Го значительного в нем, святого, главного. Цивилизация касается более внешнего, полез-
Ного, материального, второстепенного»1.
«Нет ничего менее определенного, чем это слово «культура», и нет ничего более
Обманчивого, как прилагать ее к целым векам и народам»2, – писал немецкий философ
Второй половины XVIII – начала XIX в. И. Гердер.
По мнению И.А. Иванникова, культуры различных исторических эпох классифи-
цируются:
1) по степени агрессивности: агрессивные и неагрессивные;
2) по характеру влияния на здоровье нации: конструктивные и диструктивные;
По характеру ориентации на материальные или духовные ценности: материаль-
ные и духовные;
По отношению к справедливости: справедливые и несправедливые1.
Ильин И.А. О русской культуре // Собр. соч. Т. 2. Кн. 1. – М., 1993. – С. 590.
Гердер И. Идеи к истории философии человечества. – М., 1977. – С. 6.
Глава 23. Правовая культура
Наряду с этим в юридической науке имеется множество подходов к пониманию
Правовой культуры. Так, В.П. Сальников отмечает: «Правовая культура есть особое соци-
Альное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и
Личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям»2.
«Правовая культура, – считает Ю.Н. Тодыка, – это соответствующее качество пра-
Вовой жизни общества, уровень его развития»3.
Профессор А.Б. Венгеров отмечает, что правовая культура – это «более высокая и
Емкая форма правосознания»4.
Кроме того, под правовой культурой понимается также обусловленное всем соци-
Альным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние пра-
Вовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятель-
Ности, юридических актов, правосознания в целом и уровне правового развития субъекта
(человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности госу-
Дарством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Самое удачное, на наш взгляд, определение правовой культуры предлагает
И.А. Иванников, отмечающий, что «правовая культура – это одна из форм социально
Значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений,
Которая выражается в правовых нормах, институтах, в способности оценки этих явлений
И духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их
Юридически значимое поведение. Совсем кратко: правовая культура – это способность
Действовать «по закону», а не «по совести»5.
Таким образом, некультурное поведение, с точки зрения права, – это негативное
Нигилистическое отношение индивидов, их объединений к юридическим нормам, на-
Рушение действующего законодательства. В силу такого понимания правовой культуры
Всякое противоправное поведение есть антикультура, а поэтому звучит абсурдным ут-
Верждение о существовании криминальной субкультуры или культуры. Культура, в от-
Личие от антикультуры, не несет в себе разрушения.
Вместе с тем понятие правовой культуры будет всегда субъективно и однозначно
Не определено, так же как и понятия «культура» и «право».
Структурные компоненты правовой культуры
Вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе
является дискуссионным. Так, например, профессор В.П. Сальников считает, что струк-
Турными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действи-
Тельности: «право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок,
Правомерная деятельность субъектов»6.
Вместе с тем вышеназванные элементы правовой культуры пересекаются либо вы-
Ступают составными частями других культурных структур. «Представить в полной мере
Сущность правовой культуры нельзя, не выделяя ее в логическую структуру. В этой плос-
Кости правовая культура представляет собой юридические понятия и категории, оценки
См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 293–294.
Сальников В.П. Правовая культура // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.
Н.И. Матузова, А.В. Малько. – С. 629.
Тодыка Ю.Н. Конституционные основы формирования правовой культуры. – Харьков, 2001. – С. 22.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть II. Теория права. – М., 1996. – С. 457.
Иванников И.А. Указ. соч. – С. 295.
Сальников В.П. Указ. соч. – С. 152.
Общая теория правовой культуры и правового мышления
(оценочные суждения) и деонтические модальности»1. Под деонтическими модальностями
Здесь имеются в виду нормативные суждения, включающие такие модальные операторы,