Классические теории управления
Школа научного управления(другие названия — школа научного менеджмента, классическая, традиционная). Одним из первых, кто предпринял комплексный подход к поиску и изучению управления возможностями человека в организации, основанный на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован и стать более эффективным, был Ф.-У. Тейлор (1856 - 1915). Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации. В 1911 г. вышла в свет его книга «Принципы научного управления», в которой была изложена система научного управления производством, получившая название «тейлоризм».
Тейлоризм получил развитие в трудах супругов Ф. и Л. Гилбрейт, Г. Эмерсона, Г. Форда и др. Гаррингтон Эмерсон в 1900 г. издал книгу «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912 г. опубликовал свой главный труд «Двенадцать принципов производительности». В этой работе сформулированы широко известные и в настоящее время применяемые 12 принципов управления, обеспечивающие рост производительности труда.
Не менее известным разработчиком менеджмента является Генри Форд (1863-1947), основатель американского автомобилестроения, воплотивший в организации производства многие разработки Ф. Тейлора и его последователей, создатель теории, получившей название «фордизм». В своих книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» Г. Форд сформулировал ряд положений, имеющих отношение к справедливости оплаты труда каждого работника и установлению фиксированного количества рабочего времени в неделю (48 часов), состоянию технических механизмов, отношению работника к себе и окружающим.
Разновидностью классической школы управления является административная школа.Создателем теории администрации (административного менеджмента) является Анри Файоль (1841—1925), который в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией «Комамбо», которая была на грани банкротства, а стала процветающей. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые до сих пор с успехом используются в управлении организацией, — это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А. Файолем принципы управления также следует признать самостоятельным результатом науки управления — «администрирования» (отсюда и название — «административная школа»).
Подчеркивая универсальный характер принципов, А. Файоль считал, что применять их надо с учетом специфики организации и конкретных условий, отмечая, что система принципов никогда не может быть завершена — напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому количество принципов не ограничено. Заслугой А. Файоля является то, что он поставил вопрос о необходимости рассмотрения собственно управленческой деятельности (менеджмента) как объекта исследования и науки.
Приблизительно в одно время с Ф. Тейлором и А. Файолем немецкий социолог Макс Вебер (1864 - 1920) сформулировал свои идеи об идеальном управленческом подходе к большим организациям. М.Вебер разработал концепцию идеального типа организации, в которой видел современную ему бюрократию.
Управление с позиции социальных систем.М. Вебера, Э. Дюрк-гейма и В. Парето считают создателями организационной теории, или подхода к управлению с позиции социальных систем.Французский ученый Э. Дюркгейм в своей работе «Правила социологического метода» подчеркивал, что группы посредством установления своих ценностей и норм контролируют поведение людей в любой социальной организации. Итальянец французского происхождения В. Парето благодаря работам, опубликованным между 1896 и 1917 гг., получил право называться основоположником подхода к организации и управлению с позиции социальных систем.
В. Парето рассматривал общество как социальную систему со многими подсистемами. Среди ряда выдвинутых им положений заслуживает внимания идея о том, что социальные системы проявляют тенденцию к поиску равновесия после того, как подвергнутся внешнему или внутреннему воздействию. Он считал, что задачей элиты (правящего класса) во всяком обществе является обеспечение руководства для сохранения социальных систем.
Вклад представителей классической школы, как научной, так и административной, в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс и изложили основные принципы управления, сформулировали систематизированную теорию управления организацией, выделив Управление как особый вид деятельности.