Ламента, несовместимый с положениями ранее заключенного международного договора1.
В решении по делу «Пакетбот Гавана» 1900 г. Верховный Суд распространил это положе-
Ние и на акты Президента. Согласно принятому решению, суды США должны применять
Международное право, если по этому вопросу отсутствует акт исполнительной власти2.
В 1986 г. окружной, а затем и апелляционный суд США, рассматривая дело «Гарсия-Мир
Против Миис», распространили это положение и на акты Генерального атторнея3. Стоит
Сказать, что в Основном законе Белоруссии содержатся более четкие гарантии государст-
Венного суверенитета: так, ч. 3. ст. 8 Конституции Республики Беларусь указывает на недо-
Пустимость заключения международных договоров, противоречащих Конституции4.
Конституция РФ в ст. 1, провозглашая федеративное государственное устройство,
Фактически устанавливает конфедеративные отношения между центральными государ-
Ственными органами и территориальными. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 5 «Российская
Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, авто-
Номных округов – равноправных субъектов Российской Федерации», но в ч. 2 ст. 5 рес-
Публика определяется как государство, имеющее свою конституцию; а признак государ-
Ства – суверенитет, т.е. независимость внутри страны и на международной арене. В связи
С этим государственное устройство, закрепленное в российской конституции, обладает
Чертами конфедерации.
Логическим противоречием принципу равноправия субъектов Российской Феде-
Рации является допустимость, на основании ч. 4 ст. 66, вхождения автономных округов в
Состав краев, что предполагает отношение субординации, а не координации. Более того,
Республики обладают большим объемом прав, чем другие субъекты: так, им предостав-
Лено право принимать собственные конституции (ч. 2 ст. 5 Конституция РФ) и устанав-
Ливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).
Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную
и судебную, органы которых независимы и самостоятельны, о чем говорит ст. 10, не со-
Гласуется с правилом ч. 2 ст. 95, в соответствии с которой половина членов Совета Феде-
Рации (палаты парламента России) формируется органами исполнительной власти субъ-
Ектов Российской Федерации. Не соответствует принципу разделения властей и то об-
Стоятельство, что все власти находятся под контролем Президента, который не входит ни
В одну из них. Так, глава государства имеет право издавать указы имеющие силу закона
(ст. 90); распускать Государственную Думу РФ (п. «б» ч. 1 ст. 84); назначать Председателя
Правительства РФ (ст.111), председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б»
Ч. 1 ст. 83); предлагать Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конститу-
Ционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 1 ст. 128),
Генерального Прокурора РФ, а также самостоятельно определять судей других феде-
Ральных судов (ч. 2 ст. 128). Вместе с тем для управляемости государством важно не столь-
См.: Лукашук И.И. Международное право и конституции государств // Журнал российского
Права. – 1998. – №1. – С. 47.
См.: там же.
См.: там же.
См.: Конституция Республики Беларусь 1996 // Новые конституции стран СНГ и Балтии: Сбор-
Ник документов. Вып. 2. – М., 1998. – С. 136.
Глава 18. Юридическая герменевтика (толкование права)
Ко разделение власти и система взаимных сдержек и противовесов, сколько установление
Необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе всех частей
Государственного механизма1. Эта задача более удачно решена в ч. 4 ст. 3 Конституции
Республики Казахстан 1995 года, гласящей, что «государственная власть в Республике
Едина, осуществляется на основе конституции и законов в соответствии с принципом ее
Разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их
Между собой с использованием системы сдержек и противовесов»2.
Содержание ст. 7, определяющей Россию в качестве социального государства, «по-
Литика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и
Свободное развитие человека», не согласуется с отсутствием права на труд, без которого
невозможно добиться вышеобозначенных целей. Например, Основные законы Финлян-
дии (ч. 2 §6 Формы правления Финляндии 1919 г.3), Португалии (ст. 58 Конституции Пор-
Тугалии 1976 г.4), Испании (ст. 35 Конституция Испании 1978 г.5), Греции (ст. 22 Консти-