Раничений, связанных с характером, оказывается неприемлемой, они остаются верными
Тому праву, которое есть, возможно, делая иногда попытки его изменения в лучшую сто-
Рону, участвуя в научных спорах, а если смогут пробиться, то и через правотворчество, и
Т.д. Как писал И.А. Ильин, «только свободное признание права не унизительно для чело-
Века, только оно может достойно разрешать задачи правотворчества»6. Люди, находящие-
1 Ильин И.А. Сущность ______правосознания // Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. – С. 186.
Щедрин О.Г. Правовой нигилизм как характеристика современного русского правосознания. – С. 36.
См.: там же.
Ильин И.А. Сущность правосознания // Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. – М., 1994. – С. 186.
Там же.
Там же. С. 181.
Общая теория правовой культуры и правового мышления
Ся на такой стадии права, законопослушны, но, как правило, пассивны в тех случаях, ко-
Гда необходимо за свои права бороться.
Борьба за право – это высшая стадия правосознания1. Ее достижение обусловлено
В первую очередь мыслительной деятельностью – осознанием необходимости такой ак-
Тивной борьбы, в отличие от осознания права. Причем такая борьба начинается с высту-
Плений за «право в субъективном смысле» (т.е. за поддержание и осуществление справед-
Ливых полномочий, обязанностей и запретностей), а в итоге является борьбой за право в
«объективном смысле» (т.е. за обновление правовых норм) – они взаимно предполагают и
Обосновывают друг друга.
Идея необходимости борьбы за права как обязанности каждого гражданина своего
Государства впервые была высказана еще в 1872 г. Рудольфом фон Иерингом в книге
«Борьба за право».
Полагаем, что любое уважающее себя общество обязано стремиться к тому, что-
Бы подавляющее число его членов находилось на стадии борьбы за право. Только обще-
Ство с таким правосознанием может быть гарантом преобладания в государстве права, а
Не беззакония.
Вместе с тем нахождение человека на той или иной стадии правосознания не оп-
Ределяет наличия или отсутствия у него правового нигилизма. Так, человек, будучи на
Стадии борьбы за право, может не верить, что государство и право способны его защи-
Тить, и прибегать к неправовым методам, для того чтобы отстоять свои права. Тем не ме-
Нее, стадия общественного правосознания определяет, будет ли нигилизм приниматься
Как что-то неизбежное или же общество будет с ним бороться.
Таким образом, «стадией правосознания является определенная ступень в разви-
Тии индивидуального, общественного или государственного правосознания, опреде-
Ляющая отношение к идее права и к борьбе с неправом в данный момент времени»2.
Понятие, сущность и характеристика
Правового статуса личности
Одним из основных вопросов конституционного развития любого общества и госу-
Дарства является закрепление положения человека, объем его правомочий и обеспечение
Прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется особенностью взаимоотношений
Личности и государства, где, с одной стороны, государство выступает как носитель власти,
А человек как субъект, подчиненный этой власти, с другой стороны – народ является един-
Ственным обладателем власти, а государство производно от его суверенитета и создается
Им для осуществления властной деятельности. Этим обусловлено согласование и упорядо-
Чение всей системы взаимоотношений государства и личности, что находит отражение в
Объеме конституционно закрепленных прав, свобод и обязанностей человека и граждани-
На. Исследуя правовой статус личности, следует обратить внимание на то обстоятельство,
Что в Конституции Российской Федерации применяются четыре основных понятия, обу-
Словливающие правовой статус лица, – это «человек», «гражданин», «каждый» и «лич-
Ность». Совокупность базовых, отправных понятий, отражающих юридическую природу
Прав человека, специфику их реализации, образует понятийно-категориальный аппарат,
Выступающий ядром специальной методологии, с позиции которой появляется возмож-
См.: Щедрин О.Г. Правовой нигилизм как характеристика современного русского правосозна-
Ния. – С. 37.
Там же. С. 38.
Глава 23. Правовая культура
Ность осуществить исследование1. В связи с этим при исследовании правового статуса лич-
Ности представляется необходимым конкретизировать это понятие.
В юридической литературе распространилась практика обозначения прав и сво-
Бод человека и гражданина одним термином – «права человека»2. Это обосновывается