Об израильском гражданстве (1952 г.). Первый предоставил право на иммиграцию в Израиль
только евреям. «Каждый еврей имеет право иммигрировать в эту страну» (ст. 1 Закона). Ис-
ключение из данного правила составляют лишь евреи, которые: а) совершали или совер-
шают действия, противоречащие интересам еврейского народа; б) могут нести вред об-
щественному благополучию или безопасности государства; в) имели криминальное про-
Шлое, которое может угрожать общественному благосостоянию.
Закон об израильском гражданстве автоматически предоставляет израильское
Гражданство любому еврею-иммигранту, прибывшему в эту страну.
Оба закона, будучи весьма далекими от принципа равенства граждан по нацио-
Нальному признаку, а тем самым – от широко прокламируемого в современном мире
Принципа интернационализма, тем не менее, как показывает практика их применения,
Весьма эффективно служат в системе израильского законодательства «объединительным»
Интересам еврейского сообщества, решению проблем поддержания социальной и нацио-
Нальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и за его пределами.
На достижение, в конечном счете, этих же целей направлено и семейное право ев-
Рейского государства. Так, согласно Закону о юрисдикции раввинских судов, принятому
Парламентом Израиля в 1953 г., к исключительному ведению этих судебных органов от-
несены вопросы, касающиеся браков и разводов евреев. Имея формальную и реальную
Монополию на решение вопросов, касающихся браков и разводов евреев независимо от
Их гражданства и места их проживания, иудейское право в процессе его реализации
Скрепляет не только семейно-бытовые, но и социально-политические, национальные и
Этнические узы правоверных евреев. В силу этого совсем не случайно, как подчеркивается
В израильской юридической литературе, при возникновении споров, касающихся изме-
Нения юрисдикции иудейских религиозных судов по рассмотрению брачно-семейных
Отношений в пользу гражданских судов, одним из центральных аргументов ортодок-
Сальных религиозных кругов был тезис, согласно которому ограничение круга вопросов,
Рассматриваемых религиозными судами в области семейного права, в значительной мере
Подорвет национальную этническую и социально-политическую общность евреев1.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – С. 458.
Глава 14. Правовая система
Наряду с названными общими для всего еврейского сообщества и государства
Проблемами, иудейское религиозное право в тесной взаимосвязи и взаимодействии со
Светским правом решает и многие другие аналогичные им задачи. Среди них особо вы-
Деляется круг вопросов, непосредственно связанных с национально-патриотическим вос-
Питанием иудеев, с воспитанием их в духе преданности своему народу и лояльности Из-
Раильскому государству.
Решению данных вопросов традиционно уделялось огромное внимание в рели-
Гиозных законах, священных книгах, заповедях и писаниях1. Не меньшее внимание в
Религиозном и светском законодательстве Израиля им уделяется и сейчас. Об этом сви-
Детельствует как государственная и общественная жизнь Израиля, так и действующее
Законодательство.
В качестве примера можно сослаться на принятый в 1953 г. Закон о государствен-
ном образовании, в котором закрепляется «цель государственного образования», сводя-
Щаяся, прежде всего, к тому, чтобы построить систему «первоначального обучения в
Стране на основе ценностей еврейской культуры», «преданности своему государству и
Еврейскому народу».
Примерами национально-патриотической направленности действующего законо-
Дательства Израиля могут служить и другие нормативно-правовые акты, в частности За-
Кон о радиовещании в стране – «The Broadcasting Authority Law» (1965 г.). Согласно этому
Акту на руководящий орган, отвечающий за все радиовещание и телевидение Израиля,
Среди прочих возлагается задача содействовать с помощью радио– и телевизионных про-
Грамм «углублению знаний и укреплению связей» радиослушателей и телезрителей «с
Еврейским наследием и его ценностями», а также способствовать достижению целей вос-
Питания граждан Израиля в духе преданности своему государству и еврейскому народу,
которые стоят перед системой государственного образования в стране.
Данный опыт по воспитанию уважения и патриотизма граждан в отношении сво-