Мораторий на ядерные испытания
Безъядерные зоны:
- Антарктика (по договору об Антарктике 1959);
- Космическое пространство, включая Луну;
- Дно морей и океанов;
- Латинская Америка;
- Африка;
- Шпицберген;
Нынешняя м/н ситуация предоставляет возможность для принятия дальнейших эффективных мер по ядерному разоружению и против распространения ядерного оружия во всех его аспектах. Прекращение всех испытательных взрывов ядерного оружия и всех других ядерных взрывов посредством ограничения разработки и качественного совершенствования ядерного оружия и прекращения разработки усовершенствованных новых типов ядерного оружия представляет собой эффективную меру ядерного разоружения и нераспространения. В этих целях заключено несколько международных договоров.
По Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. (ратифицирован СССР в 1963 г.) государства обязались запретить и не производить ядерных взрывов в атмосфере, за ее пределами (включая космическое пространство), под водой, а также в любой другой среде, если взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территории государства. Данный Договор является бессрочным.
В 1974 г. между СССР и США был заключен Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, по которому мощность производимых подземных испытаний ядерного оружия ограничивалась 150 килотоннами.
В 1996 г. был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Участники Договора обязались не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем.
Каждое государство обязуется также запретить физическим и юридическим лицам на его территории или в другом месте, находящемся под его юрисдикцией, заниматься деятельностью, указанной в Договоре.
Государства сотрудничают с другими государствами и предоставляют в соответствующей форме правовую помощь, с тем чтобы содействовать осуществлению обязательств.
Для обеспечения осуществления положений Договора учреждается Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
В целях контроля за соблюдением Договора учреждается режим контроля (международная система мониторинга; консультации и разъяснения; инспекции на месте; меры укрепления доверия), подробно урегулированный Протоколом к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.
63. Конвенция о запрещении бактериологического (1972 год) и химического (1993 год) оружия и их уничтожении. Механизм реализации. Право инспекций. Выполнение Россией м/н обязательств по уничтожению химического оружия
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (КОБО) – цели из названия. В конвенции участвуют более 150 государств, в т.ч. РФ.
Регулярно созывается Конференция по рассмотрению действия положений конвенции. До сих пор нет консенсуса по выработке юридически обязательных мер проверки конвенции. Пока только ежегодные встречи государств и встречи экспертов.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения хим.оружия и его уничтожении (КЗХО) – запрещает химическое оружие + механизм проверки военных и гражданских химических объектов.
Организация по запрещению химического оружия – ОЗХО. Государства обязаны ликвидировать свои запасы химического оружия до апреля 2007 года. РФ не успевает из-за нехватки средств. Федеральная целевая программа по уничтожению запасов химического оруж. – до конца апреля 2012, ОЗХО согласна. Ряд государств Европы и США оказывают России помощь в уничтожении запасов. Объекты по уничтожению химического оружия – в Саратовской области, в Удмуртии, в Курганской области. Все места, где хранится или уничтожается химическое оружие подлежат систематической проверке посредством инспекции на месте и наблюдения при помощи приборов, устанавливаемых на месте. Инспекции – приложение о проверках к КЗХО
В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. государства обязались ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не накапливать, не приобретать и не сохранять:
· биологические агенты или токсины, не предназначенные для профилактических, защитных или других мирных целей;
· оружие или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооруженных конфликтов.
Государства также приняли обязательство уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование или средства доставки, находящиеся в их распоряжении.
Любое государство — участник Конвенции может подать жалобу в Совет Безопасности ООН на то, что какое-либо государство-участник нарушает свои обязательства по Конвенции. Совет Безопасности проводит расследование по жалобе и информирует о его результатах.
Согласно Конвенции о запрещении производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. государства обязуются ни при каких обстоятельствах:
· не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не передавать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;
· не применять химическое оружие;
· не проводить любых военных приготовлений к применению химического оружия;
· не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой по Конвенции.
Под химическим оружием понимаются:
· токсичные химикаты и реагенты, участвующие в производстве таких химикатов;
· боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсичных свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;
· любое оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением боеприпасов и устройств.
Каждое государство обязуется уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем, в соответствии с положениями Конвенции.
Каждое государство обязуется также уничтожить все химическое оружие, оставленное им на территории другого государства-участника, и любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем.
Каждое государство-участник обязуется не использовать химические средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны
64. М/н экономическое право: понятие, субъекты, принципы, источники
Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов м/н договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалась свобода торговых отношений. Именно этот принцип jus commercii — право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) — становится основополагающим для м/н экономического права.
Во второй половине XX века в Европе возникают особые экономические интеграционные м/н организации — Европейские Сообщества и Совет Экономической Взаимопомощи. В 1947 году был заключен первый в истории многосторонний торговый договор — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), на базе которого образовалось особого рода м/н учреждение, объединяющее ныне свыше ста государств.
МЭП –отрасль м/н публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами м/н права.
Предмет МЭП — м/н экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами м/н публичного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т. п.
Субъекты МЭП:
· Государство – основной субъект МЭП, как и МП в целом;
· М/н организации – две группы:
· Организации, которые своим действием охватывают всю сферу экономических отношений (например, ООН);
· Организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей МЭП (торговые, финансовые, инвестиционные и другие).
· Транснациональные корпорации (ТНК) – группа компаний, созданных по законам разных государств, являющихся самостоятельными ю/л и осуществляющих деятельность на территории разных государств, но находящихся в отношениях взаимосвязи, при которой одна из них (головная или сверхтранснациональная корпорация) занимает доминирующее положение и осуществляет контроль над всеми остальными.
Две основные концепции МЭП:
· МЭП — отрасль м/н публичного права и предметом ее являются экономические отношения субъектов м/н права;
· Господствующей в настоящее время можно считать концепцию, по которой источником норм МЭП является как м/н право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое действие на все субъекты права, участвующие в коммерческих отношениях, выходящих за пределы одного государства.
Источники МЭП:
· обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения м/н организаций и конференций; такие нормы не императивны. Они не только “рекомендуют”, но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.
· М/н договоры – важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Примерами универсальных м/н экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам. Однако, в своей подавляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров – договоры общего, рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок. Но наиболее существенное значение для формирования норм м/н экономического права имеют некоторые специальные виды м/н договоров – торговые договоры, которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т. д. Главное в них — закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это — режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды. Долгосрочные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве определяют конкретные области и формы сотрудничества: строительство и реконструкция промышленных объектов; производство и поставки оборудования и иных товаров; покупка и продажа патентов и лицензий; совместное предпринимательство и т. п. На базе и в развитие таких соглашений принимаются долгосрочные программы экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества (носят рекомендательный характер). Соглашения об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, включающие условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов;
· Решения (рекомендации, постановления) м/н организаций – рекомендации, принимаемые органами ООН, организациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу. Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом м/н экономическом порядке и Программа действий по установлению Нового м/н экономического порядка (1974 г.); резолюции “О мерах укрепления доверия в м/н экономических отношениях” (1984) и “О м/н экономической безопасности” (1985).
Принципы МЭП:
· соответствующие общепризнанные принципы м/н права;
· специальные принципы, обусловливающие, в частности, использование определенных торгово-политических режимов; носят конвенционный характер, их действенность зависит от включения их в каждом случае в соответствующие м/н договоры:
· Принцип недискриминации – право государства на предоставление ему (а также его гражданам и иным субъектам его национального права) со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам.
· Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) – юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны.
· Национальный режим – предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений. Обычно это касается гражданской правоспособности иностранных лиц, включая судопроизводство.
· Принцип взаимной выгоды – предполагает, что отношения между государствами, не являющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные, прямо или косвенно принудительные, не должны иметь места, но должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.
· Преференциальный режим – торговые льготы, прежде всего, в отношении таможенных пошлин, действующие между тем или иным государством или среди группы государств.
65. М/н экономические организации. Всемирная торговая организация (ВТО) и проблема вступления России
Два типа м/н экономических организаций:
- охватывают всю сферу экономических отношений,
- функционируют в рамках отдельных подотвраслей м/н экономического права (торговые, финансовые, инвестиционные и другие).
Важную роль в регламентации экономических отношений играют м/н организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные (Европейская конференция министров транспорта, Черноморское экономическое сотрудничество) и двусторонние организации (смешанные комиссии и пр.).
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. В задачи ЮНКТАД входит: поощрение м/н торговли; координация принятия многосторонних документов в области торговли и т.д.
М/н агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) учреждено в 1988 г. в качестве дочерней организации МБРР и входит в систему ООН. Задачами МАИГ являются: поощрение иностранных инвестиций, предоставление гарантий, включая страхование рисков инвестиций в государства — члены МАИГ.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г. Членами Банка могут быть как европейские организации, так и неевропейские страны — члены МВФ, а также Европейский Союз. Капитал ЕБРР состоит из взносов государств-членов. Цели ЕБРР: поддержка экономического развития стран Европы; оказание помощи в проведении экономических реформ и др.
Можно также различать м/н организации общего характера, преследующие, помимо экономических, политические, оборонительные и др. цели (Европейский Союз, СНГ и т.п.), и специализированные экономические организации, регулирующие отдельные аспекты межгосударственного сотрудничества (Европейский патентный союз, м/н организации по нефти, сахару, каучуку, кофе и т.д.).
Европейская конференция министров транспорта создана в 1953 г. в целях координации деятельности европейских государств в сфере транспорта, гармонизации развития национальных транспортных систем. Конференция разрабатывает рекомендации и резолюции, предлагаемые впоследствии участвующим государствам.
Центрльное место – органы ООН, занимающиеся развитием мн экономического сотрудничества.
Генеральная Ассамблея ООН – организует исследования и дает рекомендации государством в целях содействия мн сотрудничеству в экономической, социальной и других сферах (устав ООН).
ЭКОСОС – экономический и социальный совет – координирует деятельность всех органов и учреждений ООН в экономической сфере. Под его руководством работают 5 региональных экономических комиссий – для Европы, Азии, Тихого Океана, Латинской Америки, Африки, Западной Азии.
Организация объединенных наций по промышленному развитию – ЮНИДО – координирует деятельность системы ООН в области промышленного развития в целях ускорения индустриализации развивающихся стран.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).
М/н валютный фонд и многие другие.
Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в ходе последней сессии участников ГАТТ подписанием Заключительного Акта, предствляющего своеобразные кодекс м/н торговли. Акт содержит обширный комплекс соглашений, касающихся многих областей. Соновными являются соглашения об учреждении ВТО (вместо ГАТТ), таможенных тарифах, торговле товарами, услугами, торговых аспектах защиты интеллектуальной собственности.
В общий комплекс документов входят меморандум о процедуре урегулирования сторон, о процессе контроля за торговой политикой участников, решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта продовольствия и другие.
Структура ВТО:
· Конференция министров – высший орган ВТО – состоит из представителей всех государств-членов. Работает сессионно, раз в два года; создает вспомогательные органы; принимает решения по всем вопросам, необходимым для осуществления функций ВТО; дает официальное толкование Устава и связанных с ним соглашений.Решения конференции считаются принятым, если никто официально не заявит о несогласии с ним (консенсусом). В случае недостижения консенсуса, решение может быть приянто большинством.
· Генеральный совет – исполнительный орган – состоит из представителей всех государств-членов. заседает сессионно, в периоды между сессиями конференции и выполняет в эти периоды ее функции. В его ведении находятся Орган по решению споров, Орган про торговой политике, различные советы и комитеты.
· В качестве Органа по разрешению споров – выступает сам Генеральный совет. Особоенность в том, что в таких случаях состоит он из трех членов, которые присутствуют. Основные этапы процедуры разрешения спора: консультации, доклад группы экспертов, апелляионное рассмотрение, вынесение решения, его реализация. Спор считается решенным только после того, как отклонение от правил какого-либо соглаения или их нарушение устранено.
· Орган по торговой политике – следит за выполнениеммногосторонних торговых соглашений. Его деятельность направлена также на достижение большей прозрачности торговой политики и практики членов. Орган рассматривает торговую политику государств на основе представляемых ими докладов и докладов Секретариата ВТО.
Возможности ВТО воздействовать на национальное право участников – Устав предусматривает, что «каждый Член обеспечит соответствие своих законов, постановлений и административных процедур обязательствам, содержащимся в прилагаемх Соглашениях» (пункт 4 статьи 16).
Учреждение ВТО – важный шаг в совершенствовании механизма регулирования м/н экономических и торговых отношений. Участники контролируют более 90% мировой торговли. Переговоры о вступлении в нее России ведутся уже немало лет. Положения ВТО требуют, чтобы вступающая в эту организацию страна привел свое национальное законодательство в соответствие с правилами ее многочисленнх соглаений.
По мнению гендиректора ВТО – Майкла Мура – пока главной проблемой нашей страны остается переход от государственной экономики к свободной: "Государственная экономика нигде не эффективна. Но вмешательство государства необходимо, чтобы установить права собственности, власть законов, судов, а законы - это гарантии безопасности, в том числе для инвесторов. Зарубежным инвесторам нужна ясная законодательная система. России нужно дальше двигаться на пути реформ в сторону рыночной экономики, большей открытости рынков".
По правилам, Россия не вступит в ВТО, пока не будет получено согласие всех 144 членов организации. Мур сказал: "Некоторые члены ВТО говорят, что не подпишут договоренности, пока Россия не откроет свои банки, систему страхования, фермы, пока она не откроется к сельскохозяйственной, мясной продукции других стран". Особенно членов ВТО, таких как Австралия, Новая Зеландия и Бразилия, заботят множество нерешенных проблем по сельскому хозяйству. Несмотря на это, считает Мур, Россия может прокормить весь мир: "У вас замечательная почва, земля - как выходец из Новой Зеландии, почти фермер, я в этом разбираюсь".
Одним из четырех направлений переговорного процесса в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации являются переговоры по так называемым системным вопросам, т.е. вопросам соответствия российского законодательства нормам и правилам всего пакета соглашений ВТО. Современная правовая база ВТО включает в себя около 60 основных правовых документов (соглашений, договоренностей, решений, протоколов), которые предусматривают обязательства стран-членов этой организации, текст которых до сих пор в стране не издан на русском языке. Одной из важных проблем при вступлении России в ВТО является несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики нормам ВТО.
Для решения части вопросов по приведению законодательства в соответствие с положениями ВТО Правительством РФ было принято распоряжение от 08.08.2001 № 1054-р, которое утвердило План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО.
Роспатентом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти был подготовлен пакет законопроектов, которые вносят изменения в специальное законодательство.
В данный пакет вошли следующие проекты федеральных законов:
· “О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации”;
· “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”;
· “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О правовой охране топологии интегральных микросхем”;
· “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”;
· “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”.
Правительственный законопроект о валютном регулировании и валютном контроле, по словам Максима Медведкова, вызывает нарекания ВТО из-за возможности правительства и ЦБ вводить серьезные ограничения на движение капитала. Вызывают сомнения и сроки: заместитель министра экономического развития Аркадий Дворкович уже высказывал мнение, что правительству и Центробанку необходимо рассмотреть вопрос о более ранней отмене ограничений по валютному регулированию, чем с 1 января 2007 года.
66. Формы и виды м/н экономического сотрудничества государств. Виды м/н экономических договоров. Способы разрешения межгосударственных экономических споров
Виды сотрудничесвта:
- сотрудничество, в которое государство вступает для развития собственной экономики,
- сотрудничество для поддержки развивающихся стран.
Предоставление помощи – добровольный характер.
Ни к чему не обязывающие декларации о помощи развивающимся странам – Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация об установлении нового м/н экономического порядка 1974 года + универсальное и региональное законодательство.
Формы – договоры и организации
Два типа м/н экономических организаций:
· охватывают всю сферу экономических отношений,
· функционируют в рамках отдельных подотраслей м/н экономического права (торговые, финансовые, инвестиционные и другие).
Центральное место – органы ООН, занимающиеся развитием м/н экономического сотрудничества:
Генеральная Ассамблея – организует исследования и дает рекомендации государством в целях содействия мн сотрудничеству в экономической, социальной и других сферах (устав ООН).
ЭКОСОС – экономический и социальный совет – координирует деятельность всех органов и учреждений ООН в экономической сфере. Под его руководством работают 5 региональных экономических комиссий – для Европы, Азии, Тихого Океана, Латинской Америки, Африки, Западной Азии.
Организация объединенных наций по промышленному развитию – ЮНИДО – координирует деятельность системы ООН в области промышленного развития в целях ускорения индустриализации развивающихся стран.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).
М/н валютный фонд и многие друие.
Договоры:
- многостронние и двусторонние
- деление по отраслям: торговые, инвестиционные, таможенные, расчетно-кредитные и др.
Например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947, соглашения о создании МВФ и МБРР.
Универсальных норм нет. Общие принципы сформулированы в многочисленных резолюциях и решениях мн организаций и конференций, например, Женевские принципы – Принципы, определяющие м/н торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию 1964, Резолюция генеральной ассамблеи ООН О м/н экономической безопасности 1985 года.
Все нормы – мягкое право – не содержат четки прав и обязанностей государств, но являются юридически обязательными (формулировки типа принимать меры, содействовать развитию, стремиться к осуществлению)
Экономические споры между государствами разрешаются а основе м/н права, как и другие м/н споры.
Средства:
- переговоры;
- консультации;
- м/н следственные комиссии;
- примирительные комиссии;
- добрые услуги и посредничество;
- м/н третейский суд – Постоянная палата третейского суда в Гааге (решения являются окончательными);
- м/н судебные органы – М/н суд ООН, М/н трибунал по морскому праву, Европейский суд справедливости.
Споры между ф/л и ю/л разных стран могут рассматриваться судами госуд-ва или мн коммерческими арбитражами – МКА. Участники мн экономич.связей предпочитают МКА – Арбитражный суд мн торговой палаты (Париж), Лондонский мн третейский суд, Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, в РФ – МКАС и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ.
67. Территория в м/н праве: понятие и виды
Под территорией в МП понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и м/н права.
В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как сухопутная и водная поверхность земного шара его недра, воздушное пространство, а также космос, включая Луну и другие небесные тела.
С точки зрения м/н права территория рассматривается как юридическая категория, неразрывно связанная с понятием государства. Территория – пространственный предел власти государства.
По правовому режиму территории подразделяются на:
· государственные,
· территории со смешанным режимом,
· территории с м/н режимом.
Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права. Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом государства. К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100—110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически — на доступную для проникновения глубину). К государственной территории условно приравниваются квазитерритории. Квазитерритории — это так называемые «плавучие» и «летучие» территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и м/ни договорами. К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осуществляет в пределах, установленных м/н правом, суверенные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов. К такого рода территории относятся исключительная экономическая зона шириной до 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, и континентальный шельф.
Территории с м/н режимом (открытое море за пределами территориальных вод, м/н район морского дна, некоторые м/н проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом м/ни договорами. Территория с м/н режимом расположена за пределами государственных границ и находится в общем и равноправном пользовании всех государств (открытое море, воздушное пространство над ним и другие). Режим территорий, находящихся за пределами действия национальной юрисдикции, определяется исключительно МП.
Конституция РФ:
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
68. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения
Конституция РФ:
1. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государственную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной территории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).
Государственной является территория, находящаяся под суверенитетом государства. К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100—110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически — на доступную для проникновения глубину).
К государственной территории условно приравниваются квазитерритории. Квазитерритории — это так называемые «плавучие» и «летучие» территории (морские и речные суда, воздушные суда, космические корабли), а также территории дипломатических и консульских представительств иностранных государств.
Условной государственной территорией принято считать морские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие сооружения и оборудование в пределах м/н территории (буровые установки, искусственные острова и т.п.).
Правовой режим государственных территорий определяется, прежде всего, национальным законодательством каждого государства; м/н договоры затрагивают отдельные аспекты правового статуса внутренних вод и территориального моря, устанавливают договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.
В пределах государственной территории государство осуществляет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользования и распоряжения соответствующей территорией и находящимися на ней ресурсами.
Современное м/н право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства неприкосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территориальные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.
Территория государства может изменяться в результате:
· разделения существующего государства, выхода части территории из состава государства, объединения двух или нескольких государств;
· национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;
· обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);
· применения мер ответственности за агрессию (например, отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);
· цессии — уступки права на территорию (в настоящее время не используется).
Пределы территориального верховенства государства обозначены государственными границами.
Современное МП признает возможность и необходимость территориальных изменений в соответствии с одним из основных его принципов – правом народов и наций на самоопределение. Этот принцип может быть реализован через такие формы волеизъявления народа как плебисцит и референдум. Плебисцит получил закрепление в м/н договорах, референдум – во внутренних нормативных актах. Т.о. населению предоставляется возможность самому решить вопрос о государственной принадлежности его территории.
Например, плебисцит был проведен в 1974 году в Ольстере – большинство (протестанты) проголосовали против приоседения к Ирландской республике.
Допускается частичное изменение госуарственной территории в пользу других государств – безвозмездная уступка, обмен, продажа и другое – правомерны при добровольном согласии государств.
69. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, ораны. Законодательство России о государственной границе
Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверенитета.
Прохождение границы устанавливается:
на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориентирам;
на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными государствами определяются по соглашению между ними);
на реках — по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.
Государственные границы устанавливаются в договорном порядке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юридической принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направления прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка территории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновременным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знаками — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д.
Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и м/ни договорами и включает правила:
содержания границы;
пересечения границы лицами и транспортными средствами;
пропуска через границу лиц и товаров;
ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;
разрешения пограничных инцидентов.
От режима государственной границы следует отличать пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Пограничный режим нацелен на создание необходимых условий для охраны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.
Охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории. Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Органы ФПС РФ вправе:
вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению;
задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Государственной границы;
пресекать нарушения Государственной границы.
В территориальных и внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов органы ФПС имеют право:
предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания;
остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;
снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;
осуществлять преследование «по горячим следам» — преследовать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором.
Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей (уполномоченных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблюдением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных границах; проведение расследования пограничных инцидентов.