Согласно Корану за истинную (мусульманскую) веру каждому правоверному воз-
Дадутся милости Аллаха и он будет всегда счастлив. А те, кто переступают веру и «из-
Мышляют на Аллаха ложь, не будут счастливы»1.
Поистине, отмечается в суре 47, «тем, которые не веровали и уклонялись от пути
Аллаха, потом умерли, будучи неверными, никогда не простит Аллах». И далее: «Не сла-
Бейте и не призывайте к миру, раз вы выше. Аллах – с вами, не ослабит Он ваших дея-
Ний». Ведь «ближайшая жизнь – только игра и забава. А если вы уверуете и будите бого-
Боязненны, то Он дарует вам ваши награды и не спросит о ваших имуществах»2.
Что же касается тех, «которые не веровали или уклонились от пути Аллаха», то им
Грозят «заблуждение» в их делах, ниспосланное свыше, подверженность «дурным деяни-
Ям» и расстройством их состояния. «Во имя Аллаха милостивого, милосердного, – пред-
Писывается в Коране, – когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – ударьте мечом
По шее. А когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узды»3.
И далее в отношении «многобожников»: избивайте их, где найдете, «захватывайте
их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обра-
тились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу. Ведь Аллах –
Прощающий, милосердный»4.
Коран предписывает быть благодарными и справедливыми («И устанавливайте
Вес справедливо и не уменьшайте весов»), проявлять щедрость и давать подаяние бед-
Ным, сиротам и захваченным в плен («Мы ведь кормим вас ради лика божия и не желаем
От вас ни воздаяния, ни благодарности»5), избавляться от скупости и избегать неправед-
Ного обогащения. На этот счет сура 92 гласит: «А кто скупился и обогащался, и считал
Ложью прекраснейшее, тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достояние, ко-
Гда он низвергнется»6.
В Коране имеется множество и других аналогичных по характеру норм и предпи-
Саний. Большинство из них весьма обширно и неимперативно, оставляет огромные воз-
Можности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициа-
Тивы. Это касается как содержания данных предписаний, так и неразрывно связанных с
Ними разного рода санкций и поощрений.
Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза
Быть проклятым, оказаться «в убытке», лишиться покровительства Аллаха.
Говоря о Коране как об основе и первом источнике мусульманского права, в кото-
Ром «людям приводятся всякие притчи» в надежде, что «может быть, они опомнятся» и
Исправятся, нельзя забывать и о таком его ключевом источнике, как Сунна. В отличие от
Корана, содержащего высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна является сборником ада-
Тов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизве-
Денных и обработанных рядом известных в тот период (VII–IX вв.) – время становления и
Развития мусульманского права – богословов и юристов. Содержание Сунны составляют
Признанные достоверными Хадисы, каждый из которых представляет собой предание о
Поступках и изречениях Мухаммеда.
Иджма в мусульманском понимании имеет более «земное» происхождение и пред-
Ставляет собой достигнутое учеными-юристами единогласное мнение по вопросам пра-
Коран. – С. 132.
Там же. С. 319.
Там же. С. 317.
Там же. С. 116.
Там же. С. 371.
Там же. С. 386 – 387.
Глава 14. Правовая система
Вового регулирования обязанностей верующих. Как отмечает Р. Давид, «ученые – на-
Следники пророков; единогласное мнение докторов права, знатоков ислама, объединяю-
Щих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или
Институт права, получает значение и силу юридической истины»1. Иджма, следователь-
Но, выглядит как истолкование мусульманскими научными школами направлений боже-
Ственной воли, выраженной в священных книгах. Таким образом, в исламе существуют
Различные школы, толки, комментарии, фетвы, выражающие отдельные религиозно-
Правовые оттенки мусульманского учения о праве (суннитские, шиитские и т.д.). Сужде-
Ния по аналогии дополняет иджму и представляет собой принятый в мусульманском
Праве принцип толкования и применения правовых норм по сходным юридическим де-
Лам. По существу, это применение к новым сходным случаям правил, установленных Ко-
Раном, Сунной или иджмой2.
Согласно исламской доктрине право создано Аллахом раз и навсегда и задачей за-