Конодательных и судебных органов является надлежащее истолкование божественной
воли. При этом сама правовая система не имеет деления на публичное и частное право;
Отсутствует концепция субъективных прав, ибо верующие по отношению к богу наделе-
Ны лишь обязанностями и должны подчиняться шариату – своду правил поведения му-
Сульман на основе Корана. В современных арабских государствах мусульманское начало
В правовых системах присутствует не в равной мере. Часто наблюдается причудливое,
Исторически обусловленное переплетение старинных обычаев, остатков колониальных
правовых систем, норм и принципов шариата. На сегодняшний день на планете насчи-
Тывается около 800 млн мусульман и почти 30 стран мира признали ислам государствен-
Ной религией. Поэтому рудименты нормативного регулирования эпохи феодализма на-
Ходят мировоззренческую поддержку в XXI веке.
Индусское право тесно связано с религиозными догмами индуизма. В его содержа-
Ние входят обряды, верования, идеологические ценности (мораль, философия), которые
Нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм
Сформировался около двух тысяч лет назад и до настоящего времени сохраняет свое регу-
Лирующее значение. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние рели-
Гии наиболее сильно. Это семейные и наследственные отношения. В современный период
Индусское право – это совокупность норм, применяемых только к индусской части населе-
Ния Индии. В Индии большинство населения живет в деревне и почти поголовно входит в
Систему каст, а 45 млн человек еще проживают в условиях племенного строя3.
Индусское право и право Индии в современных условиях – это не одно и то же.
Индийское право сложилось в годы правления англичан. Здесь нет верховенства закона.
В Индии еще не принят Гражданский кодекс, необходимость которого предусмотрена
Конституцией, принятой в 1950 г. Основной закон Индии является самым объемным в
Мире: она состоит из Преамбулы, 491 статьи (25 частей) и 13 приложений. Закон и судеб-
Ный прецедент считаются главными источниками права современной Индии.
Специфическими особенностями характеризуется система иудейского права,
Действующая в Израиле. Государство Израиль возникло 29 ноября 1947 г. по решению
Генеральной Ассамблеи ООН, упразднившему мандат Великобритании на территорию
Палестины, которой она владела с 1923 г. До этого Палестина входила в состав Османской
Империи.
Давид Р. Основные правовые системы современности. – С. 389.
2 Саидов А.Х. Правовые системы современности // Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. –
Н. Новгород, 1993. – С. 74.
3 См.: Муромцев Г.И. Типологическая характеристика правовых систем… // Вестник Российского
университета дружбы народов. Серия юридических наук. – 1998. – №1. – С. 57.
Общая теория права
Мая 1948 г. за один день до истечения мандата Великобритании на территории
Палестины Народное правительство Израиля (из местных евреев и представителей меж-
Дународных сионистских организаций) на заседании в Телль-Авивском музее приняло
Декларацию независимости Израиля, провозгласив самостоятельное еврейское государ-
Ство (Мединат Исраэль), основанное на принципах свободы, справедливости и мира в их
Понимании израильскими пророками. Были оставлены в силе те британские законы, ко-
Торые не противоречили Декларации независимости. Некоторые израильские юристы
Предлагали считать Декларацию независимости конституцией Израиля. В настоящее
Время в Израиле, как и в Англии, нет единой писаной конституции. Понятие «основной
Закон» используется в конституционном праве страны, и имеется в виду совокупность
Законов о структуре госорганов (о парламенте, правительстве, президенте, о контрольных
Органах и др.).
Правовая система Израиля является смешанной и сочетает черты романо-
Германской (нормативно-правовые акты) и англосаксонской (судебные прецеденты).
В стране также действуют две системы религиозного права – еврейская (Талмуд) и му-
Сульманская, применяемые к представителям соответствующих конфессий. Источниками
Права Израиля признаются и нормы международного права, не противоречащие законам
Этого государства.
В начале 50-х гг. XX в. в Израиле были приняты Закон о возвращении (1950 г.) и Закон