Характеристика научной основы специальности «Управление персоналом»
Управление персоналом как вид профессиональной деятельности носит комплексный — социально-управленческий, психологический, педагогический, экономический и правовой — характер. Это делает весьма сложной научно-теоретическую основу самой специальности «Управление персоналом». Наука и практика проектирования специальностей и профессий (профессиоло-гия, профессиография) сегодня подошли к такому рубежу, когда рождение специальности не может быть однозначно сориентировано и основано только на специфической группе дисциплин, к примеру, экономического, психологического, социологического, правового или иного профиля. Предметная область деятельности управления персоналом такова, что ее научно-теоретическая база носит одновременно синкретический1 и интегративный характер. В то же время такой характер научно-теоретической основы этого вида управленческой деятельности может быть сформирован только на основе достижений конкретных наук.
Синкретический характер научно-теоретических основ управления персоналом обусловлен тем, что и само содержание этой деятельности, а также объект (человек, персонал) и предмет (необходимые для организации способности человека, социальная среда, отношения) не могут полноценно основываться и всесторонне объясняться с позиций какой-либо одной науки. Этим и объясняется наличие многовариантного парадигмального статуса науки управления персоналом.
Интегративный характер научно-теоретической базы управления персоналом продиктован целостной природой самой управленческой деятельности человека как субъекта, так и объекта деятельности. В управленческой деятельности дифференцированно не проявляются знания различных наук, а развитие социальных отношений и поведение одного человека, а тем более групп людей в организации не может интерпретироваться линейными зависимостями и описываться линейными характеристиками. Так же как теория управления в целом, теория управления персоналом требует разработки междисциплинарной методологии, основанной на неформальном единении, взаимопроникновении и связи наук. И вряд ли есть смысл однозначно, как это делают некоторые авторы, рассматривать управление персоналом как часть экономики предприятия рыночного типа либо считать дисциплину «Управление персоналом» хотя и относительно самостоятельной, но родственной дисциплине «Экономика предприятия».
' Синкретический — смешанный, нерасчлененный, неорганичное слияние Разнородных элементов. {Прим. А. Т.)
Практика управления персоналом уже переросла границы исключительно экономического характера. Ее сегодня однозначно можно отнести к специальностям управленческого профиля, а специфика ее содержания, ее наполняемость учебными дисциплинами должна определяться областями или сферами деятельности. Эта специфика должна находить отражение в специализациях этой специальности, а они могут иметь различный профиль. Например, специализация в государственном и муниципальном управлении, в экономической, социальной, военной и правоохранительной сферах деятельности, в науке, образовании, торговле и др. Поэтому в образовательной программе высшего профессионального образования в группах общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин следует учитывать эту комплексность. Следовательно, в профессиональном образовательном стандарте этой специальности должны быть сбалансированы по объему и содержанию дисциплины управленческого, социологического, психологического, педагогического, технического, экономического, правового и иного характера. Саму же специальность «Управление персоналом» нет необходимости относить к группе экономических специальностей. Ее следует рассматривать как междисциплинарную специальность. В этой связи основу образовательных программ по этой специальности в большей степени должно составлять социально-управленческое содержание, а значительный вес должны иметь человековедческие дисциплины и управленческие технологии.
О необходимости такой конструкции специальности «Управление персоналом» свидетельствуют общие тенденции развития управления в XIX и XX столетиях. Как известно, с внедрением достижений научно-технической мысли в сферу производства в управлении доминирующее положение занимали инженеры. Но уже в 1886 г. Г. Таун (США) поставил вопрос об инженере как экономисте. Кстати, Ф. Тейлор, тогда еще малоизвестный ученый-прагматик, будучи на одной из научных конференций которую проводил Г. Таун, многие его идеи впитал, развил и внедрил в практику, чем и снискал славу «отца менеджмента». Затем в управленческих структурах господствующее положение стали занимать специалисты экономического профиля и юристы. Управленческая практика вынуждена была учитывать законы экономики, рынка, жестко увязанные с нормативно-правовой базой государств и институтов международного права.
Вторая половина XX столетия характеризуется, с одной стороны, глобальным развитием техносферы, что в свою очередь свидетельствует о силе человеческого разума, интеллекта, способного ее создать, а с другой — резким возрастанием роли человека в современных видах деятельности, культуры личности, значительным ростом цены рабочей силы, профессионализма и глобальных экологических и социальных последствий непрофессионализма. Профессиональный опыт человека, персонала организации, предприятия стал настолько капиталоемким, что по праву начал рассматриваться как человеческий капитал, национальное достояние, а в конечном счете — как социальный потенциал общества, социальный капитал организации. Поэтому эффективное, рациональное распоряжение этим ресурсом любой организации, предприятия, общества в целом потребовало от управленцев всех уровней обширных познаний в области человекознания, формирования конкурентной социальной среды организации. По мнению многих ведущих отечественных и зарубежных исследователей, именно специалисты этого профиля будут занимать ведущее положение в структурах управления в XXI в.1
В сфере государственного дела элементы практики управления персоналом были востребованы еще на ранних этапах становления государственности. Многие из кадровых технологий, применяемых в настоящее время, впервые были конституированы, например, в военной службе. В советский период отечественной истории управление персоналом как целостный вид управленской практики в ее классической структуре — субъект управления, средства управления и объект управления — имел свою специфику. Это объясняется сложной полиструктурой самого субъекта управления персоналом. Господствующее влияние политической партии в общественных отношениях и процессах дифференцировало не только сферу применения кадровых технологий, но и сферу принятия кадровых решений, ответственности субъектов управления, доку-ментационного обеспечения кадровой деятельности. К практике, составляющей содержание управления персоналом на предприятиях, имели отношение в первую очередь партийные, комсомольские и профсоюзные организации, руководители всех уровней управления, кадровые службы. Управленческая подготовка руководителей разного уровня включала отдельные элементы работы с кадрами, преимущественно в области партийного руководства кадровой работой. Статуса самостоятельного вида профессиональной управленческой деятельности управление персоналом не имело. В то же время в отечественном опыте работы с кадрами в советский период было накоплено немало положительного и заслуживающего внимания и в современных условиях.
Сложность и комплексность научно-теоретической базы специальности обусловливает высокую планку требований к отечественным образовательным учреждениям. К большому сожалению, взявшись за подготовку специалистов этого профиля, не многие могут обеспечить ее качество на требуемом уровне, а те, которые получили лицензию на эту специальность, но не имеют возможности обеспечить высокое качество подготовки специалистов, могут лишь внести свой вклад в дискредитацию этого вида деятельности неподготовленными специалистами.
Не решают и не могут решить проблему подготовки специалистов по управлению персоналом многочисленные школы, курсы, появившиеся за последние годы на рынке образовательных услуг России и работающие, как правило, по краткосрочным программам повышения квалификации по управлению персоналом. Сегодня взять на себя полноценную подготовку специалистов по управлению персоналом по силам только ведущим вузам России.
Требования к качеству деятельности по управлению персоналом настоятельно диктуют необходимость установления механизмов лицензирования и введения стандартов этой деятельности для тех, кто хотел бы заниматься или уже занимается управлением персоналом. Это оправдано уже хотя бы тем, что человек-профессионал — главное достояние не только любой организации, но и государства, общества. И если им занимаются управленцы-дилетанты, то это создает немало неприятностей не только человеку, организации, но и обществу. Особенно много бед это приносит сфере государственного управления. Они дают о себе знать как прямо, так и опосредованно. Это не только упущенные выгоды от нереализованных идей, конфликты, стрессы, «утечка мозгов» за границу, растрата средств на обучение, если полученные знания не реализуются в практике, а получаются «впрок», разрушение научных школ, непродуманные управленческие решения и т.д. В то же время это и культивирование в общественном сознании стереотипов невостребованности профессионалов в своем отечестве, господства в судьбе человека случайностей, а не его профессионализма, упование на протекционизм и подталкивание профессионала к ангажированности, подхалимству, ориентации на право стать членом команды влиятельного руководителя, а в конечном счете ведет к девальвации профессионализма, депрофессионализации личности и общества, снижению темпов прироста профессионального опыта и профессиональной культуры как в конкретной сфере профессиональной деятельности, организации, так и в обществе в целом.
В этих условиях деятельность по управлению персоналом достойна пристального внимания как со стороны государства, так и со стороны профессионального сообщества специалистов по управлению персоналом. Последние вполне могли бы устанавливать критерии и стандарты для системы управления персоналом организации, проводить оценку и сертификацию организации, а также тех, кто замещает должности в кадровых службах государственных органов, службах управления персоналом организаций и в первую очередь их руководителей, выдавать соответствующую лицензию на право занятия деятельностью по управлению персоналом. В конечном счете заниматься способностями человека и отношениями, в которых он должен пребывать в организации, куда более сложная и ответственная работа, чем деятельность на рынке финансов или ценных бумаг, для которой, например, необходима соответствующая лицензия Министерства финансов.
Отечественный опыт становления этого вида профессиональной деятельности свидетельствует о том, что за последние годы были созданы необходимые предпосылки для подготовки специалистов по управлению персоналом как в сфере государственной службы, так и в негосударственных структурах. Сегодня для этой специальности есть не только научная, учебная, методическая и популярная литература, но и профессорско-преподавательский состав в ряде ведущих вузов России, энтузиасты-практики, которым по силам обеспечить как общепрофессиональную часть ее программы, так и программы многочисленных специализаций.
Потребность в специалистах по управлению персоналом в России огромная. Зарубежная практика показывает, что в высокоиндустриальных странах в среднем на каждую тысячу занятых приходится не менее 10 специалистов по управлению персоналом. Даже если исходить из этой цифры, то потребность России в Дипломированных специалистах составляет более 550 тыс. Только для государственной гражданской и муниципальной службы Российской Федерации их уже необходимо более 12 тыс., в том числе для федерального уровня — не менее 1000 человек.
Россия является одной из немногих высокоразвитых стран, где необходимость подготовки профессионалов для кадровых служб (служб управления персоналом) было признана в числе последних — в конце XX столетия. За рубежом, в странах Западной Европы, в Японии, США, рождение, востребованность и включение управления персоналом как вида профессиональной деятельности в структуры управления наиболее активно происходили после окончания Второй мировой войны. В этих же странах в 60 — 70-х гг. прошлого столетия практически завершился процесс становления управления персоналом как самостоятельной науки. Именно в этот период образуются кафедры управления персоналом, получает развитие сеть учебных заведений по подготовке специалистов для этой управленческой практики. В странах Западной Европы история кафедр «управления персоналом» насчитывает уже около 50 лет*. Сама дисциплина «Управление персоналом» преподается во всех высших учебных заведениях, и прежде всего в университетах. Она входит в обязательном порядке в учебные программы школ бизнеса и управления, подготовки специалистов государственной службы. Высокий статус обретают службы управления персоналом в органах государственного управления, престижной становится сама специальность по управлению персоналом. Сегодня только в США специалистов этого профиля готовят более 200 учебных заведений, факультетов, колледжей, а число специалистов, занятых в службах персонал, составляет около 500 тыс., и тенденция их роста не ослабевает.
Управление персоналом как наука формируется на основе теоретических источников и различных концептуальных положений многих наук, изучающих человека как объект управления. Для управления персоналом как науки важно определиться в собственной предметной области и сформулировать, на основе анализа концептуальных основ о человеке, достижений других наук, собственные концептуальные подходы.
* В России в образовательном учреждении высшего профессионального образования кафедра управления персоналом впервые была создана в 1991 г. в Государственном институте управления им. ПК. Орджоникидзе (в настоящее время — Государственный университет управления).
Выводы
Появление управления персоналом как вида деятельности порождает в обществе возникновение целого комплекса связанных с ним процессов и явлений, диктует необходимость создания научно-теоретических основ этой деятельности и научно обоснованных программ подготовки соответствующих специалистов.
Ценность управления персоналом как вида деятельности состоит в том, что это единственный вид общественной практики, непосредственно обращающий потенциал комплексного научного знания о человеке в практическую область, становясь одновременно важнейшим фактором и ресурсом управления обществом, государством, организацией.
Развитие науки об управлении персоналом как социальном явлении сопровождается относительно длительным периодом формирования собственной научной парадигмы.
Контрольные вопросы
1. В чем причина моногопарадигмального статуса управления персоналом как науки?
2. Каковы этапы развития управления персоналом как социального явления?
3. Связано ли содержание этапов управления персоналом с развитием управления персоналом как вида деятельности?
4. Что означает, что научные основы управления персоналом как социального явления имеют интегративный и синкретичный характер?
Список литературы
Турчинов А.И. Социальная ценность управления персоналом как вида профессиональной деятельности // Концептуальные ас-екты управления персоналом: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25-26 апреля 2003 г. СПб., 2003. лом УрчшовА-и- Факторы востребования управления персона-м как вида профессиональной деятельности // Ученые записки РАГС. Вып. 2/ Под общ. ред. В.К.Егорова, В.П.Чичканова, В.М. Герасимова. М., 2005.
ТурчиновА.И. Управление персоналом и кадровая политика в организациях // Формирование отечественной системы управления персоналом организации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 17 мая 2005 г. / Под общ. ред. А.И. Турчинова, А.А. Москаленко. М., 2005.
Управление персоналом организации: Учебник для вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2005.
© ТурчиновА.И.
Управлениеперсоналом: Учебник. Изд. 2-е, доп. и перераб.
/ Под общ. ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 608 с.