Гается на человека обществом, группой либо конкретной ситуацией. Ролевые функции
«играемые» субъектами правоприменения, накладывают серьезный отпечаток на их
Профессиональную деятельность.
О.Г. Щедрин считает необходимым рассматривать правосознание в динамике, для
Чего предлагает ввести понятие «стадии правосознания»1. Стадия (от греч. stadion) – оп-
Ределенная ступень, период, этап в развитии чего-либо, имеющее свои качества, особен-
Ности2. Стадии правосознания – это поступательное развитие правосознания на любом
Его уровне: обыденном, профессиональном, научном. На каждом из них правосознание
Может развиваться, а может оставаться на низшей стадии. Это развитие происходит в те-
Чение жизни как одного человека, так и многих поколений. Необходимость введения ста-
Дий правосознания определяется тем обстоятельством, что это – динамический процесс,
Предполагающий развитие с возрастом, жизненным опытом, под воздействием правового
Воспитания, государственно-правовой идеологии и других обстоятельств3.
По мнению Щедрина, существует три стадии правосознания: 1) покорность праву;
Осознание права; 3) борьба за право4.
См.: Щедрин О.Г. Правовой нигилизм – как характеристика современного русского правосозна-
Ния. – С. 35.
Советский энциклопедический словарь. – М., 1985. – С. 1259.
См.: Щедрин О.Г. Там же. – С. 35.
См.: там же. С. 35–37.
Глава 23. Правовая культура
Первая, самая низшая и неразвитая стадия правосознания – это покорность праву.
Такое правосознание проявляется как изначальное и рождается под давлением со сторо-
Ны государства, религии и всех поддерживающих право сил. И.А. Ильин сравнивал такое
Правосознание с «правосознанием озлобленного раба. Такое правосознание было вынуж-
Дено считаться с правом и покорилось, но не признало того, чему покорилось»1.
Оно покорилось силе права. Люди, наделенные таким правосознанием, не способ-
Ны осознать для себя всю полезность права и правовых институтов. Они способны тер-
Петь гнет чужой силы, будь он представлен в форме правовых проявлений или нет, вос-
Принимая сложившуюся ситуацию как должное, и никогда не добиваются своих прав,
Разве что случайно. Они покорно платят налоги и считают, что государство само должно
о них позаботиться. Но при возникновении конфликта, когда, например, какой-либо чи-
Новник их за что-нибудь штрафует, как правило, даже не пытаются жаловаться и доби-
Ваться восстановления своих нарушенных прав, оправдывая себя тем, что, мол, все равно
От государства ничего не добьешься.
Но в то же время эти люди сами способны на неправомерные поступки: они могут
Спокойно взять то, что «плохо лежит», оправдывая себя тем, что раз государство о них не
заботиться, значит, взять у государства – святое дело. «Став маломальским чиновником, –
Пишет Щедрин, – такой человек непременно начинает унижать других, таких же, как он,
Тем самым поддерживая и в них идею несправедливости правового регулирования и не-
Возможность добиться чего-либо правовым способом»2. Таких людей в современной Рос-
Сии множество. Они встречаются на любом уровне социальной и профессиональной ле-
Стницы. Люди с «рабским» правосознанием – терпеливые и трусливые перед сильным и
Злобные и унижающие по отношению к слабым. Такой человек, не пользуясь уважением
На работе, унижаемый начальником, будет продолжать унижаться перед ним, а не бо-
Роться за свои права, свою же злобу будет выплескивать на тех, кто еще слабее его: жену и
Детей3. Такое правосознание «утаило в себе волю к бесправию и уверенность в том, что
силе все позволено»4. Однако как только такой человек, будучи, например, чиновником,
Получает отпор в ответ на попытки унизить кого-то, он сразу же меняет свое отношение.
Он видит чужую силу и боится ее. Люди обладают таким правосознанием вовсе не пото-
Му, что они не знают своих прав, а в силу характера, воспитания и доминирования такого
Правосознания в обществе.
Вторая стадия правосознания – осознание права. Переход на нее обусловлен мыс-
Лительной деятельностью через разумное осознание ценности права и его необходимо-
Сти. Право должно быть не только «осознано мыслью и проверено опытом, но и признано
Волей человека»5. Люди, обладающие таким правосознанием, осознают всю полезность
Права, в том числе и для себя, и, как правило, уважают его. Если же право, по их мнению,
По каким-либо причинам не достойно уважения, а борьба с ним и за него вследствие ог-