. Майзельс, С. Стрельбицкий, Г. Нефедов и др.). Понятие «научный менеджмент» (Ф.-У. Тейлор) в начале XX в. переводилось на русский язык как «научное управление», а на французский — «научная организация труда», в Германии — «рационализация»1.
Однако значительно раньше, еще на рубеже XIX—XX вв., получило развитие такое ведущее направление в менеджменте, как бихевиоризм. Этот термин буквально означает «наука о поведении». Родоначальниками бихевиоризма являются американские ученые Эдуард Торндайк (1874 - 1949) и Джон Уотсон (1878 — 1958). Именно они и их сторонники создали научно обоснованную «технологию поведения человека».
При этом по аналогии с животными понятие поведения сводилось к простейшей формуле: «стимул — реакция». Есть стимулы, т.е. те или иные побудительные воздействия на людей, и есть реакция — ответные действия на них. К примеру, начавшийся дождь (стимул) заставляет нас раскрыть зонт (реакция). Некоторые «схемы поведения» даны человеку от рождения (дыхание, глотание, откашливание и т.п.). Другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создавать гармонию в обществе.
Однако критики бихевиоризма усмотрели в нем упрощение человека и его поведения, неправомерное отождествление жизни животных и социального бытия людей. Из формулы «стимул — реакция», в частности, выпадают факторы сознания человека и влияния на него общества, окружающих людей. И в самом деле, как без учета сознания объяснить, например, разное поведение людей в одинаковых ситуациях? Почему одни откликаются на крик о помощи, а другие нет, одни берут взятку, а другие брезгливо отворачиваются?
Подобные «нестыковки» впоследствии подорвали популярность бихевиоризма, хотя в 1930-х гг. он самообновился и был преобразован в необихевиоризм.
Развитие поведенческого подхода в управлении персоналом связано с тем, что остро возросла необходимость проявлять заботу о людях, а не только о производстве. Исследователи обнаружили, что простое проявление внимания к людям оказывает большое влияние на рост производительности труда. Активно начались поиски путей повышения эффективности организации за счет лучшего использования человеческих способностей, влияния условий труда на производительность рабочих. Широко известен в этом плане хоторнский эксперимент,проведенный под руководством Элтона Мэйо на заводе «Вестерн электрик Хоторн» в Цицеро (штат Иллинойс). Результаты эксперимента показали, что рабочие трудятся высокопроизводительно, если они участвуют в процессе принятия решений и являются важной составной частью процесса производства. Этот феномен был назван эффектом Хоторна.Такого рода «специальное» обращение к испытуемым субъектам привело к возникновению управленческого понятия «человеческие отношения».
Самым важным результатом проведенного эксперимента стало возросшее понимание человеческой мотивации и выявление Ричин удовлетворения рабочих выполненной работой.
Из других ученых, плодотворно работавших в рамках поведенческого подхода, можно выделить М.П. Фоллет (1863-1933), проанализировавшую стиль руководства и разработавшую теорию лидерства.
Теории мотивации.Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» внесли в 40 — 60-х гг. XX в. ученые-бихевио-ристы, разработавшие несколько теорий мотивации.
Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу (1908-1970). Он предложил следующую классификацию потребностей личности: физиологические; в безопасности своего существования; социальные (приверженность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других и пр.); престижность (авторитет, служебный статус, чувство собственного достоинства, самоуважение); в самовыражении, полном использовании своих возможностей, достижении целей и личном росте.
В своих работах А. Маслоу показал, что мотивация действует только до тех пор, пока потребность не удовлетворена. Его теория рассматривает потребности концептуально, однако он создавал ее для удовлетворения потребностей индивида прежде всего, а не организации.
Не менее популярно в школе «человеческих отношений» и учение Д. Макгрегора (1960 г.), который обобщил группы характеристик работников, назвав их теориями мотивации «X» и «Y». По одной из них — теория «X» — человек не стремится к труду, поэтому его необходимо постоянно принуждать, руководить им. Он стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности. По теории «У» работник обладает противоположными характеристиками — он активен, стремится к ответственности и способен к самоконтролю. Методы управления персоналом в рамках теории «X» имеют свои достоинства: авторитарное руководство обеспечивает выполнение большего объема работ и в более сжатые сроки. Но при этом трудно рассчитывать на оригинальные решения, творческую инициативу. Более того — угрожающе растет агрессивность во взаимоотношениях с руководителем и между членами коллектива, царит всеобщая атмосфера настороженности и тревоги, что может привести к конфликтам, неуправляемым ситуациям.
Управление персоналом, основанное на положениях теории «Y», имеет более рациональную материальную и психологическую основу. Работник достигает личных целей успешнее, если применение его творческих способностей будет способствовать достижению стратегических целей коллектива, если внешний управленческий контроль трансформируется в естественный самоконтроль и самоорганизацию.
Методы, разработанные школой «человеческих отношений», оказались эффективными в достаточно узкой сфере управления персоналом — когда необходимо личное и конкретное воздействие на сотрудников для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов. Однако в области стратегического управления роль этих методов несущественна.