Б) коллегиальные (Правительство Российской Федерации,)
1. По источнику финансирования (из какого бюджета) – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
1. По территориальному масштабу деятельности – федеральные, региональные, субъектов Российской Федерации.
Орган исполнительной власти представляет из себя такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата имеет свою компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, другими правовыми актами и наделена полномочиями осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность по поручению государства.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, Конституциями и Уставами субъектов Российской Федерации, федеральными и иными законами, положениями об органах исполнительной власти, а также их конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.
Органам исполнительной власти присущ ряд взаимосвязанных признаков, или характерных черт. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций и граждан и т.п.
С группировкой федеральных органов исполнительной власти связаны особенности в руководстве ими и установлении их правового положения.
Президент РФ в отношении федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, своими указами:
- определяет и функции;
- назначает на должность и освобождает от должности руководителей этих органов и их заместителей;
- определяет порядок взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, руководство которыми осуществляет, а также порядок из взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти;
- утверждает положения о них.
Правительство РФ:
- своими постановлениями определяет функции федеральных органов исполнительной власти, которыми оно осуществляет руководство;
- назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных служб и федеральных агентств (за исключением руководимых Президентом РФ) по представлению федеральных министерств, осуществляющих координацию и контроль деятельность федеральных служб, федеральных агентств.
Заместители указанных руководителей назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению этих руководителей.
Правительство РФ, если иное не установлено федеральным законом, определяет порядок назначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управления федеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа.
Правовое положение конкретных федеральных органов исполнительной власти определяется непосредственно положениями о них.
Положения содержат правовые нормы, регламентирующие:
- сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти,
- их однотипные правовые основы, то есть систему правовых актов, на основании и во исполнении которых они действуют,
- их однородные правомочия, например, относительно участия в правотворческой деятельности, рассмотрения обращений граждан и организаций и т.п.,
- правомочия, обусловленные спецификой задач и функций соответствующих органов,
- основы организации и порядка их деятельности, взаимодействия с другими органами, общественными объединениями и иными организациями.
В зависимости от характера функций и полномочий федеральные органы исполнительной власти могут быть сведены с известным допуском условности в следующие группы:
а) органы, ведающие отраслями либо их однородными комплексами;
б) органы, осуществляющие межотраслевое регулирование и координацию;
в) органы контроля и надзора, осуществляющие в пределах предоставленной им компетенции специализированные функции вневедомственного значения;
г) органы по определенным общегосударственным социально-экономическим и иным проблемам;
д) иные органы, выполняющие специфические по своему характеру функции.
Федеральные органы исполнительной власти функционируют в сфере:
- экономики. Это министерства: промышленности и энергетики, сельского хозяйства и др.; федеральные службы: по атомному надзору; по надзору в сфере транспорта и др.; федеральные агентства: по промышленности; по связи; по управлению федеральным имуществом и др.;
- социально-культурной деятельности. Министерства: образования и науки, здравоохранения и социального развития; федеральные службы: по труду и занятости; по надзору в сфере образования и науки и др.; федеральные агентства: по образованию; по здравоохранению и социальному развитию и др.;
- административно-политической деятельности. Министерства: обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных дел и др.; федеральные службы: внешней разведки РФ; охраны РФ; безопасности РФ и др.
Функции отдельных органов запрограммированы на несколько сфер. Например, Министерство экономического развития и торговли.
8.