Структура политического знания
Результатом исследования политических явлений и процессов являются полученные о них знания, структура которых, т.е. взаимосвязь различных элементов политических знаний может быть представлена в разных отношениях.
С одной стороны, это может быть некая совокупность теоретических и, так сказать, обыденных представлений о разного рода политических явлениях и процессах, в том числе о государстве, его сущности, формах государственного устройства и государственного правления, видах государственной власти, политических партиях, элитах и лидерах, политическом равенстве граждан, их политических нравах и свободах и т.д. В данном случае фиксируется только то, что структура политического знания отражает структуру изучаемых политических объектов, т.е. реально существующих политических явлений и процессов. Поскольку структура последних постоянно усложняется (появляются новые политические институты, связи и отношения между субъектами политических процессов и т.д.), то усложняется и структура политических знаний, которые становятся более обширными, глубокими и упорядоченными. В данном случае констатируется, что структура политического знания, представленная как производная от структуры изучаемых политических объектов, выражает широту их охвата.
С другой стороны, структура политического знания сама становится предметом научного анализа. В этом случае она может быть представлена в виде взаимосвязанных уровней отраженияполитической действительности и тем самым уровней ее понимания. В данном случае указывается на разную глубину познания изучаемых политических объектов.
Уровни политического знания или понимания политических явлений и процессов нередко характеризуют как обыденный и теоретический – по аналогии с обыденным и теоретическим сознанием субъектов, в том числе политическим.
Представляется, что такая аналогия оправдана хотя бы потому, что обыденное сознание (осознание, мышление) оперирует столь же обыденными знаниями или сведениями, почерпнутыми из каждодневной практической деятельности людей; теоретическое же сознание (мышление) оперирует теоретическими знаниями, полученными в ходе научных исследований.
Обыденное политическое знание чаще всего представляет собой несистематизированный набор сведений, отражающих внешние стороны происходящих политических явлений и процессов. Оно проявляется нередко в насыщенном эмоциональном контексте. Возникающие на таком фоне понятия, суждения и умозаключения тесно связаны с чувствами, переживаниями и настроениями людей, их страстями и проявлениями воли.
Иногда неуправляемые страсти людей мешают ясному пониманию ими той или иной политической ситуации, толкают их на необдуманные и нередко разрушительные действия. При этом люди могут руководствоваться ложными интересами и целями.
В других случаях верх берет так называемый здравый смысл, т.е. более ясное обыденное сознание людей, основанное на столь же обыденных их знаниях о сложившихся политических обстоятельствах. На уровне здравого смысла люди нередко относительно глубоко судят о явлениях общественной жизни, в том числе политических, однако и в этом случае они еще не в состоянии понять сущность многих политических явлений и закономерности их развития.
Более сознательной является политическая деятельность субъектов, руководствующихсятеоретическими политическими знаниями, которые, как правило, имеют вид определенной системы взглядов и потому носят концептуальный характер. В ходе исследований политических явлений и процессов создаются политические концепции (теории), вскрывающие сущность изучаемых политических явлений, а также причинно-следственные и закономерные связи их проявления в обществе. В этом заключается гносеологическая сторона исследований политических явлений и процессов. Их социальная сторона состоит в том, чтобы помогать широким массам людей, социальным группам и отдельным личностям с научной точки зрения разбираться в политических ситуациях и тем самым совершать созидательную политическую деятельность, повышать эффективность функционирования политических институтов и в целом политической системы общества в интересах всех составляющих его социальных групп и индивидов.