Средства массовой информации и их роль в СГУ
Место СМИ в обществе и государстве:
• Необходимость понимания роли СМИ как одного из важных факторов реформирующейся России важна в силу того, что информационные технологии и их использование все в большей степени определяют характер жизни общества.
• СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет) играют в общественно-политической жизни общества существенную роль, выполняя:
• Информационную функцию, т.е. участие в отображении и оценке реальности с точки зрения общественных интересов;
• 0рганизационно-регулирующую – вкачестве инструмента управленческого воздействия государства;
• Прогностическую функцию, оказывающую влияние на принятие социально-политических решений.
• Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить сознание, ориентации и цели широких слоев населения и добиться поддержки социальных преобразований.
• Примером здесь может служить наша Перестройка. Широкое использование прессы во второй половине 1980-х годов позволило Горбачеву убедить народ в необходимости перемен.
• И не вина людей, откликнувшихся на призыв власти, а беда руководства страны, что, инициировав перемены, они не знали, а порой и не хотели делать того, к чему призывали население.
Международный опыт свидетельствует о том, что, отвечая на вопрос о роли СМИ в обществе и государстве в широком смысле слова, следует ответить так:
• В демократических государствах – обществу;
• В тоталитарных и авторитарных – государству;
• В переходных – капиталу.
Учитывая, что России, как на федеральном, так и особенно на региональном уровне до демократии еще далеко, пресса находится под контролем, либо власти, либо капитала.
Определенную роль в усилении контроля за СМИ сыграл президент Путин, выходец из силовых структур, он не церемонился с изданиями и программами ТВ, которые позволяли себе какие-то самостоятельные суждения. Больше того, став президентом Путин в 2000, году он отменил Указ Президента Ельцина от 1996 г. «О порядке реагирования органов государственной и муниципальной власти на материалы СМИ».
А президента Медведева наши чиновники так и не воспринимают должным образом.
В Послании Федеральному Собранию РФ 2008 года Президент, например, очень четко обозначил причины, тормозящие развитие инновационной экономики и демократии в России: «Бюрократия периодически кошмарит бизнес, чтобы не сделал чего-то не так, берет под контроль СМИ, чтобы не сказали чего-то не так, вмешивается в избирательный процесс, чтобы не избрали кого-нибудь не того, давит на суды, чтобы не приговорили к чему-нибудь не тому, и так далее… Такая система абсолютно неэффективна и создает только одно – коррупцию. …Сильное государство и всесильная бюрократия – это не одно и то же».
Результат нулевой. Об этом красноречиво говорит «Карта гласности» - степень свободы печатных и электронных сМИ – большинство регионов ответили относительно несвободна и несвободна.
Самая тяжелая ситуация — в северокавказских республиках, исключая Дагестан. Немногим лучше обстоят дела в Калмыкии, Башкортостане, Марий Эл, Забайкальском и Хабаровском краях, Белгородской, Орловской, Калужской, Кемеровской, Пензенской областях. Здесь СМИ находятся в полной зависимости от власти.
Более половины субъектов Федерации (44) отнесены к территориям, где пресса ОТНОСИТЕЛЬНО НЕСВОБОДНА. Это центр России, север европейской части страны и Сибири. Здесь идут процессы закручивания гаек, и журналистское сообщество не имеет достаточных ресурсов для сопротивления.
В большинстве ОТНОСИТЕЛЬНО СВОБОДНЫХ регионов дозволяется критика, но — не руководства области, края, республики. Вот Москву ругать можно, а местный «белый дом» нельзя ни под каким видом.
А СВОБОДНЫХ регионов мы, как ни старались, обнаружить не смогли.
Так что Карта гласности все больше окрашивается в красно-коричневые тона. Ситуация со свободой слова в России становится все хуже.
Особенности архангельской прессы:
В списке основных местных изданий мы имеем:
• «Волна», учредителями которой являются Администрация и Областное Собрание депутатов (2 раза в неделю);
• «Архангельск», учредитель Администрация города (5 раз в неделю)
• «Правда Севера», самая массовая газета (в начале 1990-х годов тираж превышал 160 тысяч экземпляров, Михальчук сменил руководство газеты, которое занимается славословием в его адрес, С.Лойченко для этого летала даже в Якутск, тираж упал до сейчас 7 тысяч экземпляров, часть которых разносят бесплатно.
• «Правда Северо-Запада», которую возглавляет скандальный И.Азовский
• «Северный комсомолец» под руководством той же Лойченко потихоньку умирает
Архангельская особенность по словам экспертов – переполненный сектор рекламных и рекламно-информационных газет. В общей сложности в городе 43 бесплатных газеты рекламного характера. Тиражи от 75 до 10 тысяч. Особой популярностью пользуется «Губерния».Практически все газеты так или иначе контролируются региональной властью.Исключение составляет, пожалуй, газета «Бизнес-Класс Экспрес», да «Северный рабочий», - единственная самоокупаемая газета в области.
В последние годы появилась целая серия глянцевых журналов «Настроение», «Поморская столица», «Деловой формат», «Десерт», «Итоги»…
Достаточно популярна серия газет, издаваемая Северодвинским издательским холдингом «Северная неделя», который возглавляет талантливый журналист и предприниматель Вячеслав Белоусов: «Дачная» «Пенсионерская правда», «Пенсионерская газета» и ряд других, нашедших читателя далеко за пределами АО.
С помощью Администрации области издаются районные газеты, которые тоже использовались для прославления деяний губернатора. Дело в том, что областные газеты никто не выписывает, поэтому сейчас весь областной официоз размещается в районках, нередко ущерб местной информации.
До недавнего времени на газетном поле работали федеральные издания: «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Российская газета», «Комсомольская правда», «Жизнь за всю неделю», «Курьер Беломорья».
В настоящее время три последние газеты прекратили свои выпуски, а оставшиеся тоже контролируются местной администрацией.
Выводы:В большинстве случаев роль СМИ Архангельской области сводится не к установлению диалоговых отношений с политическими и социальными структурами, а к выгодной для спонсоров интерпретации политических и экономических явлений. Даже разделение на государственные и коммерческие издания отнюдь не означает независимости последних. Как правило, они становятся агентами тех или иных коммерческих, а чаще административных интересов. В итоге, СМИ превратились в своеобразного «слугу двух господ» и не выполняют свою главную функцию быть независимым институтом Гражданского общества, как того требует время.