Тема 8. Формирование Российского централизованного государства и ликвидация ордынского ига (конец XIV - начало XVI вв.)

6 ч.

Учебные вопросы:

1. Русско-ордынские и русско-литовские отношения на рубеже XIV – XVI вв. Ликвидация ордынского ига.

2. Государственная территория к середине XV в. Московско-новгородские отношения во второй половине XV в.

3. Складывание государственного аппарата на Руси. Иван III.

4. Церковь и великокняжеская власть.

Изучив данную тему, студент должен:

ü Иметь представлениеоб основных проблемах государственного развития Руси в конце XIV - начале XIV вв., развитии русско-литовских отношений в связи с русско-ордынскими.

ü Знатьпроцессы формирования и развития государственного аппарата и государственной территории, их хронологическую периодизацию, особенности складывания централизованного государства, формирование Иваном III государственной идеологии, основанной на идеях богоизбранности и независимости Московского государства, развитие московско-новгородских отношений, завершившихся уничтожением республиканского вечевого строя в Новгороде.

ü Уметьвести научные дискуссии по проблемным вопросам периода Русского централизованного государства, формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию, опираясь на выводы и концепции различных исторических школ, анализировать разноплановые исторические источники.

ü Владетьнавыками работы с информацией из различных источников.

Методические рекомендации по изучению темы:

При подготовке к данной теме обратите внимание на процесс консолидации русских земель, завершившийся во второй половине XV века. В контексте этого процесса выстраивались русско-ордынские отношения, приведшие к ликвидации ига в 1480 году, а также русско-литовские, в ходе которых великие литовские князья начинают оспаривать права на владение значительной частью юго-западных русских земель. Проследите, как эти процессы нашли отражение в исторических источниках и отечественной историографии. Согласны ли вы с точкой зрения С.М. Соловьева, что значение Юго-Западной Руси останется навсегда важным, но всегда второстепенным; главное внимание историка должно быть обращено на Север.

Обратите внимание на то, что формирование и развитие государственного аппарата напрямую зависело от формирования государственной территории: государственное управление строилось со стихийно складывающимся территориальным делением, поскольку удельная система способствовала росту служилых князей, которые впоследствии включались в состав государственного аппарата.

Постарайтесь понять специфику процесса образования единого Российского государства в отличие от образования национальных государств в Западной Европе с сильной королевской властью.

Обратите внимание на новые понятия «кормление», «дворяне», «думские дьяки», «докончания», «окольничие», «Государев Двор».

Контрольные вопросы:

1. Какие альтернативные центры формирования централизованного русского государства существовали в XV веке?

2. Назовите характерные особенности Русского Централизованного Государства.

3. Охарактеризуйте изменения государственной территории и государственного управления во второй половине XV - начале XVI вв.

4. В чем особенность формировавшейся с конца XV века государственной идеологии Московского государства?

5. Какие изменения происходили в составе и положении господствующего класса?

Тесты:

1. Большинство населения Великого княжества Литовского в XIV в. при князьях Гедимине и Ольгерде составляли…

1) литовцы

2) славяне

3) эсты и ливы

4) варяги

5) остзейские немцы

2. Государственным языком в Великом княжестве Литовском был…

1) польский

2) русский

3) белорусский

4) украинский

5) литовский

3. В XIV – XV вв. в Великом княжестве Литовском большими привилегиями, чем другие, пользовались феодалы…

1) католики

2) православные

3) язычники

4) мусульмане

5) лютеране

4. Битва при Грюнвальде, в которой участвовали славянские народы и народы Прибалтики против рыцарей европейских стран привела к…

1) ликвидации унии Польши и Литвы

2) распространению католичества среди русских, живших на землях, входивших в состав Литвы

3) усилению борьбы русских, украинцев и белорусов против польских и литовских феодалов

4) подрыву мощи Тевтонского ордена и началу его упадка

5) установлению статус-кво

5. Следующие даты: 1485, 1489, 1510, 1521 связаны с…

1) борьбой против Золотой Орды

2) Забиранием земель

3) закрепощением крестьян

4) государственными переворотами

5) верно а, б и в

6. Какое из указанных событий произошло в XV в.?

1) принятие первого общерусского Судебника

2) перенос в Москву резиденции митрополита

3) созыв Земского собора

4) учреждение опричнины

5) верно а, б и в

7. Что из названного относится к предпосылкам объединения русских княжеств в XIV – XV вв.?

1) необходимость освобождения от ордынского ига

2) соперничество Москвы и Твери

3) реформы Избранной рады

4) начало деятельности Земских соборов

5) верно а и б

8. Установите соответствие:

1)Бердыш а) золотоордынский сборщик дани
2) Баскак б) придворное звание
3) Ясак в) натуральный побор, взимавшийся с нерусских народов
4) Мыто г) пошлина с привозимых товаров
  д) русское холодное оружие

9. С чем связаны даты 1385 и 1410?

1) русско-литовские отношения и русско-ордынские отношения

2) русско-ордынские отношения и литовско-ордынские отношения

3) литовско-ордынские отношения и литовско-польские отношения

4) литовско-польские отношения и литовско-германские отношения

5) литовско-польские и литовско-польско-германские отношения

10. Во второй четверти XV века на Руси развернулась феодальная война. С чьими именами она связана?

1) Дмитрий Шемяка, Василий Темный

2) Иван Грозный, Андрей Курбский

3) Юрий Звенигородский, Василий Косой

4) верно а и в

5) нет ни одного верного ответа

11. Система, при которой при распределении мест в Боярской думе учитывалась знатность рода, называется…

1) местничество

2) лествица

3) кормление

4) опричнина

5) верно а и б

12. Система престолонаследия, при которой наследником становился старший в роду называется…

1) местничество

2) лествица

3) кормление

4) опричнина

5) верно а и б

13. Назовите современников Ивана III. (Не менее 5)

Наши рекомендации