Мораторий на ядерные испытания

Безъядерные зоны:

  • Антарктика (по договору об Антарктике 1959);
  • Космическое пространство, включая Луну;
  • Дно морей и океанов;
  • Латинская Америка;
  • Африка;
  • Шпицберген;

Нынешняя м/н ситуация предоставляет возможность для принятия дальнейших эффективных мер по ядерному разоруже­нию и против распространения ядерного оружия во всех его аспектах. Прекращение всех испытательных взрывов ядерного оружия и всех других ядерных взрывов посредством ограничения разработки и ка­чественного совершенствования ядерного оружия и прекращения разработки усовершенствованных новых типов ядерного оружия представляет собой эффективную меру ядерного разоружения и не­распространения. В этих целях заключено несколько международ­ных договоров.

По Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмо­сфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. (ратифицирован СССР в 1963 г.) государства обязались запретить и не произво­дить ядерных взрывов в атмосфере, за ее пределами (включая косми­ческое пространство), под водой, а также в любой другой среде, если взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территории государства. Данный Договор является бессрочным.

В 1974 г. между СССР и США был заключен Договор об ограни­чении подземных испытаний ядерного оружия, по которому мощ­ность производимых подземных испытаний ядерного оружия ограни­чивалась 150 килотоннами.

В 1996 г. был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Участники Договора обязались не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядер­ный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контро­лем.

Каждое государство обязуется также запретить физическим и юридическим лицам на его территории или в другом месте, находя­щемся под его юрисдикцией, заниматься деятельностью, указанной в Договоре.

Государства сотрудничают с другими государствами и предостав­ляют в соответствующей форме правовую помощь, с тем чтобы со­действовать осуществлению обязательств.

Для обеспечения осуществления положений Договора учрежда­ется Организация по Договору о всеобъемлющем запрещении ядер­ных испытаний.

В целях контроля за соблюдением Договора учреждается режим контроля (международная система мониторинга; консультации и разъяснения; инспекции на месте; меры укрепления доверия), по­дробно урегулированный Протоколом к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.

63. Конвенция о запрещении бактериологического (1972 год) и химического (1993 год) оружия и их уничтожении. Механизм реализации. Право инспекций. Выполнение Россией м/н обязательств по уничтожению химического оружия

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении (КОБО) – цели из названия. В конвенции участвуют более 150 государств, в т.ч. РФ.

Регулярно созывается Конференция по рассмотрению действия положений конвенции. До сих пор нет консенсуса по выработке юридически обязательных мер проверки конвенции. Пока только ежегодные встречи государств и встречи экспертов.

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения хим.оружия и его уничтожении (КЗХО) – запрещает химическое оружие + механизм проверки военных и гражданских химических объектов.

Организация по запрещению химического оружия – ОЗХО. Государства обязаны ликвидировать свои запасы химического оружия до апреля 2007 года. РФ не успевает из-за нехватки средств. Федеральная целевая программа по уничтожению запасов химического оруж. – до конца апреля 2012, ОЗХО согласна. Ряд государств Европы и США оказывают России помощь в уничтожении запасов. Объекты по уничтожению химического оружия – в Саратовской области, в Удмуртии, в Курганской области. Все места, где хранится или уничтожается химическое оружие подлежат систематической проверке посредством инспекции на месте и наблюдения при помощи приборов, устанавливаемых на месте. Инспекции – приложение о проверках к КЗХО

В соответствии с Конвенцией о запрещении разработки, произ­водства и накопления запасов бактериологического (биологическо­го) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. государства обязались ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не произ­водить, не накапливать, не приобретать и не сохранять:

· биологические агенты или токсины, не предназначенные для про­филактических, защитных или других мирных целей;

· оружие или средства доставки, предназначенные для использова­ния таких агентов или токсинов во враждебных целях или вооружен­ных конфликтов.

Государства также приняли обязательство уничтожить или пере­ключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование или средства доставки, находящиеся в их распоряжении.

Любое государство — участник Конвенции может подать жалобу в Совет Безопасности ООН на то, что какое-либо государство-участ­ник нарушает свои обязательства по Конвенции. Совет Безопасности проводит расследование по жалобе и информирует о его результатах.

Согласно Конвенции о запрещении производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. госу­дарства обязуются ни при каких обстоятельствах:

· не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие или не переда­вать прямо или косвенно химическое оружие кому бы то ни было;

· не применять химическое оружие;

· не проводить любых военных приготовлений к применению хи­мического оружия;

· не помогать, не поощрять или не побуждать каким-либо образом кого бы то ни было к проведению любой деятельности, запрещаемой по Конвенции.

Под химическим оружием понимаются:

· токсичные химикаты и реагенты, участвующие в производстве таких химикатов;

· боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсич­ных свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств;

· любое оборудование, специально предназначенное для использо­вания непосредственно в связи с применением боеприпасов и уст­ройств.

Каждое государство обязуется уничтожить химическое оружие, которое находится в его собственности или владении или которое размещено в любом месте под его юрисдикцией или контролем, в соответствии с положениями Конвенции.

Каждое государство обязуется также уничтожить все химическое оружие, оставленное им на территории другого государства-участни­ка, и любые объекты по производству химического оружия, которые находятся в его собственности или владении или которые размещены в любом месте под его юрисдикцией или контролем.

Каждое государство-участник обязуется не использовать хими­ческие средства борьбы с беспорядками в качестве средства ведения войны

64. М/н экономическое право: понятие, субъекты, принципы, источники

Международно-правовое регулирование экономических, прежде всего торговых, взаимоотношений между государствами возникло в глубокой древности. Торговые отношения с давних пор являются одним из предметов м/н договоров, причем изначально моральным и правовым принципом признавалась свобода торговых отношений. Именно этот принцип jus commercii — право свободы торговли (торговля понимается в широком смысле) — становится основополагающим для м/н экономического права.

Во второй половине XX века в Европе возникают особые экономические интеграционные м/н организации — Европейские Сообщества и Совет Экономической Взаимопомощи. В 1947 году был заключен первый в истории многосторонний торговый договор — Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), на базе которого образовалось особого рода м/н учреждение, объединяющее ныне свыше ста государств.

МЭП –отрасль м/н публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами м/н права.

Предмет МЭП — м/н экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами м/н публичного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т. п.

Субъекты МЭП:

· Государство – основной субъект МЭП, как и МП в целом;

· М/н организации – две группы:

· Организации, которые своим действием охватывают всю сферу экономических отношений (например, ООН);

· Организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей МЭП (торговые, финансовые, инвестиционные и другие).

· Транснациональные корпорации (ТНК) – группа компаний, созданных по законам разных государств, являющихся самостоятельными ю/л и осуществляющих деятельность на территории разных государств, но находящихся в отношениях взаимосвязи, при которой одна из них (головная или сверхтранснациональная корпорация) занимает доминирующее положение и осуществляет контроль над всеми остальными.

Две основные концепции МЭП:

· МЭП — отрасль м/н публичного права и предметом ее являются экономические отношения субъектов м/н права;

· Господствующей в настоящее время можно считать концепцию, по которой источником норм МЭП является как м/н право, так и внутригосударственное, а МЭП распространяет свое действие на все субъекты права, участвующие в коммерческих отношениях, выходящих за пределы одного государства.

Источники МЭП:

· обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения м/н организаций и конференций; такие нормы не императивны. Они не только “рекомендуют”, но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

· М/н договоры – важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Примерами универсальных м/н экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам. Однако, в своей подавляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров – договоры общего, рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок. Но наиболее существенное значение для формирования норм м/н экономического права имеют некоторые специальные виды м/н договоровторговые договоры, которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т. д. Главное в них — закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это — режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный, недискриминации, взаимной выгоды. Долгосрочные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве определяют конкретные области и формы сотрудничества: строительство и реконструкция промышленных объектов; производство и поставки оборудования и иных товаров; покупка и продажа патентов и лицензий; совместное предпринимательство и т. п. На базе и в развитие таких соглашений принимаются долгосрочные программы экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества (носят рекомендательный характер). Соглашения об оказании технического содействия в строительстве промышленных объектов, включающие условия о взаимных поставках товаров, о содействии в проектировании, монтаже, наладке и пуске в эксплуатацию соответствующих объектов;

· Решения (рекомендации, постановления) м/н организаций – рекомендации, принимаемые органами ООН, организациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу. Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом м/н экономическом порядке и Программа действий по установлению Нового м/н экономического порядка (1974 г.); резолюции “О мерах укрепления доверия в м/н экономических отношениях” (1984) и “О м/н экономической безопасности” (1985).

Принципы МЭП:

· соответствующие общепризнанные принципы м/н права;

· специальные принципы, обусловливающие, в частности, использование определенных торгово-политических режимов; носят конвенционный характер, их действенность зависит от включения их в каждом случае в соответствующие м/н договоры:

· Принцип недискриминации – право государства на предоставление ему (а также его гражданам и иным субъектам его национального права) со стороны государства-партнера общих условий, которые не хуже предоставляемых этим государством всем прочим государствам.

· Принцип (режим) наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования) – юридическое обязательство государства предоставлять государству-партнеру льготные (наиболее благоприятные) условия, которые действуют или могут быть введены для любой третьей страны.

· Национальный режим – предусматривается в некоторых торговых соглашениях и означает, что, как правило, на основе взаимности физические и юридические лица иностранного государства полностью приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам по отдельным видам правовых отношений. Обычно это касается гражданской правоспособности иностранных лиц, включая судопроизводство.

· Принцип взаимной выгоды – предполагает, что отношения между государствами, не являющиеся взаимно выгодными, а тем более кабальные, прямо или косвенно принудительные, не должны иметь места, но должно быть справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема.

· Преференциальный режим – торговые льготы, прежде всего, в отношении таможенных пошлин, действующие между тем или иным государством или среди группы государств.

65. М/н экономические организации. Всемирная торговая организация (ВТО) и проблема вступления России

Два типа м/н экономических организаций:

  • охватывают всю сферу экономических отношений,
  • функционируют в рамках отдельных подотвраслей м/н экономического права (торговые, финансовые, инвестиционные и другие).

Важную роль в регламентации экономических отношений играют м/н организации, как универсальные (учреждения ООН), так и региональные (Европейская конференция министров транспорта, Черноморское экономическое сотрудничество) и дву­сторонние организации (смешанные комиссии и пр.).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи ООН. В задачи ЮНКТАД входит: поощрение м/н торговли; коор­динация принятия многосторонних документов в области торговли и т.д.

М/н агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) учреждено в 1988 г. в качестве дочерней организации МБРР и входит в систему ООН. Задачами МАИГ являются: поощрение иностранных инвестиций, предоставление гарантий, включая страхо­вание рисков инвестиций в государства — члены МАИГ.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1990 г. Членами Банка могут быть как европейские организации, так и неевропейские страны — члены МВФ, а также Европейский Союз. Капитал ЕБРР состоит из взносов государств-членов. Цели ЕБРР: поддержка экономического развития стран Европы; оказание помо­щи в проведении экономических реформ и др.

Можно также различать м/н организации общего характера, преследующие, помимо экономических, политические, оборонительные и др. цели (Европейский Союз, СНГ и т.п.), и специ­ализированные экономические организации, регулирующие отдель­ные аспекты межгосударственного сотрудничества (Европейский па­тентный союз, м/н организации по нефти, сахару, каучу­ку, кофе и т.д.).

Европейская конференция министров транспорта создана в 1953 г. в целях координации деятельности европейских государств в сфере транспорта, гармонизации развития национальных транспорт­ных систем. Конференция разрабатывает рекомендации и резолю­ции, предлагаемые впоследствии участвующим государствам.

Центрльное место – органы ООН, занимающиеся развитием мн экономического сотрудничества.

Генеральная Ассамблея ООН – организует исследования и дает рекомендации государством в целях содействия мн сотрудничеству в экономической, социальной и других сферах (устав ООН).

ЭКОСОС – экономический и социальный совет – координирует деятельность всех органов и учреждений ООН в экономической сфере. Под его руководством работают 5 региональных экономических комиссий – для Европы, Азии, Тихого Океана, Латинской Америки, Африки, Западной Азии.

Организация объединенных наций по промышленному развитию – ЮНИДО – координирует деятельность системы ООН в области промышленного развития в целях ускорения индустриализации развивающихся стран.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).

М/н валютный фонд и многие другие.

Всемирная торговая организация (ВТО) была создана в ходе последней сессии участников ГАТТ подписанием Заключительного Акта, предствляющего своеобразные кодекс м/н торговли. Акт содержит обширный комплекс соглашений, касающихся многих областей. Соновными являются соглашения об учреждении ВТО (вместо ГАТТ), таможенных тарифах, торговле товарами, услугами, торговых аспектах защиты интеллектуальной собственности.

В общий комплекс документов входят меморандум о процедуре урегулирования сторон, о процессе контроля за торговой политикой участников, решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта продовольствия и другие.

Структура ВТО:

· Конференция министров – высший орган ВТО – состоит из представителей всех государств-членов. Работает сессионно, раз в два года; создает вспомогательные органы; принимает решения по всем вопросам, необходимым для осуществления функций ВТО; дает официальное толкование Устава и связанных с ним соглашений.Решения конференции считаются принятым, если никто официально не заявит о несогласии с ним (консенсусом). В случае недостижения консенсуса, решение может быть приянто большинством.

· Генеральный совет – исполнительный орган – состоит из представителей всех государств-членов. заседает сессионно, в периоды между сессиями конференции и выполняет в эти периоды ее функции. В его ведении находятся Орган по решению споров, Орган про торговой политике, различные советы и комитеты.

· В качестве Органа по разрешению споров – выступает сам Генеральный совет. Особоенность в том, что в таких случаях состоит он из трех членов, которые присутствуют. Основные этапы процедуры разрешения спора: консультации, доклад группы экспертов, апелляионное рассмотрение, вынесение решения, его реализация. Спор считается решенным только после того, как отклонение от правил какого-либо соглаения или их нарушение устранено.

· Орган по торговой политике – следит за выполнениеммногосторонних торговых соглашений. Его деятельность направлена также на достижение большей прозрачности торговой политики и практики членов. Орган рассматривает торговую политику государств на основе представляемых ими докладов и докладов Секретариата ВТО.

Возможности ВТО воздействовать на национальное право участников – Устав предусматривает, что «каждый Член обеспечит соответствие своих законов, постановлений и административных процедур обязательствам, содержащимся в прилагаемх Соглашениях» (пункт 4 статьи 16).

Учреждение ВТО – важный шаг в совершенствовании механизма регулирования м/н экономических и торговых отношений. Участники контролируют более 90% мировой торговли. Переговоры о вступлении в нее России ведутся уже немало лет. Положения ВТО требуют, чтобы вступающая в эту организацию страна привел свое национальное законодательство в соответствие с правилами ее многочисленнх соглаений.

По мнению гендиректора ВТО – Майкла Мура – пока главной проблемой нашей страны остается переход от государственной экономики к свободной: "Государственная экономика нигде не эффективна. Но вмешательство государства необходимо, чтобы установить права собственности, власть законов, судов, а законы - это гарантии безопасности, в том числе для инвесторов. Зарубежным инвесторам нужна ясная законодательная система. России нужно дальше двигаться на пути реформ в сторону рыночной экономики, большей открытости рынков".

По правилам, Россия не вступит в ВТО, пока не будет получено согласие всех 144 членов организации. Мур сказал: "Некоторые члены ВТО говорят, что не подпишут договоренности, пока Россия не откроет свои банки, систему страхования, фермы, пока она не откроется к сельскохозяйственной, мясной продукции других стран". Особенно членов ВТО, таких как Австралия, Новая Зеландия и Бразилия, заботят множество нерешенных проблем по сельскому хозяйству. Несмотря на это, считает Мур, Россия может прокормить весь мир: "У вас замечательная почва, земля - как выходец из Новой Зеландии, почти фермер, я в этом разбираюсь".

Одним из четырех направлений переговорного процесса в рамках присоединения России к Всемирной торговой организации являются переговоры по так называемым системным вопросам, т.е. вопросам соответствия российского законодательства нормам и правилам всего пакета соглашений ВТО. Современная правовая база ВТО включает в себя около 60 основных правовых документов (соглашений, договоренностей, решений, протоколов), которые предусматривают обязательства стран-членов этой организации, текст которых до сих пор в стране не издан на русском языке. Одной из важных проблем при вступлении России в ВТО является несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики нормам ВТО.

Для решения части вопросов по приведению законодательства в соответствие с положениями ВТО Правительством РФ было принято распоряжение от 08.08.2001 № 1054-р, которое утвердило План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Роспатентом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти был подготовлен пакет законопроектов, которые вносят изменения в специальное законодательство.

В данный пакет вошли следующие проекты федеральных законов:

· “О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации”;

· “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”;

· “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О правовой охране топологии интегральных микросхем”;

· “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”;

· “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”.

Правительственный законопроект о валютном регулировании и валютном контроле, по словам Максима Медведкова, вызывает нарекания ВТО из-за возможности правительства и ЦБ вводить серьезные ограничения на движение капитала. Вызывают сомнения и сроки: заместитель министра экономического развития Аркадий Дворкович уже высказывал мнение, что правительству и Центробанку необходимо рассмотреть вопрос о более ранней отмене ограничений по валютному регулированию, чем с 1 января 2007 года.

66. Формы и виды м/н экономического сотрудничества государств. Виды м/н экономических договоров. Способы разрешения межгосударственных экономических споров

Виды сотрудничесвта:

  • сотрудничество, в которое государство вступает для развития собственной экономики,
  • сотрудничество для поддержки развивающихся стран.

Предоставление помощи – добровольный характер.

Ни к чему не обязывающие декларации о помощи развивающимся странам – Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация об установлении нового м/н экономического порядка 1974 года + универсальное и региональное законодательство.

Формы – договоры и организации

Два типа м/н экономических организаций:

· охватывают всю сферу экономических отношений,

· функционируют в рамках отдельных подотраслей м/н экономического права (торговые, финансовые, инвестиционные и другие).

Центральное место – органы ООН, занимающиеся развитием м/н экономического сотрудничества:

Генеральная Ассамблея – организует исследования и дает рекомендации государством в целях содействия мн сотрудничеству в экономической, социальной и других сферах (устав ООН).

ЭКОСОС – экономический и социальный совет – координирует деятельность всех органов и учреждений ООН в экономической сфере. Под его руководством работают 5 региональных экономических комиссий – для Европы, Азии, Тихого Океана, Латинской Америки, Африки, Западной Азии.

Организация объединенных наций по промышленному развитию – ЮНИДО – координирует деятельность системы ООН в области промышленного развития в целях ускорения индустриализации развивающихся стран.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО).

М/н валютный фонд и многие друие.

Договоры:

  • многостронние и двусторонние
  • деление по отраслям: торговые, инвестиционные, таможенные, расчетно-кредитные и др.

Например, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947, соглашения о создании МВФ и МБРР.

Универсальных норм нет. Общие принципы сформулированы в многочисленных резолюциях и решениях мн организаций и конференций, например, Женевские принципы – Принципы, определяющие м/н торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию 1964, Резолюция генеральной ассамблеи ООН О м/н экономической безопасности 1985 года.

Все нормы – мягкое право – не содержат четки прав и обязанностей государств, но являются юридически обязательными (формулировки типа принимать меры, содействовать развитию, стремиться к осуществлению)

Экономические споры между государствами разрешаются а основе м/н права, как и другие м/н споры.

Средства:

  • переговоры;
  • консультации;
  • м/н следственные комиссии;
  • примирительные комиссии;
  • добрые услуги и посредничество;
  • м/н третейский суд – Постоянная палата третейского суда в Гааге (решения являются окончательными);
  • м/н судебные органы – М/н суд ООН, М/н трибунал по морскому праву, Европейский суд справедливости.

Споры между ф/л и ю/л разных стран могут рассматриваться судами госуд-ва или мн коммерческими арбитражами – МКА. Участники мн экономич.связей предпочитают МКА – Арбитражный суд мн торговой палаты (Париж), Лондонский мн третейский суд, Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, в РФ – МКАС и Морская арбитражная комиссия при ТПП РФ.

67. Территория в м/н праве: понятие и виды

Под территорией в МП понимается простран­ство с определенным правовым режимом — часть земного шара (су­хопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законо­дательства и м/н права.

В самом широком смысле под территорией понимают такие пространства, как сухопутная и водная поверхность земного шара его недра, воздушное пространство, а также космос, включая Луну и другие небесные тела.

С точки зрения м/н права территория рассматри­вается как юридическая категория, неразрывно связанная с поня­тием государства. Территория – пространственный предел власти государства.

По правовому режиму территории подразделяются на:

· государст­венные,

· территории со смешанным режимом,

· территории с м/н режимом.

Государственные территории являются материальной базой су­ществования соответствующего государства и находятся под его су­веренитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права. Государственной является территория, находящаяся под суве­ренитетом государства. К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100—110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически — на доступную для проникновения глубину). К государственной территории условно приравниваются ква­зитерритории. Квазитерритории — это так называемые «плавучие» и «лету­чие» территории (морские и речные суда, воздушные суда, косми­ческие корабли), а также территории дипломатических и консуль­ских представительств иностранных государств.

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют опреде­ленные суверенные права, зафиксированные национальным законо­дательством и м/ни договорами. К территории со смешанным режимом относятся пространства, не находящиеся под чьим-либо суверенитетом и, таким образом, не входящие в состав территории какого-либо государства, но в отношении которых прибрежное государство, в частности, осу­ществляет в пределах, установленных м/н правом, су­веренные права в целях разведки, разработки и охраны природных ресурсов. К такого рода территории относятся исключительная экономическая зона шириной до 200 морских миль, отсчитывае­мых от исходных линий, и континентальный шельф.

Территории с м/н режимом (открытое море за пре­делами территориальных вод, м/н район морского дна, некоторые м/н проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом м/ни договорами. Территория с м/н режимом расположена за преде­лами государственных границ и находится в общем и равноправ­ном пользовании всех государств (открытое море, воздушное пространство над ним и другие). Режим территорий, находящихся за пределами действия на­циональной юрисдикции, определяется исключительно МП.

Конституция РФ:

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

68. Государственная территория: понятие и виды. Правовые основания и способы изменения

Конституция РФ:

1. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция РФ и ФЗ имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Государственная территория — это часть земного шара, находя­щаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государст­венную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной тер­ритории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

Государственной является территория, находящаяся под суве­ренитетом государства. К ней относятся в рамках государственных границ сухопутная и водная поверхность, воздушное пространство над ней до границы с космосом (примерно 100—110 км) и недра (теоретически до центра Земли, а практически — на доступную для проникновения глубину).

К государственной территории условно приравниваются ква­зитерритории. Квазитерритории — это так называемые «плавучие» и «лету­чие» территории (морские и речные суда, воздушные суда, косми­ческие корабли), а также территории дипломатических и консуль­ских представительств иностранных государств.

Условной государственной территорией принято считать мор­ские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие соору­жения и оборудование в пределах м/н территории (буро­вые установки, искусственные острова и т.п.).

Правовой режим государственных территорий определяется, прежде всего, национальным законодательством каждого государст­ва; м/н договоры затрагивают отдельные аспекты право­вого статуса внутренних вод и территориального моря, устанавлива­ют договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах государственной территории государство осуществля­ет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользо­вания и распоряжения соответствующей территорией и находящими­ся на ней ресурсами.

Современное м/н право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства не­прикосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территори­альные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.

Территория государства может изменяться в результате:

· разделения существующего государства, выхода части террито­рии из состава государства, объединения двух или нескольких госу­дарств;

· национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;

· обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);

· применения мер ответственности за агрессию (например, оттор­жение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

· цессии — уступки права на территорию (в настоящее время не используется).

Пределы территориального верховенства государства обозначе­ны государственными границами.

Современное МП признает возможность и необходимость территориальных изменений в соответствии с одним из основных его принципов – правом народов и наций на самоопределение. Этот принцип может быть реализован через такие формы волеизъявления народа как плебисцит и референдум. Плебисцит получил закрепление в м/н договорах, референдум – во внутренних нормативных актах. Т.о. населению предоставляется возможность самому решить вопрос о государственной принадлежности его территории.

Например, плебисцит был проведен в 1974 году в Ольстере – большинство (протестанты) проголосовали против приоседения к Ирландской республике.

Допускается частичное изменение госуарственной территории в пользу других государств – безвозмездная уступка, обмен, продажа и другое – правомерны при добровольном согласии государств.

69. Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения, ораны. Законодательство России о государственной границе

Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая государственную территорию, пространственный предел государственного суверени­тета.

Прохождение границы устанавливается:

на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ориенти­рам;

на море — по внешнему пределу территориальных вод (границы территориальных вод между противолежащими или смежными госу­дарствами определяются по соглашению между ними);

на реках — по середине главного фарватера либо (в некоторых случаях) по их середине.

Государственные границы устанавливаются в договорном поряд­ке. При этом вначале решается вопрос о делимитации, т.е. о юриди­ческой принадлежности определенной территории. Делимитация предполагает определение в договорном порядке общего направле­ния прохождения государственной границы с обозначением ее на карте. Решив вопрос о принадлежности того или иного участка тер­ритории и установив его границы на карте, государства осуществляют демаркацию — проведение линии границы на местности с одновре­менным обозначением ее пограничными знаками. Государственная граница на суше обозначается ясно видимыми пограничными знака­ми — столбами, пирамидами и т.п., на воде — створами, вехами и т.д.

Режим государственной границы устанавливается национальным законодательством и м/ни договорами и включает пра­вила:

содержания границы;

пересечения границы лицами и транспортными средствами;

пропуска через границу лиц и товаров;

ведения на границе хозяйственной и иной деятельности;

разрешения пограничных инцидентов.

От режима государственной границы следует отличать погранич­ный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод и внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Погра­ничный режим нацелен на создание необходимых условий для охра­ны границы. Ширина пограничной зоны не превышает, как правило, пяти километров.

Охрана Государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах при­граничной территории. Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ. Охрана государственной границы осу­ществляется в целях недопущения противоправного изменения про­хождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физи­ческими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государст­венную границу.

Органы ФПС РФ вправе:

вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению;

задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение Госу­дарственной границы;

пресекать нарушения Государственной границы.

В территориальных и внутренних водах в отношении иностран­ных невоенных судов органы ФПС имеют право:

предложить судну изменить курс, если он может повлечь наруше­ние режима плавания;

остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изме­нить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;

снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;

осуществлять преследование «по горячим следам» — преследо­вать и задерживать в открытом море судно, нарушившее правила пребывания в водах РФ, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Такое преследование должно быть начато в водах РФ после подачи зрительного или звуко­вого сигнала об остановке с дистанции, позволявшей видеть или слышать этот сигнал, и вестись непрерывно;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом или договором.

Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы РФ и урегулирования пограничных инци­дентов создан институт пограничных представителей (уполномочен­ных). В их компетенцию входят: осуществление контроля за соблю­дением режима Государственной границы; недопущение нарушений границы; обеспечение выполнения договоров о государственных гра­ницах; проведение расследования пограничных инцидентов.

Наши рекомендации