Тема 4.1. Поиски модели советского общества.
4.1.1. Социально-экономическое и политическое развитие страны в 20-е годы.
Территория и население.
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Отметьте 4 союзные республики, вошедшие в СССР в момент его образования. В дальнейшем были образованы новые союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР (1924 г.), Таджикская ССР (1929 г.). Укажите причины и предпосылки образования СССР.
Общая численность населения страны по данным переписи 1920 г. составила 136,8 млн. чел. чел. Следствием голода 1921 г. стало то, что рост населения в стране обозначился лишь с 1922 г. В 1926 г. по данным Всесоюзной переписи в СССР проживало 148,530 млн. чел. Определите, можно ли считать темпы роста населения высокими.
Численность горожан с 1917 по 1920 г. сократилась на 6,7 млн. В 1920 г. в городах проживало 20,9 млн. чел. (15,3% всего населения). В 1926 г. удельный вес горожан составил 18%. Укажите, с чем связан рост городского населения.
Социально-экономическое развитие.
С окончанием Гражданской войны в стране начался политический кризис, который был прямым следствием недовольства значительной части населения (особенно крестьян) политикой «военного коммунизма». Определите, чем было вызвано это недовольство и укажите наиболее крупные выступления 1920-1921 гг.
Х съезд РКП(б) провозгласил переход от политики “военного коммунизма” к новой экономической политике (нэп). В этой связи обратите внимание на особенности данной политики:
1) Продразверстка заменялась продовольственным налогом
2) Допускалась свобода частной торговли
3) Частичная приватизация мелкой и средней промышленности; началось создание смешанных акционерных обществ с участием государства и частных предпринимателей;
4) Разрешалось предоставление концессий иностранным предпринимателям
5) Была ослаблена централизация управления промышленностью,
6) Ликвидировалась уравнительная система оплаты труда.
Укажите, как удалось в результате денежной реформы 1922-1924 гг. стабилизировать денежную систему и сделать рубль конвертируемой валютой.
Сформулируйте, в чем заключается сущность нэпа и какие последствия имела данная политика. Определите, к какому из трех основных типов экономики можно отнести экономическую систему периода нэпа: командная экономика, регулируемый рынок или свободный рынок. Выделите периоды кризисов нэпа и их причины. Отметьте решения XIV съезда ВКП(б) в 1925 г., которые оказали серьезное влияние на судьбу нэпа.
Укажите, как изменилось положение различных групп населения в годы нэпа. В связи с этим объясните, почему переход к нэпу вызвал явление выхода из партии значительного количества большевиков.
В декабре 1920 г. был принят план ГОЭЛРО. Укажите основные его задачи и пути их реализации. Сформулируйте, какое значение имел этот план для развития экономики нашей страны.
В 1920 г. Совет Антанты принял решение о возобновлении «торговли с российским народом». Отметьте, какие шаги сделало советское правительство для расширения международных торговых связей в это время.
В 1922 г. советская делегация приняла участие в Генуэзской конференции, посвященной вопросам экономического сотрудничества в послевоенной Европе. Объясните, почему это событие связывают с «прорывом экономической блокады» нашей страны.
Политический строй.
В политической жизни периода нэпа уместно вести речь не столько о демократизации в либеральном понимании этого термина, сколько об укреплении диктатуры пролетариата. Выделите особенности политического устройства страны, зафиксированные в Конституции СССР 1924 года.
Власть продолжала линию усиления контроля над общественной жизнью. Важнейшим инструментом здесь были органы ВЧК (с 1922 г. - ГПУ). Укажите, какими полномочиями и функциями обладала эта организация и каковы были результаты ее деятельности.
После окончания Гражданской войны в рядах правящей большевистской партии обычным явлением стали партийные дискуссии. Особенно активно они проходили после смерти В.И.Ленина (1924 г.) Укажите основные проблемы, которые их вызывали и последствия, к которым приводили эти дискуссии.
В течение 20-х годов произошло складывание однопартийной системы. Отметьте, когда и каким образом были ликвидированы оппозиционные партии.
Религия и церковь.
После окончания Гражданской войны большинство руководителей религиозных культов заявило о своей лояльности по отношению к Советскому государству. Оказавшиеся в эмиграции деятели русской православной церкви созвали в 1921 г. в Югославии Собор епископов – «беженцев» и мирян. Этот Собор провозгласил создание «Российской православной церкви за границей». Оцените значение этого церковного раскола для дальнейшей истории нашего общества.
В 1922 г. под предлогом борьбы с голодом были конфискованы ценности церкви. Вслед за этим последовал массовый террор против ее служителей. Избрания нового патриарха после смерти Тихона в 1925 г. большевики не допустили. В 1927 году митрополит Сергий и еще восемь архиереев подписали специальную церковную “Декларацию”, где потребовали от священнослужителей, не принявших новый уклад жизни, немедленно отойти от церковных дел.
Отметьте, какие последствия имела политика большевистской власти в отношении церкви.
Культура.
С 1923 г. начала расти сеть общеобразовательных школ и контингент учащихся. В 1923 г. было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» (председатель М.И.Калинин) Объясните, почему борьба с неграмотностью считалась главной задачей культурного строительства.
В первые годы восстановительного периода число культурно-просветительских учреждений резко сократилось. С 1923 г. начался их повсеместный рост. Объясните, с чем связана эта динамика. В 1921 г. появилось новое явление – выпуск стенных фабрично-заводских газет. Определите роль этих газет в культурной жизни общества.
В 1920 г. было создано Главное управление профессионально-технического образования (Главпрофобр). Это позволило ускорить развитие системы профессиональной подготовки (от фабрично-заводских училищ (ФЗУ) до университетов). Для подготовки рабоче-крестьянской молодежи к поступлению в вузы были созданы «рабочие факультеты» (рабфаки).
Советское правительство большое внимание уделяло развитию научных исследований. Обратите внимание на начало планомерного изучения Арктики: создание Плавучего морского института (Плавморнин), организация Карских экспедиций.
Продолжалось образование различных творческих групп и объединений в сфере художественной культуры, нередко вступавших в острую борьбу между собой. В 1925 г. было принята резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», которая усилила идеологизацию художественного творчества. В 1922 г. из страны была выслана большая группа российских ученых (свыше 200 человек). Объясните, с чем было связано усиление идеологической борьбы.
Вопросы для самопроверки:
1.Каковы причины перехода к новой экономической политике?
2.Какие факторы сдерживали экономическое развитие страны в годы нэпа?
3.Каковы характерные особенности политического режима 20-х годов в политической сфере?
4.Почему в начале 20-х гг. усилились репрессии большевиков против их политических оппонентов и церкви?
5.Каковы причины и предпосылки образования СССР?
6.В чем сильные и слабые стороны советской школы 1920-х гг.?
7.Как можно оценить политику советской власти по отношению к православной церкви?
Феномен сталинизма.
Территория и население
Конституция СССР 1936 г. закрепила в составе Союза 11 союзных республик. При этом ЗСФСР была разделена на три самостоятельных республики. Всостав СССР вошли Таджикская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР (1936).
С 1929 г. началось снижение темпов прироста населения в стране. Объясните, с чем это было связано. Перепись 1937 г. насчитала в стране 162,039 млн. человек. Эти данные были признаны неправильными. В 1939 г. перепись зафиксировала в СССР 170,557 млн. жителей.
В середине 20-х-начале 30-х годов был дан мощный толчок урбанизации. Индустриализация как процесс социально-экономический и урбанизация как комплексный, в частности социально-демографический, процесс, оказались неразрывны. Укажите, в чем специфика процессов урбанизации в этот период.