Кафедра истории, политологии и социологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра истории, политологии и социологии
УТВЕРЖДЕНО
На заседании учебно-методической комиссии института (факультета)
«__»____________20__г.
Протокол №___
Председатель УМК
_________________
Фамилия И.О., подпись
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«История»
Направление подготовки (Специальность)
«Прикладная информатика»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Блок дисциплин (в соответствии с учебным планом направления или специальности)
Семестр_____. 1
Всего учебных занятий – 144 часов, 4 зачётные единицы
В том числе:
Аудиторные 72 час, 2 зачётные единицы, из них:
Лекции – 36 часов, 1 зачётная единица
Практические занятия – 36 часов, 1 зачётная единица
Самостоятельная работа – 72 часов, 2 зачётные единицы
Форма текущего контроля - контрольная работа
Промежуточный контроль – экзамен
Сыктывкар 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра истории, политологии и социологии
Учебно-методический комплекс
дисциплины (модуля)
«История»
Направление подготовки (Специальность)
«Прикладная информатика»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Сыктывкар 2012
Лист согласования и утверждения рабочей программы
Авторы рабочей программы (УМК)
к.и.н., доц. Яковлева С.И.
Рабочая программа (УМК) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления (профиля) 230700 «Прикладная информатика»
Рабочая программа (УМК) рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории, политологии и социологии
Протокол заседания №2 от «13» сентября 2011 г.
Заведующий кафедрой
д. и.н., профессор Г.Ф. Доброноженко
Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии института гуманитарных наук, к.и.н. Афанасьева Ю.С.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Цели и задачи изучения дисциплины
1.1. Цель преподавания дисциплины
1.2 Задачи изучения дисциплины
1.3. Требования к освоению содержания дисциплины
1.4. Общекультурные компетенции (ОК)
II Структура учебной дисциплины
III Содержание дисциплины
4.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
4.2. Содержание разделов. Темы лекций и семинарских занятий
IV Литература по курсу «История»
5.1. Учебная и справочная литература, основные издания обобщающего характера
5.2. Дополнительная литература по основным разделам дисциплины
5.3. Ресурсы INTERNET по дисциплине
V Планы семинарских занятий
VI Самостоятельная работа студентов
6.1. Основные задачи самостоятельной работы
6.2. Исторические тексты для самостоятельного изучения и содержательного анализа (Приложение 1: Электронные тексты)
6.3. Тестовые задания для самостоятельной работы и самоконтроля знаний (Приложение 2)
Содержание разделов. Темы лекций
И семинарских занятий
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.
Место истории в системе наук. Предмет «истории» как науки; научные категории. Теория и методология исторической науки: принципы и методы исторического исследования. Понятие «исторический процесс». Сущность, формы, функции исторического знания. Классификации концепций исторического процесса. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Отечественная историография: многозначность понятия, этапы развития. Отрасли исторической науки. Исторические источники: понятие и классификация.
Хронологические рамки, периодизация и основные задачи курса «История».
ЛЕКЦИЯ. История как наука и учебная дисциплина. Теоретико-методологические аспекты изучения истории (4 часа)
Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства
Образование новых государственных центров и своеобразие их развития. Социально-политические изменения в русских землях в XIII–XV вв. Владимиро-Суздальские земли: особенности взаимоотношения власти и общества. Социально-политическое развитие Северо-Западной Руси. Великий Новгород: особенности политического строя. Галицко-Волынское княжество – политический центр Южной и Юго-Западной Руси.
Образование монгольской державы. Причины и направления монгольской экспансии. Завоевание монголами Северо-Восточной и Южной Руси. Оборона северо-западных русских земель от агрессии со стороны католического Запада: дискуссии в исторической литературе. Две линии в политике русских князей в отношении завоевателей и проблема цивилизационного выбора.
Русь и Орда: проблемы взаимоотношений. Проблема влияния татарского ига на властные отношения, взаимоотношение власти и общества и ментальность народа в исторической литературе. Дискуссия о роли монголов в становлении Русского государства.
Литва как второй центр объединения русских земель. Русские земли в составе Русско-Литовского, Польско-Литовского государств
Формирование национальных государств в Европе и России: общее и особенное. Объединение русских земель под властью Москвы. Альтернативы объединения русских земель и образования государства в исторической литературе. Причины возвышения Москвы: точки зрения историков. Взаимоотношения Москвы и Орды. Рост территории Московского княжества. Присоединение Новгорода и Твери. Основные этапы и специфика объединения русских земель.
Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.
ЛЕКЦИЯ 1. Европейское средневековье и русские земли в XII-XV вв.
ЛЕКЦИЯ 2. Образование национальных государств в Европе и России.
Семинар 1. Образование новых государственных центров и своеобразие их развития в период раздробленности.
СЕМИНАР 2. Борьба русских земель против иноземных захватчиков в XIII-XV вв.
СЕМИНАР 3. Образование Московского государства.
Россия и мир в ХХ – ХХI вв.
Альтернативы развития России после Февральской революции. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 году.
Гражданская война в России: причины, сущность, основные этапы. Большевики – правящая партия: радикально-коммунистическая доктрина и реалии жизни. Начало революционных преобразований; создание советской государственной системы и ее особенности. Военный коммунизм: первая попытка введения социализма.
НЭП: причины перехода, сущность, эволюция, итоги в историографии. Ужесточение политического режима. «Социалистическая» модернизация 1920-х гг. в рамках нэповской государственно-частной экономики. Кризисы нэпа и внутрипартийная борьба 20-х гг.
Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.
Модернизационный срыв конца 1920-х гг. и переход к форсированной этатистской модели модернизации. Проблема социокультурных корней, идеологии и практики сталинизма. Трансформация политической системы. «Аграрная революция»: цели, методы проведения и последствия. Советский вариант индустриализации: источники накопления, пути и методы осуществления. ГУЛАГ в политической и хозяйственной жизни страны. Итоги и цена сталинской модернизации.
Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Фашизм и обострение международной обстановки. Лига Наций. Адаптация Советской России на мировой арене. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Антикоминтерновский пакт и секретное соглашение. Советская внешняя политика в 1930-е гг.
Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). Великая Отечественная война: основные этапы. Освободительная миссия Красной Армии в Восточной Европе.
Восстановление народного хозяйства. Ужесточение политического режима и идеологического контроля.
Попытки реформирования советской системы и нарастание кризисных явлений (середина 50-х – первая половина 80-х гг.). Н.С. Хрущев: либерализация политического режима и экономические реформы. Программа «развернутого строительства коммунизма» и политика КПСС. Усиление консервативных тенденций в политическом руководстве страной в середине 60-х гг. Процессы деградации политической системы и правящей партии. Нарастание застойных, кризисных явлений в социально-экономической сфере. Диссидентское движение: основные этапы и направления развития. Политика подавления инакомыслия.
СССР в 1985-1991 гг. Становление новой российской государственности. Поиски путей «совершенствования социализма»: от «стратегии ускорения» к перестройке общественных отношений и радикализации реформ. Демократизация общественно-политической жизни. Формирование демократической (антикоммунистической) оппозиции. Социально-экономическое развитие. Иллюзии и просчеты «стратегии ускорения». Перестройка и нарастание кризиса в национальных отношениях: причины, уровни проявления.
Попытки государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Либеральная концепция российских реформ: формирование рыночной экономики, правового государства и гражданского общества. Идеология и практика реформ.
Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.
Россия в начале XXI века. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2010 года. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Внешняя политика РФ.
ЛЕКЦИЯ 1. 1917 г. и проблема исторического пути развития России.
ЛЕКЦИЯ 2. Политическое развитие Советской России - СССР в 1920 – 1930-е гг.
ЛЕКЦИЯ 3. Внешняя политика Советской России - СССР в 1920 – 1930-е гг.
ЛЕКЦИЯ 4. пРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА И ссср ВО ВТОР. ПОЛ. xx В.
лЕКЦИЯ 5. рОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ xxi В.
СЕМИНАР 1. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ
сЕМИНАР 2. Социально-экономическое развитие ссср 1920-30-е гг.
Семинар 3. ссср во второй мировой войне. великая отечественная война советского народа.
семинар 4. перестройка в ссср.
семинар 5. российская федерация в конце Xx – нач. XXI вв.
семинар 6. информационное общество
IV Литература по курсу «История»
4.1. Учебная и справочная литература, основные издания обобщающего характера
Основные учебники
1. Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2009.
2. Россия в мировой истории: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). – М., 2003.
3. Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.
4. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России. Уч. пос. М., 2005 (2006, 2007, 2008, 2009). Рек. МОПО РФ.
5. Деревянко А.П. История России. Учеб. пособие. Изд. 2-е пер. и доп. М., 2007.
6. История России. Учебник. 2-е изд., пер. и доп. /А.С. Орлов, В.А.Георгиев. М.: Проспект, 2004 (2006, 2008).
Учебная литература
1. Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю 1985–1991 гг.: Курс лекций. М., 2002.
2. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938–2002 г. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003.
3. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917–2004. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2005.
4. Геллер М., Некрич А. История России. 1917–1995. В 4 т. М., 1996.
5. Головатенко А. История России: спорные проблемы. М., 1993.
6. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов. М., 1998.
7. Исаев И.А. История государства и права России. М., 1997.
8. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI–XX вв. М., 1995.
9. История государственного управления России. Изд-е 2-е. Под общей В. Г. Игнатова. Ростов-на-Дону, 2002.
10. История Отечества: новые подходы к содержанию предмета: Учеб. пособие / Сост.- ред. Е.П. Иванов. Псков, 1993.
11. История России IX–XX вв. Учебник. / Под. ред. Г. А. Аммона. М., 2006.
12. История России IX–XX вв. Курс лекций /Под ред. Леванова Б.Б. М., 1996.
13. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 1996; 2001.
14. История России с древнейших времен до 2-й половины XIX века. Курс лекций. / Под ред. Б.В. Личмана, Екатеринбург, 1994; 1995.
15. История России: Учебник для вузов./А.А.Чернобаев, И.Е. Горелов и др. М., 2003
16. История России XIX – нач. ХХ вв. Учебник. / Под ред. В. А. Федорова. М., 2002.
17. История России: Курс лекций [Горинов М.М. и др.]: В 3 ч. М., 1994.
18. История России: Учебное пособие: В 2 т./ Под ред. С.В. Леонова. М., 1997.
19. История России. В 3-х частях. Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 2000.
20. История России. В 3-х частях. Под. редакцией Л.В. Милова. М., 2006.
21. История России, ХIХ век. В 2 ч. Учебник. / Под ред. В. Г. Тюкавкина. М., 2001.
22. История России в новейшее время. 1945–2001 / Под ред. А.Б. Безбородова. М., 2001.
23. История России. ХХ век /Отв. ред. В.П. Дмитренко. М., 1996.
24. История России. С древнейших времен до начала XXI века: В 2 т. /Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2003.
25. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И. Павленко. М., 2003.
26. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.
27. Короткевич В.И. История современной России. 1991–2003. СПб., 2004.
28. Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник. 5-е изд. М., 2008.
29. Леванов Б.В., Чунаков А.В. История России: Курс лекций: Учебное пособие. М., 2002.
30. Новейшая история Отечества: ХХ век. В 2 т. /Под ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова. М., 2004.
31. Новейшая история России. 1914–2002. /Под ред. М.В. Ходякова. М., 2004.
32. Отечественная история (1917–2001). /Отв. ред. И.М. Узнарова. М., 2002.
33. Орлов С.Г. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. М., 1999.
34. Пикульников А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. М., 1997.
35. Политическая история России: Учеб. пособие / Отв. ред. В.В. Журавлев. М., 1998.
36. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учеб. пособие. М., 2002.
37. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941–1991.: Учеб. пособие. М., 1999.
38. Терещенко Ю.Я. История России XX–XXI вв. М., 2004.
39. Федоров В. А. История России. 1861–1917. Учебник для вузов. М., 2000; 2001.
40. Фортунатов В. В. Отечественная история. Уч. пос. для гуманитарных вузов. СПб., 2007.
41. Щетинов Ю.А. История России XX век. М., 1999.
Основные издания обобщающего характера по курсу:
История России:
1. Карамзин Н.М., История государства Российского. М., 1988.
2. Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти томах. М., 1987–1999.
3. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. М., 1988–1999.
4. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1988.
5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. (Любое издание)
6. Платонов С.Ф. Собрание сочинений по русской истории. В 2-х томах. СПб., 1993.
7. История СССР с древнейших времен до наших дней: В 12 т. М., 1967–1980.
8. История внешней политики России: В 6-ти томах. М., 1998.
Всемирная история:
1. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. – М., 1994
2. История Европы. В 5-ти тт. – М., 1996
3. История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007
4. История средних веков: Учебник для вузов [В 2 т.]/Ред. С.П. Карпов. – М., 1998
5. Мир в XX веке/под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001
6. Мировые войны в ХХ веке. В 4 тт. Отв. ред. О.А.Ржешевский. – М., Наука, 2002
7. Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007
8. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009.
Справочная литература
1. Безелянский Ю.К. От Рюрика до Ельцина (Календарь российской истории). М., 1993.
2. Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Словарь русской истории. Н. Новгород, 1997.
3. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. первая. IX–XVI вв. М., 1991.
4. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. вторая. XVII-XVIII вв. М., 1994.
5. Данилов А.А. История России IX–XIX вв. Справочные материалы. М., 1997.
6. Данилов А.А. История России. XX в.: Справочные материалы. М., 1996.
7. Жукова Л.В. История. Ответы на вопросы. М., 2002.
8. Зуев М.Н. Хроника истории России. IX–XX вв. М., 1995.
9. Изосимов Ю.Ю. Учебно-справочное пособие по отечественной истории современного периода. 1985–1997. М., 1998.
10. История Отечества: Энциклопедический словарь /Сост. Б.Ю. Иванов, В.М. Карев, Е.И. Куксина и др. М., 1999.
11. История России в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Сост. С.А. Кислицин. Ростов на Дону, 1999.
12. История России в лицах и датах: Словарь-справочник (IX–1917 г.) СПб., 1995.
13. История России в лицах: Биографический словарь /О.М. Рапов, Л.Н. Вдовина, В.А. Федоров, Ю.Я. Терещенко; Под ред. Проф. В.В. Каргалова. М., 1997.
14. Зенькович Н.А. Самые закрытые люди: Энциклопедия биографий. М., 2004.
15. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах (любое издание).
16. Мир русской истории: Энциклопедический справочник. М., 1997.
17. Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки. XIX в. М., 1995.
18. Народы России: Энциклопедия. М., 1994.
19. Новиков И.В. История России в вопросах и ответах. От Древней Руси до смутного времени. М., 1998.
20. Островский А.В. Универсальный справочник по истории России: с таблицами, схемами и словарями. СПб., 2000.
21. Попов А.И. Названия народов СССР. М., 1973.
22. Пчелов Е.В., Чумаков В.Т., Правители России от Юрия Долгорукова до наших дней. М., 1997.
23. Российская государственность в терминах: IX – начало XX в. Словарь. М., 2001.
24. Словарь исторических терминов. СПб., 1998.
25. Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. М., 2002.
4.2. Дополнительная литература по основным разделам дисциплины
Раздел 3. Европейское средневековье и русские земли в XIII–XV веках. Образование Московского государства
1. А было ли Иго? Материалы дискуссии за "круглым столом" // Родина . 1993. N. 3-4.
2. Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси. Новосибирск, 1991.
3. Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III: традиции и реформа. СПб., 2001.
4. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988.
5. Андреев И.Л., Соболев М.А. Герб Российского государства // Вопросы истории. 1992. N 10.
6. Береснев А. Монголы и русские: первая кровь // Родина. 1993. № 7.
7. Борисов Н. Иван III. М., 2000.
8. Вернадский Г.В. Что дали России монголы // Родина. 1997. № 3-4.
9. Греков Б.Д., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории: Русские земли в XIII–XV вв. М., 1986.
10. Горский А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80-х годов XVI в.; причины, особенности, результаты // Отечественная история. 1998. № 4.
11. Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV вв.: Пути политического развития. М., 1996.
12. Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношения с Ордой // Отечественная история. 1996. N. 3.
13. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М., 1992.
14. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
15. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII–XIV вв.) Курс лекций. М., 2001.
16. Дворниченко А.Ю. Русские земли Великого княжества Литовского (до начала XVI в.) // Очерки истории общины, сословий, государственности. СПб,. 1993.
17. Думин С.В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX– начала XX вв. М., 1991.
18. Казаков Р.В. Судебник 1497 г. //Вопросы истории. 2000. № 3.
19. Каргалов В.В. Конец Ордынского ига. М., 1980.
20. Каргалов В.В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М., 1967.
21. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. 1996. N 11.
22. Кирпичников А. Н. Ледовое побоище 1242 г. (новое осмысление) // Вопросы истории. 1994. N5.
23. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой Руси (XV–XVI вв.). М., 1985.
24. Кожинов В. Монгольская "эпоха" в истории Руси и истинный смысл и значение Куликовской битвы // Наш современник. 1997. № 3.
25. Куза А.В. Древнерусские княжества X–XIII веков. М., 1975.
26. Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984.
27. Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987.
28. Мартышин А.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.
29. Ольшанский О.Т. Москва, Тверь, Орда в 1300–1339 годах // Вопросы истории. 1995. № 4.
30. Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950.
31. Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998.
32. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII–XIII вв. 2-е изд., доп. М., 1993.
33. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994.
34. Смирнов А.А. Государство сражающейся нации //Родина. 1994 № 9.
35. Спорные вопросы отечественной истории XI–XVIII вв.: Чтения памяти А.А. Зимина. М., 1990.
36. Сорокин П. Стремительная сеча Невская битва: правда и вымысел // Родина. 1997. N 10.
37. Тихомиров М.Н. Древняя Москва: XII–XV вв.: Средневековая Россия на международных путях: XIV–XV вв. М., 1992.
38. Тихомиров М.Н. Российское государство XV–XVII вв. М., 1978.
39. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.
40. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв.: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.
41. Юрганов А.Л. Символ Русского государства и средневековое сознание // Вопросы истории. 1997. N 8.
42. Юрганов А.Л. У истоков деспотизма // История Отечества: идеи, люди, решения. М., 1991.
43. Юрганов А.Л. Удельно-вотчинная система и традиция наследования власти и собственности в средневековой России // Отечественная история. 1996. № 3.
44. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977.
Тематические проекты
–Русь Древняя и Удельная - http://avorhist.narod.ru/
– «1812 год» -http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
– «Музей декабристов» - http://decemb.hobby.ru/
– Российские мемуары XVIIIвека - http://mikv1.narod.ru/
– Российский флот - http://www.navy.ru/
– Военные конфликты Российской империи http://grandwar.kulichki.net/
– Русско-японская война - http://grandwar.kulichki.net/books/index.html
– Военная литература http://militera.lib.ru/
– Антибольшевистская Россия - http://www.antibr.ru/
«СССР - Финляндия. Советско-финская война» -http://www.aroundspb.ru/finnish/
– Вторая мировая война 1939-1945 http://1939-1945.net/main.shtml и http://www.weltkrieg.ru/
– Ассоциация «История и компьютер» - http://www.obraforum.ru/pubs.htm
– Публикации научно-образовательного форума по международным
отношениям http://www.obraforum.ru/pubs.hrm
– Сталин: время, люди, империя http://stalinism.ru/
Невозможно представить работу в сети Интернет без поисковых систем, которые облегчают самостоятельную работу студента и помогают сориентироваться в огромном количестве информации, найти только то, что необходимо. Наиболее признанные поисковые системы: Яndex (http://www.yandex.ru), Google (http://www.google.ru) Rambler (http://www.rambler.ru). Эти и другие поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет и индексируют информацию, делая ее доступной для поиска.
Анализ Интернет-ресурсов по истории дан в следующих статьях (электронные версии есть в Интернете):
– Афанасьева Л.П. Интернет для историка: мусорная корзина или кладезь мудрости? // Новый исторический вестник. 2003. №1.
– Афанасьева Л.П. Интернет-ресурсы по истории постсоветской России // Новый исторический вестник. 2005. №12.
V Планы семинарских занятий
Самостоятельная работа.
- для овладения знаниями: чтение текста учебника, дополнительной литературы.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции
(обработка текста) по теме «История как наука. Теоретико-методические аспекты изучения истории»
Самостоятельная работа.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции по теме «Проблема образования Древнерусского государства в исторической литературе»
-
Тема 3. Образование новых государственных центров и своеобразие их развития в период раздробленности
1. Владимиро-Суздальское княжество.
2. Новгородская феодальная республика.
3. Галицко-Волынское княжество.
Тема для доклада: Русские земли в составе Великого княжества Литовского
Самостоятельная работа.
Составить таблицу: «Своеобразие политического и социально-экономического развития основных государственных центров в период раздробленности».
Владимиро-Суздальское княжество | Новгород | Галицко-Волынское княжество | Великое княжество Литовское и Русское | |
1. политическое развитие 2. экономическое развитие 3. социальный состав населения |
Самостоятельная работа.
- для закрепления лекционного материала: работа с конспектом по теме «Предпосылки объединении русских земель»
Самостоятельная работа.
Подготовка к контрольной работе по разделам 1-4.
Тема 8. Россия в XVIII веке
1. Преобразования Петра I: предпосылки, идейные основы, содержание, последствия, оценка в историографии.
2. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм: теория и практика.
3. Внешняя политика России в XVIII в.
Самостоятельная работа:
Российская империя в эпоху дворцовых переворотов 1725-1762 г.г
Крестьянская война под предводительством Ем. Пугачёва
Самостоятельная работа.
- для закрепления к систематизации знаний: работа с конспектом лекции по теме «Россия в I пол. XIX в.»
- составить таблицу «Конституционные проекты первой четверти XIX века (М.Сперанский, Н.Новосильцев, П.Пестель, Н.Муравьев)».
М.Сперанский | Н.Новосильцев | Н.Муравьев | П.Пестель | |
1. политическое устройство 2. национально-государственное устройство 3. крестьянский вопрос |
Самостоятельная работа. Монархия и революция в начале ХХ века
1. Первая российская революция: причины, ход, последствия.
2. Партийно-политический состав и деятельность I-IV Государственных дум.
3. Столыпинский вариант модернизации России.
4. Россия в первой мировой войне.
Вопросы к контрольной работе:
1. Основные методологические подходы в истории: содержание, недостатки.
2. Место России в мировом сообществе цивилизаций: узловые моменты дискуссии.
3. Этногенез восточных славян.
4. Проблема образования Древнерусского государства в исторической литературе.
5. Политическое и социально-экономическое развитие Древней Руси.
6. Киевская Русь: содержание основных этапов развития.
7. Принятие Русью христианства: причины, последствия.
8. Раздробленность в Европе и на Руси: общее и особенное.
9. Своеобразие политического и социально-экономического развития основных государственных центров в период раздробленности.
10. Завоевание Руси монголо-татарами. Власть монголов над Русью.
11. Влияние монгольского ига на политическое, социально-экономическое и духовное развитие Руси.
12. Проблема влияния монгольского ига в исторической литературе.
13. Борьба против агрессии со стороны католического Запада.
14. Особенности образования национальных государств в Европе.
15. Образование Русского централизованного государства: содержание этапов.
16. Реформация и контрреформация в Европе: содержание, особенности.
17. Реформы Избранной Рады: содержание и значение.
18. Опричнина: причины, содержание, последствия, оценка в историографии.
19. Внешняя политика России в XVI в. : основные задачи и направления.
20. Смутное время: причины, содержание этапов, последствия, оценка в историографии.
21. Основные тенденции политического и социально-экономического развития России в XVII в.
22. Этапы формирования крепостного права в России.
23. Эволюция форм российской монархии ( IX-XVII в.в.).
24. Церковная реформа и церковный раскол.
25. “ Бунташный век”.
Самостоятельная работа.
- для закрепления и систематизации материала: работа с конспектом по теме
- «Общественно-политическое движение России во II пол. XIX века»
составить таблицу «Политические партии России в начале XX века».
Союз русского народа | Союз 17 октября | Кадеты | Эсеры Партия социалистов-революционеров (ПСР) | Меньше-вики | Больше-вики | |
1. идеология 2. социальный состав и лидеры 3. политическое устройство 4. национально-государственное устройство 5. аграрный вопрос 6. рабочий вопрос 7. представительство в I-IV Государст-венных думах |
*Семинар проводится в виде ролевой игры
Самостоятельная работа.
- для закрепления и систематизации материала: обработка конспекта лекции по теме «1917 год и проблема выбора исторического пути развития России»
- вопросы для самостоятельного изучения.
1. Учредительное собрание: партийно-политический состав, причины роспуска.
2. Первые преобразования Советской власти.
Самостоятельная работа.
Внешняя политика СССР в 1945-1985гг.
Самостоятельная работа.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции по теме «Перестройка в СССР»
Самостоятельная работа.
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции по
теме «1991 год. ГКЧП и распад Советского Союза»
VIII Приложения
Приложение 1.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра истории, политологии и социологии
УТВЕРЖДЕНО
На заседании учебно-методической комиссии института (факультета)
«__»____________20__г.
Протокол №___
Председатель УМК
_________________
Фамилия И.О., подпись
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«История»
Направление подготовки (Специальность)
«Прикладная информатика»