Под грамматическим (филологическим, языковым) толкованием права пони-
Мают совокупность специальных приемов, направленных на уяснение морфологической
И синтаксической структуры текста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов и
Терминов, грамматический смысл всего предложения или группы предложений.
Историко-политическое толкование права есть уяснение содержания воли зако-
нодателя благодаря исследованию исторической обстановки издания правового акта,
Расстановки политических сил в обществе, социально-экономическим и политическим
Факторам, обусловившим инициативу и само появление правового акта.
Систематическое толкование права – это уяснение содержания и смысла право-
вых требований в их взаимной связи, с учетом их места и значения в данном нормативно-
Правовом акте, институте отрасли и всей системы права в целом.
Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 229.
См.: там же. С. 230.
Глава 18. Юридическая герменевтика (толкование права)
Систематическое толкование имеет особое значение для органов, применяющих
Нормы права. Оно является необходимым условием правильной квалификации юриди-
Ческих дел1.
Функциональный способ толкования права опирается на знание фактов и усло-
Вий, в которых функционирует (действует), применяется толкуемая норма права. Это но-
Вый способ толкования, и он пока слабо разработан в юридической науке.
Результаты использования всех способов толкования обуславливают объем толко-
Вания.
Виды толкования
По объему толкование норм права может быть буквальным, ограничительным и
Распространительным.
В подавляющем большинстве случаев действительный смысл правовой нормы
Уясняется буквально – в точном соответствии с текстом нормы. При буквальном толкова-
нии содержание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению
(«дух закона» и «буква закона» совпадают). Буквальное толкование наиболее характерно
Для норм уголовного права.
Однако в исключительных случаях может возникнуть некоторое несоответствие
между действительным содержанием нормы и ее текстуальным выражением. В таких
Случаях «дух закона» и «буква закона» не совпадают. Если в результате объяснений обна-
руживается, что действительное содержание нормы несколько уже ее текстуального вы-
Ражения, то толкование будет ограничительным. Здесь «дух закона» уже «буквы закона».
При ограничительном толковании текст нормы приводится в полное соответствие с ее
содержанием.
Если в результате уяснения оказывается, что действительное содержание нормы
Несколько шире ее текстуального выражения, то толкование будет распространитель-
Ным. В данном случае «дух закона» шире «буквы закона».
Примером распространительного толкования может служить ст. 167 УК РФ, кото-
Рая гласит, что уголовному наказанию подлежит умышленное уничтожение или повреж-
дение чужого имущества. Но, например, научная рукопись есть объект, например, ин-
Теллектуального труда и понятием «имущество» не охватывается. Поэтому это надо по-
Нимать расширительно, т.е. как уничтожение или вред любому чужому предмету.
Таким образом, ограничительное и распространительное толкование приводит в
полное соответствие действительное содержание правовой нормы и ее не совсем точную
Форму изложения в тексте статьи нормативно-правового акта.
В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование подраз-
Деляется на официальное и неофициальное.
Официальное толкование права – это разъяснение смысла юридической нормы, ис-
Ходящее от уполномоченных на то органов, которое является обязательным для субъектов,
Осуществляющих применение этой нормы. Официальное толкование, в свою очередь,
подразделяется на аутентичное (разъяснение Президентом изданных им указов) и легальное
(осуществляемое органами, на которые возложена обязанность толковать законы или дру-
Гие нормативные акты). Так, законодательный орган может поручить соответствующим
Органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. На основании специаль-
ных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъясне-
Ния нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Министерство финансов
Может разъяснять решения Правительства по вопросам распределения государственного
Бюджета, Министерство труда – по вопросам использования трудовых ресурсов и т.п.
1 См.: Иванников И.А. Теория ______государства и права. – С. 232.
Общая теория права