Дусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Но это кон-
Ституционное условие является инструментом, ограничивающим суверенитет россий-
Ского государства. Поэтому его следует отменить, закрепив приоритет национального
Права над международными нормами.
В целом, необходимость отраслевой дифференциации правовой системы обуслов-
Лена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми
Нормами, а также практикой правоприменительной деятельности.
Таким образом, деление права на отрасли помогает не только изучению правовой
Материи, но и совершенствованию нормативно-правовых актов.
Соотношение системы права и системы законодательства
Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается
Его внутреннее строение, состоящее из взаимосвязанных нормативных актов в той или
Иной области общественной жизни. «Система права формируется объективно. Это внут-
Ренняя форма права, – пишет И.А. Иванников, – его строение по отраслям и институтам,
А система законодательства – внешняя форма права, система нормативно-правовых актов,
В которых выражены отрасли и институты права. Внутренняя и внешняя формы нераз-
Рывно связаны и не существуют друг без друга»1. Так, система права требует, чтобы ис-
Точники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли
Права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник зако-
Нодательства. Следовательно, система права служит основой систематизации норматив-
Ных актов. Кодификация является высшей формой систематизации, в частности, потому
См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 196.
Глава 15. Система права
что учитывает требования системы права, осуществляется обычно по отраслевому осно-
Ванию. Подавляющее большинство кодифицированных актов (кодексы, уставы, положе-
Ния и т.п.) содержат нормы одной отрасли права.
Часть отраслей права имеет совпадающие с ними отрасли законодательства (на-
пример, уголовное право и соответствующее уголовное законодательство). Другие – еще
не имеют строго определенной отрасли законодательства (например, аграрное право).
Наконец, в системе законодательства существуют отрасли, которые имеют комплексный
характер и не совпадают с какими-либо отраслями права (например, транспортное, ком-
мерческое, военное законодательство, законодательство об образовании, здравоохране-
Нии и т.п.).
С тоски зрения А.В. Малько, систему права и систему законодательства необходи-
мо различать по следующим основаниям:
Если первичным элементом системы права является норма, то первичным элемен-
том системы законодательства – нормативный акт;
2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства –
в качестве формы;
Если система права складывается объективно в соответствии с существующими
Общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъек-
тивна, ибо зависит от законодателя;
4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства –
производный (первая служит исходной базой для второй);
Если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система
законодательства – еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);
6) если в системе права не может быть комплексных структурных образований, по-
Скольку классификационным основанием служат специфические для каждой отрасли
Предмет и метод правового регулирования, то в системе законодательства встречаются
Различные комплексные структуры, построенные по признаку функционального назна-
чения либо применительно к сферам государственного управления (например, ком-
Плексным является торговое законодательство).
Кроме того, система права и система законодательства различаются и по объему:
Законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности
(ведь наряду с законодательством право оформляется и в юридических обычаях, и в нор-
Мативных договорах, и в юридических прецедентах); с другой стороны, включает в себя
Не только формулировки правовых норм, но и иные элементы – преамбулы, названия
Разделов, глав, статей и т.п.
Основания деления права на отрасли и институты
Исходными «инструментами» деления права на отрасли и институты являются