Должны стремиться использовать в этом двояком отношении все преимущества
Которые дает им объединение.
Итак, поскольку суверен образуется лишь из частных лиц, у него нет и не
Может быть таких интересов, которые противоречили бы интересам этих лиц;
Следовательно, верховная власть суверена нисколько не нуждается в поручителе
Перед подданными, ибо невозможно, чтобы организм захотел вредить всем своим
Членам; и мы увидим далее, что он не может причинять вред никому из них в
Отдельности (49). Суверен уже в силу того, что он существует, является
Всегда тем, чем он должен быть.
Но не так обстоит дело с отношениями подданных к суверену; несмотря на
Общий интерес, ничто не могло бы служить для суверена порукою в выполнении
Подданными своих обязательств, если бы он не нашел средств обеспечить их
Верность себе.
В самом деле, каждый индивидуум может, как человек, иметь особую волю,
Противоположную общей или несходную с этой общей волей, которой он обладает
Как гражданин. Его частный интерес может внушать ему иное, чем то, чего
Требует интерес общий. Само его естественно независимое существование может
Заставить его рассматривать то, что он должен уделять общему делу, лишь как
Безвозмездное приношение, потеря которого будет не столь ощутима для других,
Сколь уплата этого приношения обременительна для него, и если бы он
Рассматривал то юридическое лицо, которое составляет Государство, как
Отвлеченное существо, поскольку это - не человек, он пользовался бы правами
Гражданина, не желая исполнять обязанностей подданного; и эта
Несправедливость, усугубляясь, привела бы к разрушению Политического
Организма.
Итак, чтобы общественное соглашение не стало пустою формальностью, оно
Молчаливо включает в себя такое обязательство, которое одно только может
дать силу другим обязательствам: если кто-либо откажется подчиниться общей
Воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что
Иное, как то, что его силою принудят быть свободным. Ибо таково условие,
Которое, подчиняя каждого гражданина отечеству, одновременно тем самым
ограждает его от всякой личной зависимости: условие это составляет секрет и
Двигательную силу политической машины, и оно одно только делает законными
Обязательства в гражданском обществе, которые без этого были бы
Бессмысленными, тираническими и открывали бы путь чудовищнейшим
Злоупотреблениям.
Глава VIII
О ГРАЖДАНСКОМ СОСТОЯНИИ
Этот переход от состояния естественного к состоянию гражданскому
производит в человеке весьма приметнут перемену, заменяя в его поведении
инстинкт справедливостью и придавая его действиям тот нравственный характер,
которого они ранее были лишены. {11}Только тогда, когда голос долга сменяет
Плотские побуждения, а право - желание, человек, который до сих пор считался
Только с самим собою, оказывается вынужденным действовать сообразно другим
Принципам и советоваться с разумом, прежде чем следовать своим склонностям.
Хотя он и лишает себя в этом состоянии многих преимуществ, полученных им от
Природы, он вознаграждается весьма значительными другими преимуществами; его
Способности упражняются и развиваются, его представления расширяются, его
Чувства облагораживаются и вся его душа возвышается до такой степени, что ее
Ли бы заблуждения этого нового состояния не низводили часто человека до
Состояния еще более низкого чем то, из которого он вышел, то он должен был
Бы непрестанно благословлять тот счастливый миг, который навсегда вырвал его
Оттуда и который из тупого и ограниченного животного создал разумное
Существо - человека.
Сведем весь этот итог к легко сравнимым между собой положениям. По
Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и
Неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть;