Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. и их последствия.
Территория и население.
Обратите внимание на то, что в середине XIX в. началось активное присоединение к России территорий Средней Азии. Укажите, мирным или насильственным путем это происходило. Сформулируйте причины активного продвижения России в этом регионе. Отметьте, что между Россией и Англией заключено соглашение о разграничении сфер влияния в Средней Азии.
Обратите внимание на то, что в 1867 г. русское правительство продало Аляску. Объясните, почему это было сделано.
В период после отмены крепостного права продолжается перемещение населения на юг и восток страны. Но получает развитие и другое направление миграции – перемещение населения в районы более быстрого развития промышленного производства. Обратите внимание на то, что плотность населения во многих районах Европейской России в эти годы превышала пределы, при которых экстенсивные формы сельскохозяйственного производства обеспечивали полную занятость населения.
Социально-экономическое развитие.
Крупнейшим событием второй половины XIX в. во всей жизни России стала отмена крепостного права (19 февраля 1861 г.). Укажите основные этапы разработки Крестьянской реформы. Отметьте е основные положения:
а) крестьяне получали личную свободу;
б) крестьяне были обязаны выкупить свой земельный надел у помещика;
в) до окончания выкупных платежей крестьянин сохранял все прежние повинности в пользу помещика;
г) крестьянин платил только часть выкупной суммы, а остальное доплачивало помещику государство; крестьянин погашал долг государству в течение 49 лет;
д) в деревне создавалось крестьянское самоуправление – сельская община;
е) земля являлась собственностью общины, крестьянин получал в пользование часть общинной земли.
Обратите внимание на то, что первым непосредственным экономическим итогом отмены крепостного права стал экономический кризис. Объясните, чем он был вызван. Но этот кризис был быстро преодолен.
Отмена крепостного права способствовала быстрому развитию капитализма в России. Это было связано со следующими явлениями:
- появился рынок дешевой рабочей силы за счет крестьян, уходивших из общины;
- в деревне стала развиваться рыночная система хозяйства, что способствовало быстрому росту спроса на промышленные товары и формированию рыночных отношений.
Отметьте, какие пережитки крепостного права мешали развитию капиталистических отношений.
Политический строй.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости радикально изменило расстановку социальных и политических сил в российском обществе. Эта ситуация потребовала проведения серьезных реформ во всех сферах общественной жизни. Последовавшие в 60-70-е гг. XIX века преобразования получили у современников наименование «Великие реформы». Укажите характерные черты наиболее крупных из них. В политической сфере общества к этим реформам относились следующие:
а) Создание земского (1864 г.) и городского самоуправления (1870 г.).
Земство – система органов местного самоуправления. Определите круг вопросов, входивших в компетенцию земских структур и структур городского самоуправления. Укажите основные органы самоуправления в губерниях и городах, а также принципы их комплектования. Отметьте, что органы местного самоуправления учреждались как всесословные организации и укажите, в чем это проявлялось. Объясните, почему земские организации очень быстро превратились в органы легальной умеренной оппозиции правительству.
б) Судебная реформа (1864 г.)
В результате этой реформы в стране сложились несколько видов судебных органов: Сенат (сохранивший статус высшей судебной инстанции), окружной суд присяжных (наряду с окружной судебной палатой, где обжаловались приговоры окружного суда); мировой суд; волостной сельский суд для крестьян. Впервые в России появился институт адвокатов – присяжные поверенные.
Основное внимание уделите определению своеобразных черт суда присяжных. Отметьте также, чем отличался волостной сельский суд от других судов. Определите, в чем состояла реализация принципов бессословности, независимости и состязательности судопроизводства, лежавших в основе судебной реформы.
в) Военная реформа (1874 г.)
Важнейшим ее элементом стало введение всеобщей воинской повинности. Укажите, с чем это было связано. Обратите внимание на то, как изменились система подготовки офицерских кадров и управление войсками.
В 1880 г. правительство возглавил М.Т.Лорис-Меликов. Укажите, какие либеральные преобразования были намечены в этот период и почему их не осуществили.
Религия и церковь.
Официальная церковь приняла активное участие в разработке проекта Крестьянской реформы. По указанию Александра II к составлению Манифеста был привлечен митрополит Филарет.
В 60-е г. XIX в. продолжался рост количества церквей и монастырей. Объясните, с чем это было связано. Обратите внимание на тенденцию завершения бюрократизации государственной церкви. Указы 1867 и 1869 гг. запретили передавать низшие церковные должности по наследству (от отца к детям). Назначение на церковные должности полностью перешло в ведение архиерея. Множество мелких приходов было закрыто и соединено вместе в более крупные. В связи с этими изменениями были точно определены штаты священнослужителей каждого прихода. Приходские священники получали жалованье от государства и государственную пенсию.
В пореформенный период оживилось старообрядчество. Москва по-прежнему сохраняла значение общего центра, связывавшего все старообрядчество.
Культура.
Период «великих реформ» был очень противоречивым для российской духовной жизни.
С одной стороны, либеральные преобразования и быстрая модернизация общества создали благоприятные условия для подъема во всех сферах культуры. Определите самостоятельно эти условия.
Укажите типы учебных заведений, сложившиеся в России в ходе реформы системы образования, начавшейся в 1864 г.
Но в то же время в стране обозначился социокультурный раскол. Он заключался в складывании двух противостоящих друг другу типов культурных ценностей: с одной стороны - городской, индустриальной, ориентированной на европеизацию и модернизацию, на рост атеизма - и с другой - сельской, аграрной, базирующейся на традиционализме и консерватизме, на религии. Это противостояние дополнялось старым расколом между дворянской, преимущественно европейской, культурой и культурой низов, сохранявшей традиционные ценности русской общины.
Сложное переплетение различных представлений о системе ценностей неизбежно порождало внутреннюю конфликтность духовной жизни российского общества. Снятие этих конфликтов и проявилось в активных творческих поисках во всех сферах культуры.
Активная антирусская позиция, занятая ведущими европейскими странами в период Крымской войны 1853-56 гг. и русско-турецкой войны 1877-78 гг. (за освобождение Болгарии) также серьезно повлияла на систему ценностей всего российского общества того периода. В стране стали усиливаться тенденции национализма, русификации, что проявилось в формировании идей панславизма. Панславизм заключался в противопоставлении идее европейской цивилизации идеи всеславянской цивилизации.
Вопросы для самопроверки:
1. Назовите причины и предпосылки крестьянской реформы 1861 года. Изжило ли к тому времени крепостное право себя экономически?
2. Чем вызвана "цепная реакция" реформ эпохи Александра II? Носили ли эти реформы системный характер?
3. Почему главной движущей силой буржуазных по своей сути реформ выступало дворянство?
4. Каково общее назначение либеральных реформ 1860-1870-х годов в России?
5. Как вы понимаете выражение: "Отмена крепостного права сверху привела к революции снизу"?