Органы исполнительной власти

Государственный совет Китайской Народной Республики (Госсовет КНР <#"justify">Статья 89 Конституции КНР определила полномочия Государственного совета следующим образом: «На основании Конституции и законов определяет административные мероприятия, формулирует административно-правовые акты, издает постановления и распоряжения». [] Выработка административно-правовых актов является одним из важнейших полномочий Государственного совета, важным средством регламентации государственной деятельности, непременным условием согласованной и эффективной деятельности государственного аппарата, обеспечения стабильности и сплоченности государства.

С 1998 года организационная структура Госсовета претерпела большие реформы, в структуру Госсовета входят: Канцелярия Госсовета и 28 министерств, комитетов, департаментов, банков, 17 непосредственно подчиненных органов, 8 служебных органов, а также некоторое число ведомств непосредственного подчинения.

Кандидатура Премьера Государственного Совета утверждается Всекитайским Собранием народных представителей по представлению председателя Китайской Народной Республики, назначается и смещается Председателем КНР. Кандидатуры заместителей Премьера, членов Государственного Совета, министров, председателей комитетов и комиссий, Главного ревизора, начальника Секретариата утверждаются Всекитайским Собранием народных представителей по представлению Премьера Государственного Совета, назначаются и смещаются Председателем КНР; в период между сессиями всекитайского собрания народных представителей кандидатуры министров, председателей комитетов и комиссий, Главного ревизора, начальника Секретариата утверждаются Постоянным комитетом ВСНП по представлению Премьера Государственного Совета, назначаются и смещаются Председателем Китайской Народной Республики.

Срок полномочий Государственного Совета - пять лет.

Премьер, заместители Премьера, члены Государственного Совета могут занимать свою должность не более, чем два срока подряд.

Члены Государственного Совета по умолчанию Премьера или Постоянного совета Государственного Совета отвечают за определенную область работы или важное задание, а также могут представлять Государственный Совет во внешнеполитической деятельности.

Начальник Секретариата Государственного Совета под руководством Премьера отвечает за повседневную работу Государственного Совета.

Главный ревизор отвечает за контроль над государственными финансами и финансовыми доходами и расходами.

Институт Председателя КНР

Председатель Китайской Народной Республики <#"justify">2.4 Центральный Военный Совет КНР

Центральный Военный Совет КПК является высшим военным органом КНР, действующим под руководством КПК, несёт ответственность за руководство вооруженными силами КНР. В его состав входят Председатель, Заместитель Председателя и члены совета. Председатель Совета избирается Всекитайским Собранием Народных Представителей. Председатель несёт ответственность перед ВСНП и его постоянным комитетом. Состав Центрального Военного Совета устанавливается на основе решений ЦК КПК. Осуществляется режим ответственности Председателя. Главные функции Военного Совета: непосредственное руководство вооруженными силами КНР.

Срок полномочия Центрального Военного Совета составляет 5 лет. Срок полномочий может быть продолжен, без ограничений.

Китайские Вооруженные Силы состоят из Народной Освободительной Армии Китая (НОАК), Народной вооружённой милиции Китая и народного ополчения. НОАК является регулярной армией государства. Народная вооружённая милиция Китая несёт ответственность за защиту безопасности граждан и обеспечение общественного порядка. Народное ополчение является организацией, относящейся к массовым вооруженным силам страны, не освобожденным от производства.

В структуре ЦВС образована комиссия народных вооружений (во главе с заместителем председателя ЦВС), ведающая народным ополчением, которое, как свидетельствуют высказывания китайских официальных лиц, носит военизированный характер и может использоваться, в частности, для решения определенных внутриполитических задач.

Что касается полицейских формирований, то в их задачи входит охрана пограничных зон, государственной и личной собственности, защита населения от посягательств на жизнь людей, борьба со стихийными бедствиями. Деятельность полиции координируется соответственно министерством государственной безопасности, министерством общественной безопасности и министерством гражданской администрации. Подразделения народной полиции считаются специальными войсками министерства общественной безопасности, а политический контроль за ними (и министерством) осуществляет политико-юридическая комиссия ЦК КПК.

Правовые основы судебной системы КНР определены ст.123-128 Конституции КНР и Законом КНР 1979 г. об организации народных судов. Задачей народных судов является "рассмотрение уголовных и гражданских дел, наказание в судебном порядке преступных элементов и разрешение гражданских споров в целях защиты системы диктатуры пролетариата". В законодательстве закрепляется принцип независимости судов.

Правосудие в КНР осуществляется общими и специальными судебными органами. К общим относятся Верховный народный суд и местные народные суды (народные суды высшей ступени, средней ступени и низовые). Специальными считаются военные суды (в соответствии с законом могут быть учреждены и другие специальные суды). В КНР не существует специальных административных судов; их функции выполняют действующие в общих судах палаты (коллегии) по административным делам. Они принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц. В деревнях такие жалобы рассматривают комитеты сельского населения (органы общественного самоуправления), решения которых могут быть обжалованы в суд. В 1993 г. созданы также арбитражные комиссии и арбитражные суды по трудовым спорам (от уезда и ниже), решения которых могут быть обжалованы в народный суд. На практике, в соответствии с традициями, население редко обращается в суд, предпочитая негосударственные, неформальные методы разрешения споров.

Заключение

Система государственного управления в современном Китае отражает национальную специфику и историческую уникальность китайского варианта социалистической модернизации общества.

Согласно действующей Конституции, к основным формам деятельности государства относятся: осуществление государственной власти, государственного управления, судебной работы, надзора за законностью. Соответственно в КНР имеется четыре основных вида государственных органов: государственной власти; управления; суда; прокуратуры. Они составляют единую систему органов государства, определенную в Конституции термином «государственная структура»

Основу всей системы государственных органов КНР составляют представительные органы государственой власти - Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и местные собрания народных представителей (СНП). Кроме ВСНП и СНП различных ступеней к органам государственной власти в КНР относятся также образуемые ими и им подотчетные постоянные комитеты (ПК), выполняющие в период между сессиями собраний практически все их функции.

Особенность формирования представительных органов государственной власти заключается в том, что в соответствии с действующим Законом КНР о выборах в ВСНП и местные СНП различных ступеней непосредственно населением на основе всеобщих равных и прямых выборов путем тайного голосования избираются только органы государственной власти, образуемые в административно-территориальных единицах низового (волости, национальные волости и поселки) и уездного уровня (уезды, автономные округа, автономные уезды, хошуны, города без районного деления, городские районы). Остальные СНП, а также ВСНП избираются соответствующими нижестоящими органами государственной власти.

Прерогативой представительных органов является их правомочность издавать законы и другие нормативные акты. В большинстве социалистических стран право законодательной деятельности как высшей формы нормотворческой работы принадлежит высшим органам народного представительства, принимающим конституции, конституционные законы и законы. В КНР оно принадлежит и высшему коллегиальному органу государственной власти - Постоянному комитету ВСНП; равным образом право издания нормативных актов местного характера предоставлено не только СНП 'провинциального звена, но и их ПК, а право разрабатывать проекты местных нормативных актов, представляемые на утверждение вышестоящих СНП и их постоянных комитетов, получили также СНП провинциальных центров .и даже крупных промышленных городов, не являющихся провинциальными центрами. Подобная практика, представляющая собой специфичную форму правотворчества, объясняется децентрализацией государственного руководства, прежде всего в хозяйственно-организаторской сфере.

Наряду с ПК ВСНП, являющимся высшим коллегиальным органом государственной власти, часть -полномочий главы государства в КНР осуществляет Председатель КНР. Этот пост, существовавший с принятия Конституции 1954 г. и фактически упраздненный в начале «культурной революции» (1966 г.), был вновь учрежден по Конституции КНР 1982 г. По своему нынешнему статусу Председатель КНР выполняет в основном представительские функции и во внутриполитической жизни, не обладая государственно-административными полномочиями; тем не менее формально-юридически данный пост составляет один из институтов государственной власти.

Определенной спецификой обладают и органы государственного управления КНР, к числу которых относятся: центральное правительство (Государственный совет), министерства, государственные комитеты и иные центральные ведомства, а также местные народные правительства различных ступеней, делегированные ими органы, департаменты, отделы, канцелярии, комиссии. .По сфере их деятельности они подразделяются на центральные и местные, а по содержанию полномочий - на органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции (Госсовет, местные народные правительства) ведают всеми отраслями государственного управления; органы специальной компетенции (министерства, госкомитеты, центральные ведомства, структурные подразделения местных народных правительств) руководят отдельными отраслями государственного управления.

В процессе осуществления принадлежащей им компетенции органы государственного управления сочетают исполнительную и распорядительную деятельность, т. е. либо непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти и их постоянных комитетов (исполнительная деятельность), либо обеспечивают выполнение указанных актов посредством своих распоряжений (распорядительная деятельность). Помимо того, органы государственного управления осуществляют разнообразную нормотворческую деятельность, содержание которой определяется компетенцией органов государственного управления, стоящими перед ними задачами, а равно присущим им динамизмом и оперативностью исполнения своих полномочий.

Особенностью органов государственного управления КНР является централизованная система их руководства, определяемая введением персональной ответственности премьера Госсовета, руководителей министерств и центральных ведомств, а также местных народных правительств различных ступеней.

Спецификой КНР является органическое включение в ее государственную структуру высшего военного органа - Центрального военного совета (ЦВС), который, по Конституции (ст. 93), «руководит всеми вооруженными силами государства» [11, с. 46].

Ряд особенностей свойствен судебной системе Китайской Народной Республики.

Обращает на себя внимание наличие разнообразных специальных судов, (военные трибуналы, суды железнодорожного транспорта, суды водного транспорта, лесные суды). Их число и количество видов никак не ограничиваются законом.

Особенность китайских судов заключается также в определении их задач: их деятельность прежде всего связывается с проведением курса модернизации Китая, главным образом в экономической сфере. Поэтому образованы ранее отсутствовавшие в КНР палата по экономическим делам Верховного народного суда и подобные же палаты в народных судах всех ступеней.

Для КНР также характерно внесудебное разбирательство многих гражданских и даже уголовных дел, связанное не только с существованием определенных исторических традиций в этой области (подробнее см. [58, с. 67]).

Одним из видов государственных органов КНР, восстановленных после «культурной революции, являются органы народной прокуратуры.

Последовательно и неуклонно проводимый в жизнь в большинстве социалистических стран централизм в организации и деятельности органов прокуратуры, при котором ее нижестоящие органы подчинены вышестоящим, а все они Генеральному прокурору, обусловливает ответственность и подотчетность лишь высшего органа прокуратуры перед высшим представительным органом государственной власти. Иначе обстоит дело в КНР, где законодательно закреплена также и ответственность прокуроров местных прокуратур перед соответствующими органами государственной власти на местах - СНП и их постоянными комитетами.

При определении задач органов прокуратуры, как и по отношению судебных органов, закон делает упор на необходимость обеспечения модернизации Китая. При этом говорится не только о надзоре прокуратуры за неукоснительным соблюдением законов государства, но и о контроле за «единообразным проведением политических установок» по всей стране. Не исключено, что последнее обстоятельство обусловило подчиненность органов прокуратуры местным органам государственной власти.

Все указанные виды государственных органов, существующих в КНР, система государственного управления построена на жесткой иерархии снизу доверху и составляют единую систему органов государства, характеризующуюся единством политических целей, определяемых руководством правящей партии-КПК. Единство этой системы проявляется в ее организационном единстве, исключающем возможность противопоставления одних государственных органов другим.

Наши рекомендации