Основы Европейского права. Сотрудничество Европейского союза и Республики Казахстан. 22 билет
Право Европейского Союза (EU law; European Union law) – уникальный правовой феномен, сложившийся в ходе развития европейской интеграции в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза, результат реализации наднациональной компетенции институтов Европейского Союза. Право Европейского союза представляет собой специфический правопорядок, правовую систему сложившуюся на стыке международного права и внутригосударственного права государств-членов Европейского Союза, обладающую самостоятельными источниками и принципами. Автономность Права Европейского Союза подтверждена рядом решений Суда Европейских сообществ.
Изначально «европейское право» объединяет две основные составляющие. Ими выступают, с одной стороны, правовые нормы, имеющие своим источником международно-правовые по своей природе акты; с другой стороны - правовые нормы, источником которых являются акты, издаваемые институтами ЕС (Европейского Союза). Иначе говоря, правовая система ЕС является результатом как межнационального сотрудничества, так и формализованной наднациональной активности.
Центральным звеном, ядром права Европейского Союза и права Европейских сообществ является право Европейского Сообщества (право ЕС). Стержнем же, несущей конструкцией права ЕС являются принципы права ЕС – исходные положения наиболее общего характера, определяющие смысл, содержание, реализацию и развитие всех остальных норм права ЕС.
Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие принципы права ЕС. К функциональным принципам относятся принцип верховенства права ЕС и принцип прямого действия права ЕС. К числу общих принципов права ЕС относятся принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.
Система источников права Европейского Союза включает в себя две группы актов – акты первичного права и акты вторичного права.
К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза. По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.
Особенностью Европейского Союза является то, что в его основе лежат несколько международных договоров, учредительного характера. В первую очередь это Парижский договор об учреждении ЕОУС 1951 г., Римский договор, учреждающий ЕС 1957 г., Римский договор, учреждающий Евратом 1957 г., Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г., так называемые «учредительные договоры в узком смысле». Данные договоры носят «конституирующий» характер для Европейского Союза. К «учредительным договорам в широком смысле» обычно относят все перечисленные выше акты, а также международные договоры изменяющие и дополняющие их: Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию европейских сообществ (Договор о слиянии) 1965 г., Бюджетный договор 1970 г., Бюджетный договор 1975 г., Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский договор об изменении Договора о Европейском Союзе, договоров, учреждающих европейские сообщества и ряда связанных с ними актов 1997 г. На Конференции государств-членов, завершившейся11 декабря 2000 г. в г. Ницца, были одобрены очередные изменения в учредительные договоры Союза (Ниццкий договор 2001 г.). Эти изменения были окончательно оформлены 14 февраля 2001 г.
К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты принимаемые на основе учредительных договоров. В определении источников вторичного права мы наблюдаем столкновение подходов к пониманию источников в континентальной и англо-саксонской правовых семьях (признание в качестве источников юрисдикционных актов), а также влияние концепции источников в международном праве.
Вторичное право Европейского Союза имеет своими источниками различные категории правотворческих форм. Первая категория актов вторичного права – это нормативные акты, к ним относятся регламенты, директивы, рамочные решения, общие решения ЕОУС, рекомендации ЕОУС. Вторая категория – это индивидуальные акты, к ним относятся решения (кроме общих решений ЕОУС). Третья категория – это рекомендательные акты, к которым относятся рекомендации (кроме рекомендаций ЕОУС) и заключения. Следующей категорией актов вторичного права являются акты о координации Общей внешней политики и политики безопасности, а также Сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. К данной категории актов относятся принципы и общие ориентиры, общая позиция, совместная акция, общая стратегия. Отдельную категорию актов составляют юрисдикционные акты – решения Суда. К источникам вторичного права относятся акты sui generis – «неофициальные» формы права, не предусмотренные учредительными договорами акты, издаваемые органами Союза (обычно выражаются, как решение конкретного органа или резолюция). Последнюю категорию источников вторичного права можно обозначить как международные акты, в неё входят решения и акты представителей государств-членов, конвенции между государствами-членами заключенные на основе учредительных договоров, международные договоры Европейского Союза.
Своеобразие Европейского Союза предопределяет и структурные особенности права Европейского Союза. Структуру права Европейского Союза составляют несколько взаимосвязанных друг с другом элементов. Элементами данной структуры являются учредительные договоры Европейского Союза, положения о правах и основных свободах человека, нормы, принятые по ОВПБ и СПСО, а также право Европейских сообществ.
Основные принципы сотрудничества между Казахстаном и Европейским Союзом в области окружающей среды определены в ст. 54 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Согласно Соглашению, сотрудничество в данной сфере нацелено на борьбу с ухудшением состояния окружающей среды и включает следующие первоочередные направления:
· эффективный мониторинг уровня загрязнения и оценка состояния окружающей среды;
· взаимодействие информационных экологических систем Сторон, относительно состояния окружающей среды;
· устойчивое, эффективное и экологически безопасное производство и использование энергии;
· контроль за качеством водной среды;
· сохранение биологического разнообразия
охраняемых регионов, рациональное использование биологических ресурсов и управления ими;
· экологическое образование и информирование
Правовой основой отношений между Казахстаном и ЕС является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, вступившее в силу в июле 1999 г. Также 21 декабря 2015 г. в Астане подписано Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве, призванное способствовать дальнейшему всестороннему развитию отношений между РК и ЕС.
Достигнуты высокие темпы развития торгово-экономических связей. ЕС является основным торговым и инвестиционным партнером Казахстана, опережая Россию и Китай. На долю ЕС приходится более половины казахстанского внешнеторгового оборота и 49% привлеченного иностранного капитала в экономике Казахстана. Внешнеторговый оборот Казахстана со странами ЕС в2015 году составил 31 млрд. долл. США (импорт –3,8 млрд. долл. США, экспорт – 24,3 млрд. долл. США).
За период с 2005 г. по сентябрь 2015 г. приток прямых инвестиций из стран ЕС в экономику Казахстана составил 107,4 млрд. долл.США (из 218 млрд. долл. США всего привлеченных). Основные инвесторы: Нидерланды, Франция, Великобритания и Италия.
За годы независимости Казахстан утвердился в качестве надежного и ответственного энергетического партнера ЕС. Казахстан является третьим крупнейшим поставщиком энергоносителей в Европу из стран – не членов ОПЕК, после России и Норвегии. В ряде государств Европы доля поставок казахстанской нефти достаточно высока. Так, в Австрии она составляет 25%, Румынии – 30%. Казахстан является 4-ым по объемам поставщиком энергоресурсов в Германию. Казахстан заинтересован в дальнейшем укреплении стратегического энергодиалога с ЕС, правовой основой которого являются Меморандум о взаимопонимании в сфере энергетики и Соглашение о сотрудничестве по использованию ядерной энергии в мирных целях.
Учитывая рост взаимных поездок граждан Казахстана и Европейского Союза в условиях интенсификации взаимоотношений Астаны с европейскими странами, Казахстан сотрудничает с ЕС в области упрощения визового режима РК-ЕС. В этой связи прорабатывается вопрос о заключении соглашений об освобождении владельцев дипломатических и служебных паспортов от визовых требований, а также упрощение процедуры выдачи виз для определенных категорий граждан РК и ЕС. Проводятся регулярные консультации сторон.
Новым форматом сотрудничества являются отраслевые диалоги, предполагающие детальные консультации по интересующим стороны темам (энергетика, транспорт, безопасность, миграция, диалог по правам человека и др.).
Раз в год проводятся заседания Комитета парламентского сотрудничества (Европейский парламент – Парламент РК). В сентябре 2015 г. в Астане состоялось 13-ое заседание Комитета парламентского сотрудничества Казахстан-ЕС.
Ключевую роль в институциональной системе взаимодействия РК-ЕС играют ежегодные заседания Совета сотрудничества. В марте 2015 г. в Брюсселе состоялось 14-ое заседание Совета сотрудничества. Для имплементации решений Совета действуют Комитет сотрудничества и два профильных Подкомитета сотрудничества: по торговле, инвестициям, транспорту и энергетике;а также по правосудию и правопорядку.10 марта 2016 года в Астане состоялось 15-е заседание Комитета сотрудничества «Республика Казахстан – Европейский Союз». Участники заседания обсудили актуальные вопросы торговли и взаимных инвестиций, развития энергетики и транспорта, обеспечения охраны окружающей среды и регионального сотрудничества.
В региональном плане стороны взаимодействуют в рамках Стратегии ЕС в Центральной Азии (введена в действие в 2007 г.).Установлен ежегодный диалог в формате «Европейский Союз - Центральная Азия» на уровне министров иностранных дел.