Классификация правовых систем

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему. Однако наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в "правовые семьи" (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса(возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы:

1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);

3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);

4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);

5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Признаки российской правовой системы:

1) единая иерархически построенная система источников писаного права;

2) главная роль в формировании права принадлежит законодателю;

3) высокий уровень нормативных обобщений при помощи кодифицированных нормативных актов;

4) много подзаконных нормативных актов;

5) деление на отрасли;

6) имеет значение юридическая доктрина, разрабатывающая основные принципы (теорию) построения правовой семьи;

7) правовой обычай и судебный прецедент выступают в качестве дополнительных источников.

Переход к рыночной экономике и многообразию форм собственности предопределил быстрое развитие институтов частного права, а формирование правовой государственности и политический плюрализм обусловили развитие публичного права.

В эволюции современной правовой системы России прослеживаются 2 основные тенденции. Это, с одной стороны, исключение из действующего российского права принципов, норм и институтов, которые были призваны подчеркнуть принципиальное отличие советского социалистического права от права буржуазного, а с другой –-появление в российском праве принципов, норм, институтов и даже отраслей, которые ранее считались исключительным атрибутом буржуазного права (например, торговое право и т.д.).

Возникновение частного и публичного права в России в значительной степени было обусловлено социально-экономическим и политико-правовым развитием общества.Это нашло свое отражение в следующих направлениях в области частного права:

1) в признании многообразия форм собственности и определяющего значения частной собственности. Развитие отношений собственности, и прежде всего частной, приводит к возрождению частного права в России;

2) в развитии и создании юридических основ свободного предпринимательства. Рыночные отношения, т.е. имущественные, товарно-денежные отношения плюс налоговые, финансовые, трудовые, социальные и др., являются важнейшим источником частного права в России в материальном смысле;

3) в появлении ряда ранее отсутствовавших институтов торгового права.

В сфере публичного права утвердились такие основополагающие признаки демократического правового государства, как:

1) конституционное провозглашение и практическая реализация принципа разделения властей;

2) конституционное признание первостепенной роли публичных прав и свобод граждан;

3) введение и развитие судебного конституционного контроля.

97. Права и свободы человека и гражданина: понятие и виды. Правовой статус личности.

Свободы человека – это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения: свобода слова, вероисповедания и т.д. (государство должно обеспечить защиту свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц): свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д.

Права человека - это признанные и гарантируемые государством возможности действий человека в описанной, указанной в законе сфере.

Отличие

1) Права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ (например: право на образование - школы). Госу­дарство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию.

2) свободы свидетельствуюто возможности избежать определенных ограничений со стороны государства, главная обязанность государства не нарушать эту свободу (свобода вероисповедания).

Признаки прав человека:

1) складываются объективно и не зависят от государствен­ного признания;

a. принадлежат индивиду от рождения;

b. имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, при­знаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.);

c. являются непосредственно действующими;

2) признаются высшей социальной ценностью;

3) их признание, соблюдение и защита - обязанность го­сударства.

4) носят универсальный ха­рактер. Они распространяются на всех людей, примени­мы во всех странах, независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах.

5) находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может слу­жить возникновение права на информацию и закрепле­ние его в ст. 29 Конституции РФ.

6) не юридическая догма, не социальный фетиш. Их нельзя абсолютизиро­вать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения не­которых прав и свобод ввиду общественной безопасно­сти, экологического равновесия и т. п. В законодатель­стве ФРГ, Франции, Италии устанавливаются допу­стимые пределы частной собственности, подчеркивает­ся необходимость ее использования в интересах общест­ва.

7) правам человека обязательно коррес­пондируют обязанности. Соответствие прав и свобод человека юридическим обязанностям является одним из валсных условий их успешной реализации.

8) выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его существа;

9) представляют собой принципы и нормы взаимоотноше­ний между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

Источники:

1) Одним из основополагающих юридических документов, отражающих права человека в развернутом виде является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН (1948 г.).

2) Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют

a. Международный пакт о гражданских и политических правах

b. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

3) Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии

a. Декларации прав человека и гражданина (принята постановлением Верховного Совета РСФСР 1991 г.)

b. Конституции РФ (1993).

В историческом контексте современные исследователи выделяют 3 поколения прав:

1) политические, гражданские и личные права, провозглашенные первыми буржуазными революциями, которые получили название "негативных", т. е. выражающих независимость личности от власти государства, обо­значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное пра­во, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т. д.);

2) социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, которые утвердились под влиянием борьбы народов за улуч­шение своего социально-экономического, культурного статуса, под воздействием социалистических идей и стран. Данные пра­ва иногда называют "позитивными", т.к. их реализация, в отли­чие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства, т. е. его "позитивного вмешательства" в их осуществление, создание необходимых обеспечивающих мер (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.), они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН;

3) права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле­жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благопри­ятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.).

Разграничение категорий«права человека», «права гражданина» и «права личности».

Права человека имеют естественную природу и не­отъемлемы от индивида, они внетерриториальны и вненациональны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объек­том международно-правового регулирования и защи­ты. В случае закрепления прав чело­века в законодательных актах конкретного государ­ства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина - совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-пра­вовых государственных актах, и приобретенных право­мочий, выработанных в ходе развития общества и госу­дарства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечива­ется их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности- правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуа­ции. Объем их может зависеть от социально-экономи­ческого положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «лич­ностью» подразумевают человека, гражданина, иностран­ного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

Наши рекомендации