Тема 2.4. Государственные институты и правовая система
Древней Греции
I.Задания для самостоятельной работы
I. Письменно дать определения следующих понятий и терминов:
«военная демократия», «синойкизм», «архонт», «ареопаг», «тирания», «гелиэя», «коллегия стратегов», «Афинский морской союз», «демократия», «полис», «Законы Драконта», «рабовладельческая республика», «аристократическая республика».
II.* Составить таблицу: «Отрасли афинского права».
III.* Составить конспект данной темы в виде блок-схемы.
II.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Для рассмотрения данных понятий и терминов рекомендуется воспользоваться учебниками по дисциплине и курсу теории государства и права, хрестоматиями и энциклопедиями, возможно приведение нескольких определений. Определения приводятся с обязательной ссылкой на источник.
В таблице необходимо кратко охарактеризовать каждую отрасль права, выделив основные источники отрасли и наиболее важные моменты. Для создания таблицы необходимо воспользоваться не только учебником, но и хрестоматией.
Блок-схемы необходимо подготовить на основе лекции и изучения учебников и учебных пособий. Материал должен быть в виде структурно-логической схемы.
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М, 2008.
2. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2-х ч. Ч. 1. /Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 2008.
Дополнительная литература
1. Античная демократия в свидетельствах современников / Сост. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко. М., 1996.
2/ Димитров Н.Н., Козлитин Г.А. и др. Практикум по историко-правовым дисциплинам. М.: РИО РТА, 2008.
3. Димитров Н.Н., Курысь Н.В., Заикина И.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. Ч. 1. М.: РИО РТА, 2006. Ч.1.
4. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. Идей и институты Древней Греции. М., 1989.
5. Штаерман Е.М. Возникновение античного государства // Вестник древней истории. 1990. №3.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте особенности образования Афинского государства.
2. В чем заключалась суть реформ Солона и Клисфена?
3. Особенности общественного строя и государственного устройства Древних Афин и Спарты: сравнительный анализ.
4. Раскройте основные черты права древнегреческих гоударств.
Тема 2.5. Государство и право Древнего Рима.
История римского права
I.Задания для самостоятельной работы
I. Письменно дать определения следующих понятий и терминов: «цивильное право»; «преторское право»; «право народов»; «сенатусконсульты»; «эдикты претора»; «сентенции»; «легисакционный процесс»; «империум»; «интенция»; «кондеминация»; «эксцепция»; «цивильные иски»; «фиктивные иски»; «интердикт»; «манципация»; «деликты»; «квазиделикты» и др.
II.* Решить задачи:
Задача 1
Элий Секстий согласился дать взаймы Квинту Тицию десять мешков с зерном, хранящихся на складе, ключ от которого был передан Тицию. На следующий день, решив забрать зерно, Тиций обнаружил, что склад сгорел от удара молнией. Однако Секстий потребовал соблюсти условия договора и вернуть долг.
Должен ли Тиций выполнить условия соглашения? Каким будет решение суда эпохи классического Римского права?
Задача 2.
Марк Тиций продал Нумерию Нигидию раба. Через некоторое время покупатель обнаружил, что раб страдает эпилепсией. Нумерий Нигидий потребовал расторжения контракта. Продавец отказался, утверждая, что ничего не знал о болезни раба.
Каким будет решение дела: а) по правилам цивильного права; б) по правилам преторского права?
II.*Подготовить конспект данной темы в виде блок-схемы.
II. План практического занятия
Тема «Законы XII таблиц»
(форма обучения: очная и заочная)
1. Доклад: История составления и источники Законов ХП таблиц.
2. Правовое положение основных групп населения в древнем Риме.
3. Вещное право по Законам ХП таблиц.
4. Обязательства из договоров и деликтов.
5. Суд и процесс.
6. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение историко-правовых задач.
II.Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к семинарскому (практическому) занятию
Для рассмотрения данных понятий и терминов рекомендуется воспользоваться учебниками по дисциплине и курсу римского права, хрестоматиями и энциклопедиями, возможно приведение нескольких определений. Определения приводятся с обязательной ссылкой на источник.
Задача 1 посвящена вопросам римского обязательственного права. Для ее решения необходимо рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся контрактов и пактов, видов контрактов, особенно консенсуальных и реальных.
Для решения второй задачи выяснить основные черты договора как классического, так и доклассического римского права. Особое внимание следует уделить характеристике договора купли-продажи и отдельным ее правилам, связанным с темой казуса.
На занятиях по первому вопросу целесообразно подготовить доклад. При этом необходимо изучить историю возникновения государства в Древнем Риме. В связи с этим необходимо вспомнить содержание реформ Сервия Тулия и их значение в становлении рабовладельческого государства.
Важнейшими источниками Законов были обычаи и судебная практика. При характеристике Законов надо отметить наличие пережитков родового строя и незавершенность процесса развития рабовладельческих отношений, формализм норм и влияние религии на право.
При освещении второго вопроса необходимо: а) выявить происхождение различных социальных групп населения; б) объяснить их правовое положение; в) указать на источники рабства.
Рассматривая вопрос о вещном праве (собственность и владение) необходимо уяснить различие между этими понятиями, а также определить значение классификации вещей.
Особое внимание следует уделить вопросу о собственности на землю и уяснить правовые различия ее форм в связи с длительным существованием в Риме так называемой общественной земли, провинциальной собственности и др.
Необходимо также уяснить институт сервитута, который представлял собой ограничение прав собственника.
Рассматривая обязательства по Законам XII таблиц, студентам необходимо четко уяснить содержание понятий договор и деликт, при этом следует учитывать, что в эпоху составления Законов XII таблиц товарно-денежные отношения в Риме были развиты еще слабо, несовершенна была и юридическая техника.
Древнейшей формой процесса в Риме был легисакционный процесс. Его характерными чертами были: строгий формализм и деление процесса на две стадии. При освещении этого вопроса студент должен проанализировать соответствующие положения Законов.
Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития государственности Древнего Рима.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М, 2008.
2. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: В 2-х ч. Ч. 1. /Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 2008. С. 13 – 115.
Дополнительная литература
1. Димитров Н.Н., Козлитин Г.А. и др. Практикум по историко-правовым дисциплинам. М.: РИО РТА, 2008.
2. Димитров Н.Н. Римское право: Учебное пособие. М.: РИО РТА, 2004.
3. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. М., 1996.
4. Римское частное право /Под ред. И.В. Новицкого, И.С. Перетерского. М., 2010.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Раскройте основные этапы развития древнеримского государства.
2. Охарактеризуйте основные институты власти в республиканский период развития Древнего Рима.
3. Особенности монархического строя в Древнем Риме. Раскройте причины падения Западной Римской империи.
4. Дайте характеристику правового положения различных категорий древнеримского населения.
5. Охарактеризуйте основные этапы развития римского права, его источники.