Го значительного в нем, святого, главного. Цивилизация касается более внешнего, полез-

Ного, материального, второстепенного»1.

«Нет ничего менее определенного, чем это слово «культура», и нет ничего более

Обманчивого, как прилагать ее к целым векам и народам»2, – писал немецкий философ

Второй половины XVIII – начала XIX в. И. Гердер.

По мнению И.А. Иванникова, культуры различных исторических эпох классифи-

цируются:

1) по степени агрессивности: агрессивные и неагрессивные;

2) по характеру влияния на здоровье нации: конструктивные и диструктивные;

По характеру ориентации на материальные или духовные ценности: материаль-

ные и духовные;

По отношению к справедливости: справедливые и несправедливые1.

Ильин И.А. О русской культуре // Собр. соч. Т. 2. Кн. 1. – М., 1993. – С. 590.

Гердер И. Идеи к истории философии человечества. – М., 1977. – С. 6.

Глава 23. Правовая культура

Наряду с этим в юридической науке имеется множество подходов к пониманию

Правовой культуры. Так, В.П. Сальников отмечает: «Правовая культура есть особое соци-

Альное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и

Личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям»2.

«Правовая культура, – считает Ю.Н. Тодыка, – это соответствующее качество пра-

Вовой жизни общества, уровень его развития»3.

Профессор А.Б. Венгеров отмечает, что правовая культура – это «более высокая и

Емкая форма правосознания»4.

Кроме того, под правовой культурой понимается также обусловленное всем соци-

Альным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние пра-

Вовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятель-

Ности, юридических актов, правосознания в целом и уровне правового развития субъекта

(человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности госу-

Дарством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Самое удачное, на наш взгляд, определение правовой культуры предлагает

И.А. Иванников, отмечающий, что «правовая культура – это одна из форм социально

Значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений,

Которая выражается в правовых нормах, институтах, в способности оценки этих явлений

И духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их

Юридически значимое поведение. Совсем кратко: правовая культура – это способность

Действовать «по закону», а не «по совести»5.

Таким образом, некультурное поведение, с точки зрения права, – это негативное

Нигилистическое отношение индивидов, их объединений к юридическим нормам, на-

Рушение действующего законодательства. В силу такого понимания правовой культуры

Всякое противоправное поведение есть антикультура, а поэтому звучит абсурдным ут-

Верждение о существовании криминальной субкультуры или культуры. Культура, в от-

Личие от антикультуры, не несет в себе разрушения.

Вместе с тем понятие правовой культуры будет всегда субъективно и однозначно

Не определено, так же как и понятия «культура» и «право».

Структурные компоненты правовой культуры

Вопрос о структуре правовой культуры в отечественной юридической литературе

является дискуссионным. Так, например, профессор В.П. Сальников считает, что струк-

Турными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действи-

Тельности: «право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок,

Правомерная деятельность субъектов»6.

Вместе с тем вышеназванные элементы правовой культуры пересекаются либо вы-

Ступают составными частями других культурных структур. «Представить в полной мере

Сущность правовой культуры нельзя, не выделяя ее в логическую структуру. В этой плос-

Кости правовая культура представляет собой юридические понятия и категории, оценки

См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 293–294.

Сальников В.П. Правовая культура // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.

Н.И. Матузова, А.В. Малько. – С. 629.

Тодыка Ю.Н. Конституционные основы формирования правовой культуры. – Харьков, 2001. – С. 22.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть II. Теория права. – М., 1996. – С. 457.

Иванников И.А. Указ. соч. – С. 295.

Сальников В.П. Указ. соч. – С. 152.

Общая теория правовой культуры и правового мышления

(оценочные суждения) и деонтические модальности»1. Под деонтическими модальностями

Здесь имеются в виду нормативные суждения, включающие такие модальные операторы,

Наши рекомендации