Политическая культура России
Несмотря на смену политических режимов и форм правления, политическая культура России обладает рядом устойчивых признаков, позволяющих относить ее к подданническому типу. Подданнический тип политической культуры характеризуется рядом признаков:
Во-первых, отсутствие развитого гражданского общества со свободным индивидом, несформированность демократических традиций обусловили диктаторский характер власти (в форме абсолютизма или тоталитаризма) вне зависимости от исторического времени: досоветское, советское или постсоветское. Власть в России всегда жестко контролировала общественную жизнь, поскольку строилась на авторитарных началах, которые олицетворял монарх, Генеральный секретарь, президент.
Во-вторых, особая роль государства, его доминирующее положение в общественной жизни привело к тому, что вне государства и помимо него ничто не могло развиваться. Государство выступало инициатором всех преобразований. Отношения государства и индивида строились на основе полного подчинения последнего первому. Контроль за населением можно было обеспечить с помощью разветвленной бюрократической и репрессивной систем. Государство олицетворяло «высшие интересы» нации, выступало патроном, заботящимся о своих подданных.
В-третьих, подданническую культуру характеризует культ будущего, обращенность в будущее при недостаточном внимании к настоящему. Живущий в настоящее время человек с его заботами отступает на второй план, становится средством достижения «светлого будущего». На алтарь счастливого будущего приносятся неисчислимые жертвы.
В-четвертых, подданническая культура неоднородна по своему содержанию. Она содержит противостоящие друг другу антагонистические субкультуры. В различное время это был конфликт либеральной («западнической») и «почвеннической», радикальной и патриархально-консервативной, «демократической» и коммунистической политических субкультур. Найти согласия столь противоположные субкультуры не могли. Любая из этих субкультур всегда стремилась к доминированию, к подчинению других субкультур. Это свойство определило такие черты подданнической политической культуры, как нетерпимость к инакомыслию, ориентация на силовое решение актуальных проблем как на универсальное средство.
В советское время ряд черт подданнической культуры заметно усилился. Прежде всего возросло стремление к унификации мышления, образа жизни, поведения, нетерпимость ко всему, отличному от общепринятого. Немаловажное значение приобретает в тоталитарной культуре традиция обожествления вождей, правящих кругов.
Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Декларирование несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа не могло быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Гражданская культура имеет свои темп и динамику формирования, которые не совпадают с темпами и динамикой экономических и социальных изменений, хотя и испытывает их влияние. Объективно развивающиеся процессы социальной дифференциации только предполагают тенденцию складывания многообразия политических субкультур, но жестко ее предписывать не могут. Смыслы и значения политической активности могут формироваться на основе конфессиональных и этнических предпочтений, представлений, которые определяются социально-экономическим положением конкретной группы, индивида. Однако, как показывает практика, изменения культурного кода политического поведения очень медленны. Поэтому часто политические решения правящей элиты, рассчитанные на культуру политического участия, далеко не всегда сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой. Это несоответствие новой структуры политических институтов и стандартов прежней подданнической культуре является основой политических кризисов и конфликтов. Политическую культуру современного российского общества можно отнести к типу фрагментарной культуры, которая не представляет собой единого целого, а соединяет элементы разнородных субкультур. Она отражает ситуацию раскола в обществе, состояние переходности. Для фрагментарной культуры характерно отсутствие согласия между носителями различных субкультур относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества. Это порождает повышенную конфликтность и социальную напряженность. В этих условиях обнаруживаются низкая степень доверия населения к государственным институтам власти и игнорирование законных способов разрешения конфликтов. Отсутствие согласия относительно базовых ценностей побуждает большинство населения признавать приоритет местных или региональных интересов. Подобная культура может поддерживать баланс интересов и ценностей исключительно при наличии сильной власти. В перспективе фрагментарная политическая культура должна в результате процесса демократизации трансформироваться в плюралистическую культуру, которая основана на одновременном сосуществовании и диалоге различных субкультур.