Модуль 3. государственное устройство
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Тема 7. Федеративное устройство России
Семинарское занятие (4 часа)
1. Понятие и формы государственно-территориального устройства. Конституционное закрепление федерализма в Российской Федерации. Конституционные принципы федеративного устройства России
2. Суверенитет Российской Федерации.
3. Конституционный статус Российской Федерации.
4. Компетенция Российской Федерации. Конституционные принципы разграничения предметов ведения и полномочий в федеративном государстве.
5. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации.
6. Россия в составе Содружества Независимых Государств.
Решите задачи-казусы:
1. Законодательный орган государственной власти территориального субъекта Федерации принял решение изменить наименование данного субъекта РФ.
Правомерно ли в данном случае решение субъекта РФ? Какие правовые последствия следуют после этого? Необходимы ли соответствующие конституционные изменения? Дайте правовой анализ предлагаемого варианта.
См.: Конституция РФ; Устав (Основной Закон) субъекта РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 7, ст. 676.
2. 11 декабря 1996 г. Министерством юстиции Саратовской области была зарегистрирована национально-культурная автономия российских немцев Поволжья (Региональная общественная организация Саратовской области).
Каков порядок образования, регистрации, реорганизации и ликвидации национально-культурных автономий?
Как учреждаются региональные национально-культурные автономии?
См.: Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (в ред. от 9 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25, ст. 2965; 2009. № 7, ст. 782.
3.12 июля 2006 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российского Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа».
Изучите данный Закон и ответьте на следующие вопросы:
1) цель образования нового субъекта;
2) основание образования нового субъекта;
3) наименование и статус нового субъекта;
4) сроки образования нового субъекта?
См.: Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российского Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» // СЗ РФ. 2006. № 29, ст. 3119.
Тематика докладов, рефератов:
1. Становление и развитие Российской Федерации.
2. Сфера совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
3. Процесс укрупнения субъектов РФ: проблемы и перспективы.
Контрольные вопросы:
1. Дайте правовой анализ конституционных принципов федеративного устройства Российской Федерации.
2. Какова юридическая природа России как федеративного государства?
3. Раскройте содержание понятий «предметы ведения Российской Федерации», «предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов», «предметы ведения субъекта РФ».
4. Каковы конституционные принципы разграничения предметов ведения и полномочий в федеративном государстве?
5. Какова процедура принятия в состав Российской Федерации нового субъекта?
6. Каково юридическое значение государственных символов Российской Федерации?
7. Создание каких органов предусмотрено Договором о Союзном государстве России и Беларуси?
Рекомендуемая литература:
Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР . 1990. № 2, ст. 22.
Закон РСФСР от 25 декабря 1991 г. «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 2, ст. 62.
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств // Известия. 1991. 11, 24 декабря.
Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г. // Российская газета. 1993. 12 февраля.
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) (с изм. от 25 января 2006 г., 6 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 7, ст. 632; 2007. № 5, ст. 560; Бюллетень международных договоров. 2008. № 1.
Договор от 8 декабря 1999 г. о создании Союзного государства Беларуси и России // Российская газета. 2000. 29 января.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52, ст. 502; 2011. № 1, ст. 1.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» в ред. от 22 марта 2001 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52, ст. 5022; 2001. № 13, ст. 1139.
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 2000. № 52, ст. 5020; 2010. № 30, ст. 3985.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта» (в ред. от 31 окт. 2005 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52, ч. 1, ст. 4919; 2005. № 45, ст. 458.
Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (в ред. от 12 апреля 2006 г.) // СЗ РФ. 2004. № 13, ст. 1110; 2006. № 16, ст. 1644.
Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (в ред. от 26 июня 2007 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19, ст. 683; 2007. № 27, ст. 3213.
Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» (в ред. от 9 февраля 2009 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25, ст. 2965; 2009. № 7, ст. 782.
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (в ред. от 5 апреля 2009 г.) // СЗ РФ. 1999. № 18, ст. 2208; 2009. № 1, ст. 17; № 14, ст.1575.
Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Вестник Моск. ун-та. Сер.11, Право. 2003. № 2.
Добрынин Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция. Избранные произведения: в 2 т. Новосибирск, 2008.
Заметина Т. В. Федерализм в системе конституционного строя России. М., 2010.
Кабышев В.Т. Федерализм и конституционная система власти в России // 5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению: материалы круглого стола. М., 1999.
Кабышев В.Т, Заметина Т.В., Пихов А.Х. Проблемы модернизации в Северо-Кавказском федеральном округе //Конституционное право России: межвуз. сб. науч. статей. / отв. ред. В.Т. Кабышев. Саратов, 2011.
Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития //Государство и право. 2007. № 2.
Крылов В.С. Федерализм и его будущее // Журнал российского права. 1999. № 1.
Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. СПб., 2002.
Михалева Н.А. Правовые проблемы создания Союзного государства России и Беларуси // Государство и право. 2002. № 6.
Мамонов В.В. Миграционная политика России // Конституционное развитие России: межвуз. сб. науч. статей. Саратов, 2005. Вып. 6.
Станкевич З.А. История крушения СССР: политико-правовые аспекты. М., 2001.
Столяров М.В. Компетенция власти: Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования. 2-е изд. М., 2006.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.
Усс А.В., Безруков А.В., Кондрашев А.А. Проблемы образования субъектов Российской Федерации и изменения их конституционно-правового статуса в контексте перспектив российского федерализма // Журнал российского права. 2004. № 7.
Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование) / отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 2001.
Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. М., 2003.
Хабриева Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. 2004. № 8.
Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М., 2003.
Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.
Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002. № 5.
Тема 8. Субъекты Российской Федерации
Семинарское занятие (2 часа)
1. Понятие и виды субъектов РФ.
2. Республика в составе Российской Федерации. Государственно-правовые признаки республики, ее полномочия.
3. Край, область, город федерального значения, их правовая природа, полномочия.
4. Автономная область и автономный округ. Конституционно-правовой статус автономной области и автономного округа.
5. Конституционный механизм разрешения коллизий между Федерацией и субъектами РФ. Ответственность в сфере федеративных отношений.
6. Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.
Решите задачи-казусы:
1. 10 апреля 1997 г. был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Соглашение о порядке реализации этого Договора. Вместе с тем между органами власти указанных субъектов возник конфликт по поводу распространения юрисдикции органов государственной власти области на автономные округа и участия населения автономных округов в выборах в законодательные (представительные) и исполнительные органы власти области.
Допускает ли факт вхождения автономных округов в состав области распространение на них полномочий органов государственной власти области? Участвует ли население автономных округов наравне с населением других районов (частей) области в выборах в органы законодательной и исполнительной власти области?
См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области // СЗ РФ. 1997. № 29, ст. 3581.
2. Пункт «в» ст. 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
17 ноября 1997 г. в Саратовской области был принят Закон «О земле». Аналогичные законы были приняты в Самарской, Калининградской областях, Республике Татарстан и других субъектах РФ.
Правомерно ли опережающее нормотворчество субъектов Федерации?
Каковы нормативные основы права субъектов РФ осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ до принятия федеральных законов?
См.: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 7 декабря 2011 г.) // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.
4.Региональное общественное объединение, зарегистрированное органом юстиции Республики Саха (Якутия), обратилось в суд с требованием признать незаконным бездействие Государственного Собрания (Ил Тумэн) по принятию республиканского Закона «Об общественных объединениях».
Какое решение должен принять суд?
См.: Конституция РФ 1993 г.; Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 7 декабря 2011 г.) // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.
Тематика докладов, рефератов:
1. Субъекты Российской Федерации: понятие, виды.
2. Правовой статус национальных меньшинств в Российской Федерации.
3. Федеративная ответственность субъектов Российской Федерации.
4. Закрытые административно-территориальные образования.
Контрольные вопросы:
1. Назовите государственно-правовые признаки республики, ее полномочия.
2. Раскройте государственно-правовые признаки области как субъекта РФ.
3. Каковы особенности конституционно-правового статуса автономной области и автономного округа?
4. Раскройте конституционный механизм разрешения коллизий между Федерацией и субъектами РФ.
5. В чем особенности ответственности в сфере федеративных отношений?
6. Назовитепринципы административно-территориального устройства.
7. Какие вы знаете виды административно-территориальных единиц?
8. Каков порядок создания и изменения административно-территориальных единиц?
Рекомендуемая литература:
Конституция Российской Федерации 1993 г. с учетом поправок от 30 декабря 2008 г. М., 2009.
Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного края в состав края, области // СЗ РФ. 1997. № 29, ст. 3581.
Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР . 1990. № 2, ст. 22.
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 7 декабря 2011 г.) // СПС «Гарант. Платформа F1». По состоянию на декабрь 2011 г.
Устав (Основной Закон) Саратовской области от 2 июня 2005 г. (в ред. от 3 августа 2011 г.) // СПС «Консультант-Плюс. Региональное законодательство». По состоянию на декабрь 2011 г.
Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. № 5.
Безруков А.В., Кондрашев А.А. Совершенствование законодательного регулирования института конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2004. № 8.
Глигич-Золотарева М.В. Субъектный состав Российской Федерации: эпоха перемен уже наступила // Государство и право. 2006. № 10.
Иванов В.В. Автономные округа в составе края, области – феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование). М., 2002.
Кондрашев А.А. Правовой статус субъекта Российской Федерации: опыт доктринального исследования // Правоведение. 2003. № 6.
Кутафин О.Е. Российская автономия. М., 2006.
Лысков О.К., Смелов С.А. К вопросу о правовой природе соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12.
Лексин И.В. Проблемы правовой регламентации оснований и порядка изменения состава субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 8.
Стародубцева И.А. Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12.
Саликов М. С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998.
Толмачева Н.Н. К вопросу о соблюдении принципа верховенства закона и других принципов законности в законодательстве субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. № 2.
Угланова О.А. Конституционные основы регулирования субъектного состава Российской Федерации: теория и практика. Саратов, 2009.