Об израильском гражданстве (1952 г.). Первый предоставил право на иммиграцию в Израиль

только евреям. «Каждый еврей имеет право иммигрировать в эту страну» (ст. 1 Закона). Ис-

ключение из данного правила составляют лишь евреи, которые: а) совершали или совер-

шают действия, противоречащие интересам еврейского народа; б) могут нести вред об-

щественному благополучию или безопасности государства; в) имели криминальное про-

Шлое, которое может угрожать общественному благосостоянию.

Закон об израильском гражданстве автоматически предоставляет израильское

Гражданство любому еврею-иммигранту, прибывшему в эту страну.

Оба закона, будучи весьма далекими от принципа равенства граждан по нацио-

Нальному признаку, а тем самым – от широко прокламируемого в современном мире

Принципа интернационализма, тем не менее, как показывает практика их применения,

Весьма эффективно служат в системе израильского законодательства «объединительным»

Интересам еврейского сообщества, решению проблем поддержания социальной и нацио-

Нальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и за его пределами.

На достижение, в конечном счете, этих же целей направлено и семейное право ев-

Рейского государства. Так, согласно Закону о юрисдикции раввинских судов, принятому

Парламентом Израиля в 1953 г., к исключительному ведению этих судебных органов от-

несены вопросы, касающиеся браков и разводов евреев. Имея формальную и реальную

Монополию на решение вопросов, касающихся браков и разводов евреев независимо от

Их гражданства и места их проживания, иудейское право в процессе его реализации

Скрепляет не только семейно-бытовые, но и социально-политические, национальные и

Этнические узы правоверных евреев. В силу этого совсем не случайно, как подчеркивается

В израильской юридической литературе, при возникновении споров, касающихся изме-

Нения юрисдикции иудейских религиозных судов по рассмотрению брачно-семейных

Отношений в пользу гражданских судов, одним из центральных аргументов ортодок-

Сальных религиозных кругов был тезис, согласно которому ограничение круга вопросов,

Рассматриваемых религиозными судами в области семейного права, в значительной мере

Подорвет национальную этническую и социально-политическую общность евреев1.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – С. 458.

Глава 14. Правовая система

Наряду с названными общими для всего еврейского сообщества и государства

Проблемами, иудейское религиозное право в тесной взаимосвязи и взаимодействии со

Светским правом решает и многие другие аналогичные им задачи. Среди них особо вы-

Деляется круг вопросов, непосредственно связанных с национально-патриотическим вос-

Питанием иудеев, с воспитанием их в духе преданности своему народу и лояльности Из-

Раильскому государству.

Решению данных вопросов традиционно уделялось огромное внимание в рели-

Гиозных законах, священных книгах, заповедях и писаниях1. Не меньшее внимание в

Религиозном и светском законодательстве Израиля им уделяется и сейчас. Об этом сви-

Детельствует как государственная и общественная жизнь Израиля, так и действующее

Законодательство.

В качестве примера можно сослаться на принятый в 1953 г. Закон о государствен-

ном образовании, в котором закрепляется «цель государственного образования», сводя-

Щаяся, прежде всего, к тому, чтобы построить систему «первоначального обучения в

Стране на основе ценностей еврейской культуры», «преданности своему государству и

Еврейскому народу».

Примерами национально-патриотической направленности действующего законо-

Дательства Израиля могут служить и другие нормативно-правовые акты, в частности За-

Кон о радиовещании в стране – «The Broadcasting Authority Law» (1965 г.). Согласно этому

Акту на руководящий орган, отвечающий за все радиовещание и телевидение Израиля,

Среди прочих возлагается задача содействовать с помощью радио– и телевизионных про-

Грамм «углублению знаний и укреплению связей» радиослушателей и телезрителей «с

Еврейским наследием и его ценностями», а также способствовать достижению целей вос-

Питания граждан Израиля в духе преданности своему государству и еврейскому народу,

которые стоят перед системой государственного образования в стране.

Данный опыт по воспитанию уважения и патриотизма граждан в отношении сво-

Наши рекомендации