Классификационные критерии функции государства
Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий.
Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности функций государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже к отдельно взятым функциям.
Для этого, в познании государственно-правовых явлений и процессов в теории государства и права используется метод классификации, ибо без этого метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно- правовых явлений и процессов попросту невозможно.
В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие критерии классификации функций государства, а именно:
1. В зависимости от направленности решаемых государством целей и задач (внутренние и внешние).
2. По продолжительности их существования и деятельности выделяются постоянные и временные. Постоянные функции, осуществляемые государством на всех этапах его существования. Временные функции, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением[7].
3. По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и не основные).
4. По принципу разделения властей (законодательные, исполнительные, судебные).
5. В зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества).
6. По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной сфере.
7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные).
|
Проанализировав различную юридическую литературу, автор работы столкнулся с тем, что зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является составляющей другой подфункции, либо наоборот - подфункция разделена на более мелкие. Тем не менее, общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у большинства авторов.
Так, В.В.Лазарев[8] к внутренним функциям относит: установление и охрана правового порядка, охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан, экономическая, культурная, социальная, экологическая. Внешние функции: поддержание мира и мирного сосуществования, обеспечение делового партнерства и сотрудничества, защита государственного суверенитета от внешних посягательств.
Н.Т. Шестаев[9] к внутренним функциям относит: охранительная, экономическая, социальных услуг, обеспечения и защиты граждан, культурно-воспитательная, природоохранная. Внешние функции: защита государства от вооруженных нападений других государств, поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей, борьбы с международными преступлениями, участие в международной охране окружающей среды.
Наряду с вышеназванными критериями классификации функций, также распространенной является классификация по важности в общественной жизни - на основные и неосновные функции.
Основными являются важнейшие направления деятельности государства, связанные с реализацией приоритетных задач и целей, стоящих перед обществом. Именно в них отражаются сущность и роль государства в обществе. Неосновные функции выражаются через специфическую деятельность отдельных государственных органов, не имеющую общегосударственного значения, и являются относительно более узкими направлениями деятельности государства, входящими в состав основных функций. Вместе с тем в юридической литературе отсутствуют единые критерии разграничения функций по указанному признаку. В качестве основных функций называют такие направления, как обеспечение прав и свобод граждан, законности и правопорядка, свободы экономической деятельности и другие. Кроме того, к основным функциям также относят правоохранительную, культурно-воспитательную, экологическую функции, а также деятельность, связанную с поддержанием мира и интеграцией в мировую экономику. В качестве неосновных указывают, например, прогнозирование и планирование в сфере экономики, регулирование кредитно-денежного обращения.
В то же время этот вопрос представляется весьма важным не только с теоретической, но и чисто с практической точки зрения, поскольку в зависимости от отношения к той или иной функции определенного вида деятельности органа государственной власти зависят и обязательность этой деятельности для государства, и источники ее финансирования (бюджетные или внебюджетные средства) и др.
Анализ научной литературы и нормативных правовых актов, касающихся данного вопроса, позволяет сделать вывод о том, что функциями государства являются направления его деятельности, обусловленные целями и природой данного политического института. В развитых обществах институт государственности призван осуществлять управление обществом и обеспечение правопорядка на основе демократических принципов и в интересах всех граждан. Деятельность государства направлена на охрану прав и свобод личности, обеспечение в обществе мира и согласия. Учитывая такое общественное назначение современных государств, И.А. Ильин отмечает, что сущность государства состоит в том, что все его граждане имеют и признают - помимо своих различных и частных интересов и целей - еще единый интерес и единую цель, а именно: общий интерес и общую цель, ибо государство есть некая духовная община, такие функции получили название основных[10].
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что основные функции государства направлены на достижение тех результатов, ради которых оно было создано или существует в настоящий момент времени, т.е. в реализации которых заинтересовано общество в целом или определенная социальная, политическая, классовая, группа людей, являющаяся источником и носителем государственной власти в обществе.
Указанное позволяет установить два основных критерия для разграничения основных и неосновных функций государства.
В первую очередь, основные функции служат достижению основных целей и задач государства, стоящих перед ним на том или ином этапе развития. Такими целями являются создание, функционирование и сохранение определенного социального, экономического, политического, правового режима, т.е. системная организация общества в границах определенной территории, в соответствующем экономическом, политическом, социальном и ином состоянии, с помощью различных правовых и функциональных институтов. Так, рассматривая данную проблему, один из учёных справедливо отметил, что «правомерна только та его деятельность, которая порождена его природой, соответствует его сущности... Функции государства нельзя смешивать с теми или иными сферами деятельности государства и задачами, которые при этом решаются с помощью государственно-правовых средств и методов. Ничего специфически государственного в самих по себе занятиях экономикой, культурой, наукой, экологией и т.д. нет. Специфика, существо, смысл всей функциональной деятельности государства, всех его функций состоят в организации, реализации и защите определенного (социально и исторически обусловленного) государственно-правового порядка жизни свободных людей. Отдельные функции государства - это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства по созиданию, поддержанию и практическому осуществлению государственно-правового порядка»[11].
Основные функции осуществляются государством в интересах непосредственно носителя общественной власти (класса, нации, народа, иных социальных групп), т.е. их реализация самым тесным образом затрагивает каждого члена общества, при этом не следует путать этот признак с общественным интересом (вниманием), проявляющимся в той или иной сфере.
Таким образом, основным, принципиальным условием для разделения функций по предложенной классификации является существование взаимного интереса в реализации основных функций, как у общества, которое нуждается в определенной поддержке со стороны государства, так и у государства, которое таким образом реализует свою роль в обеспечении развития общества.
С учетом названных критериев, автор работы для подробной характеристики в следующем вопросе, выделяет группу направлений деятельности государства, включающих его основные функции.