Общая характеристика соборного уложения 1649 г 5 страница
Широко использовалось чрезвычайное законодательство: "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия" (1881 г.) и "Правила о военном положении" (1882 г.), предоставлявшие широкие права полицейским органам и военным властям в борьбе с революционным движением. В 1905 г. положение об усиленной или чрезвычайной охране и военное положение действовали на территории, где проживало 117 мл. человек.
Чрезвычайное законодательство России давало возможность использовать военные судебные органы и военно-уголовное законодательство. Согласно этому законодательству судебные органы могли применять смертную казнь как за многие политические, так и за общеуголовные преступления. Особенно много смертных приговоров было вынесено после подавления первой русской революции и в годы реакции.
19 августа 1906 г. царское правительство ввело Положение о военно-полевых судах, которое предусматривало их создание в местностях, объявленных на военном или чрезвычайном положении. Военно-полевым судам было подсудно любое дело, имевшее хоть какой-нибудь политический характер. Политическое дело рассматривалось в течение двух суток без предварительного расследования.
Указ о полевых судах был упразднен в 1907 г., поскольку не был утвержден Думой. После упразднения военно-полевых судов продолжали действовать военно-окружные суды, которые практически не отличались от военно-полевых. Если военно-полевыми судами за 1906-1907 гг. было казнено 1102 человека, то военно-окружными за период 1907-1909 гг. было казнено 6193 человека.
После издания Манифеста 17 октября 1905 г. были приняты в 1905-1906 гг. временные правила о печати, собраниях, союзах. Они не соответствовали тем обещаниям, которые давались Манифестом, и устанавливали различные существенные ограничения в использовании свободы слова, печати, собраний, союзов.
В 1906-1907 гг. началось массовое преследование демократической печати - запрещение изданий, наложение штрафов, возбуждение судебных дел.
4 марта 1906 г. был издан указ "О временных правилах о собраниях". Позволялось устраивать собрания свободно, т.е. без предварительного заявления и разрешения административных властей, но только такие, на которых могли присутствовать только члены законно существующих обществ или союзов. Публичные собрания могли проводиться только с разрешения административных или полицейских властей. Нарушение установленных правилами порядков влекло за собой роспуск собрания и привлечение к ответственности, вплоть до уголовной.
Временными правилами от 4 марта 1906 г. были разрешены профсоюзы. Министерству внутренних дел давалось право закрывать общества и союзы, если их деятельность признавалась им угрожающей общественному спокойствию.
В годы реакции рабочие профсоюзы подверглись жестокому преследованию. Многие из них были закрыты. Всего с 1906 по 1910 гг. были закрыты около 500 профсоюзов.
В годы первой русской революции и последующие годы реакции продолжало действовать Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Еще в 1881 г. были начаты работы по составлению нового Уголовного уложения. Давая напутствие работе комиссии по составлению проекта Уложения, император Александр III указал, что комиссии прежде всего следует уделить внимание области посягательств на государство и его строй.
Проект был подготовлен в 1895 г., рассмотрен Государственным Советом, и в 1903 г. утвержден императором.
Новое Уголовное уложение существенно отличалось от принятого ранее: сокращено число статей, определения преступлений стали более четкими. Уложение устанавливало особо тяжкие наказания за участие в сообществах, организованных для посягательства на изменение формы правления России, за хранение и провоз революционной литературы. Таким образом, введение в действие глав Уложения 1903 г. соответствовало карательной политике царского правительства. Его статьи предусматривали за государственные преступления смертную казнь, каторгу (срочную и бессрочную), заключение в крепость на длительные сроки, ссылку на поселение.
39. Основные Законы Российской империи (1906 г.).
Общая характеристика
Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг.
Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.
Можно выделить несколько причин создания Основных Законов:
- нарастающий политический кризис;
- беспорядки в стране;
- общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого.
Все это стало предпосылками создания Основных законов 23 апреля 1906г.
В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых.
Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.
Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя.
Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами".
Следует отметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России
1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер. Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения его царем.
2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы:
- обязанности граждан (всеобщая воинская повинность — ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги – ст.29);
- определены права подданных (ст. 30 - 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 — неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу;
- ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения;
- ст. 39 признает свободу вероисповедания.
3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса.
Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе:
1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались.
2. Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам.
3. Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера «есть господствующая».
4. Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными.
40. Правовые основы аграрной реформы П. Столыпина.
Важнейшей из комплекса реформ, задуманных П.А. Столыпиным, безусловно, явилась аграрная реформа. В противовес думским проектам, суть которых (при всех их различиях) в конечном счете, сводилась к передаче крестьянам всей или части частновладельческих земель, т.е. разрешение аграрного кризиса за счет помещиков, суть столыпинской реформы состояла в том, чтобы, сохранив в неприкосновенности частновладельческое землевладение, разрешить аграрный кризис за счет перераспределения между крестьянами общинных крестьянских земель.
Сохраняя частновладельческое землевладение, Столыпин оберегал социальный слой помещиков как важнейшую опору царизма, учитывая, что в результате революции 1905-1907 гг. крестьянство уже не являлось такой опорой. Столыпин рассчитывал, расслоив крестьянство за счет перераспределения общинных земель, создать слой новых собственников-фермеров как новую социальную опору власти. Иными словами, столыпинская реформа одной из важнейших своих целей имела, в конечном счете, укрепление существующего режима и царской власти.
Законодательную основу реализации аграрной реформы П. А. Столыпина составил ряд последовательных нормативно-правовых актов: Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г.16, Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 17г., Закон «О землеустройстве» от мая 1911 г.18 Кроме того, в целях реализации реформы были изданы и другие нормативно-правовые акты.
Таким образом, проведение реформы началось с издания 9 ноября 1906 г. Указа о дополнениях некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования. Хотя формально Указ был назван дополнениями к постановлениям по земельному вопросу, фактически это был новый закон, который радикально менял строй земельных отношений в деревне.
К моменту издания данного закона, т.е. к 1906 г., в России было 14,7 млн. крестьянских дворов, из которых 12,3 млн. имели земельные наделы, в том числе на общинном праве 9,5 млн., преимущественно в центральных регионах, черноземной полосе, на Севере и частично в Сибири, 2,8 млн. дворов — на подворном праве (в Западном и Привислинском краях, Прибалтике, Правобережной Украине).
Соотношение городского и сельского населения в России в 1908-1914 годах наглядно показывает, что в ту пору земледельческий класс составлял 85 процентов от всего населения страны.
47. Политические партии страны в начале XX в.
42. Учреждение гос думы,компетенция и законотворчество.