Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.
Структура нормы права –это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей 3:
1. Гипотеза –элемент нормы права, указывающий на условия ее действия(время , место, субъектный состав), которые определяются путем закрепления юридических фактов.
Виды:
- простые-предполагающие одно условие
-сложные –связывает действия нормы с наличием 2 или более условий
2. Диспозиция- элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов, с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов, диспозиция выступает ядром нормы
-простые
-отсылочные
-блаанкетные
-управомачивающие-определяют тот или иной вариант дозволенного поведения, обязывающие –предписывают тот или иной вариант должного поведения,запрещающие-содержит запрет совершения противоправных действий
3. Санкция – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными-меры наказания, так и позитивными –меры поощрения(премия).
-правовостановительные, штрафные
-абсолютно-определенные -относительно определенные(высший и низший пределы)-альтернативные
-уг-правовые, адм-правовые,дисциплинар-правове
Каждый элемент имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствии чего, по справедливому суждению, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.
Данный вопрос является дискуссионным, одни авторы считают, что нп состоит из 2 частей –г –д или д-с. Большинство же юристов придерживаются трехзвенной структуры правовой нормы.
Соотношение нормы права и статьи на.
Норма права и статья на не тождественны, нередко они могут не совпадать.
Норма права-это правило поведения, состоящее из г,д,с.
Статья нормативного акта –это форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права будучи содержание, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Излагая правило поведения законодатель может:
-все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта
-в одну статью на включить несколько правовых норм
-элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же на
-элементы нп изложить в нескольких статьях различных на
По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи на:
1. прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье на
2. отсылочный способ имеет место тогда, когда статья на, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этогоже нормативного акта
3. бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к другому нормативному акту или несколькими нормативными актам.
Классификация норм права
Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже понять их природу и назначение.
1. В зависимости от функциональной роли
- исходные нормы –определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления(декларативные нормы, провозглашающие принципы Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны"., дифинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и тд)
- общие нормы –присущи общей часть той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права
- специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей(детализируют общие, кнкретизируют ременные условия и пространственные условия их реализации)
2. В зависимости от предмета правового регулирования
-конституционные
-гражданские,
-земельные и тд
3. В зависимости от характера
-материальные(уголовные, аграрные,экологические)
-процессуальные(угол-процесс, граждан-процессуал)
4. В зависимости от методов правового регулирования
- императивные-содержащие властные предписания
-диспозитивные –свобода усмотрения
-поощрительные-стимулирующие социально полезное поведение
-рекомендательные –преддлагающие наиболее приемлемы для гос-ва и общества вариант поведения
5. В зависимости от времени действия
-постоянные –содержащиеся в законах
-врменные – в указе президента о введении чрезвыч положения
30. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
Систематизация нормативных актов - это деятельность по упорядочиванию нормативных актов и содержащихся в них норм в целях достижения комплексности и системности их восприятия и использования.
Выделяют следующие виды систематизации:
1. Инкорпорация;
2. Консолидация;
3. Кодификация.
Инкорпорация - это форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное значение.
Выделяют два вида инкорпорации:
1. Хронологическая (по времени принятия НПА);
2. Тематическая (предметная).
Инкорпорация может быть официальной и неофициальной (официозная).На последние нельзя ссылаться в процессе рассмотрения дел,напр в суде.
Консолидация - это форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в новый нормативный акт.
В результате консолидации объединяемые акты теряют самостоятельное значение и юридическую силу. Ее приобретает вновь созданный нормативный акт.
Консолидация может быть только тематической и официальной.
Кодификация - это форма систематизации путем объединения нормативных актов с изменением и переработкой их содержания в качественно новый НПА.
Подлежащие кодификации акты утрачивают юридическую силу и самостоятельное значение, которые приобретает созданный в результате кодификации акт.
Выделяют следующие виды кодификации:
а. Всеобщая – переработке подлежит все законодательство государства;
б. Отраслевая – переработке подлежит какая-либо отрасль права;
в. Специальная – переработке подлежат нормы какого-либо правового института.
Систематизация самым положительным образом влияет как на систему действующего законодательства, так и на систему права в целом.
Признаки кодификации:
1- ею имеют право заниматься только специальные органы
2-в итоге появляется новый на-кодекс
3- кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.
Историческая школа права
Сформировалась в конце 18-начеле 19 вв.Германия. Гуго, Савиньи, Пухта
Право- это результат исторического процесса. Оно складывается постепенно, с развитием исторического опыта. Подобно языку и обычаям у каждого народа существует свое, собственное право, поэтому идея о всеобщих, естественных правах несостоятельна.
При этом учитывая то, что право складывается из истории народа, то основной формой права является не установленный гос-ом закон, а обычай, который реально регулирует отношения между людьми.
+ впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процесс
+ справедливо подчеркивается естественность развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению
+ подмечено значение правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения
- данная теория во время своего возникновения объективно выступала как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи французской револючии
-представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству
-отрицание всеобщих естественных прав