Массиве актов, взятых на учет.

Учет осуществляется практически всеми государственными органами, юридиче-

Скими лицами и практикующими юристами для удовлетворения собственных потребно-

Стей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой

Информацией иных субъектов.

Основной задачей учета является сбор нормативно-правовых актов и поддержание

Их в таком состоянии, которое обеспечивает быстрое нахождение нужной правовой ин-

Формации.

Значительную часть нормативно-правовых актов берут из официально публикуе-

Мых сборников нормативно-правовых актов. Совокупность нормативно-правовых актов,

Взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся

В определенном порядке: по разделам, по правотворческим органам, по хронологии.

Инкорпорация представляет собой систематизацию путем объединения норма-

Тивных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет

Свое юридическое значение. Примерами инкорпорации являются: Свод законов Россий-

Ской Империи 1832 г. в 16 томах; Свод законов СССР 1988 г. в 10 томах, Свод законов

РСФСР 1986–1988 гг. в 8 томах. По Указу Президента РФ от 06.02.1995 г. №94 «О подготов-

ке к созданию Свода законов Российской Федерации» ведется подготовка к составлению

и изданию Свода законов, действующих в современной России.

Инкорпорация бывает: официальной, официозной и неофициальной1.

При официальной инкорпорации по поручению и под контролем органов государ-

Ственной власти могут издаваться сборники законов, постановлений правительства, сбор-

Ники министерских приказов, инструкций и т.д. Формальным показателем официально-

Сти опубликования текстов нормативно-правовых актов являются грифы на титульном

листе сборников: «утверждаю», «согласен», «официальное издание». Другим признаком

Официального характера актов инкорпорации является участие в их опубликовании и ре-

Дактировании руководителей органов, которые ранее приняли собранные в сборник нор-

Мативно-правовые акты.

Официозная инкорпорация выглядит как подготовка и опубликование текстов сбор-

Ников нормативно-правовых актов с согласия органов власти научно-консультативными

советами авторитетных ученых, высококвалифицированных юристов этих учреждений и

Т.д. В данном случае официозность подобных сборников определяется авторитетным

Мнением специалистов, работающих в данных органах и принявших участие в инкорпо-

рировании нормативного материала. Например, в практике Верховного Суда РФ имеется

Своеобразная традиция периодически готовить и публиковать Сборники постановлений

Пленума Верховного Суда за определенные периоды времени. Они готовятся членами

См.: Вопленко Н.Н. Источники и формы права. – С. 97.

Глава 13. Систематизация законодательства

Научно-консультативного Совета, работниками Верховного Суда, видными учеными-

Юристами и пользуются исключительным авторитетом у всех практикующих юристов.

Неофициальная инкорпорация представляет собой наиболее разнообразный слой

Систематизированного изложения различных нормативно-правовых актов, которое осуще-

Ствляют и используют все заинтересованные в этом субъекты: граждане, юристы, должно-

Стные лица, общественные объединения и т.д. Это может быть «коммерческое» опублико-

Вание текстов нормативных актов различными издательствами, составление компьютер-

Ных программ поиска нормативного материала (Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс и т.д.),

Упорядочивание нормативного материала юристами – учеными и практиками – путем за-

Несения текстов правовых актов на карточки, составления папок с материалами и т.д.

Известно, что каждый уважающий свою специальность юрист – следователь, судья, про-

Курор, адвокат и т.д. – всегда имеет у себя дома или на работе всевозможные вырезки из

Газет, журналов, распечатки текстов законодательства и важнейших правоприменитель-

Ных актов прецедентного значения, собирает, подшивая и вклеивая, изменения и допол-

Нения к текстам источников права. Это и есть тематическое, или хронологическое, ин-

Корпорирование источников права1.

Кодификация – это разновидность систематизации, характеризующаяся объеди-

Нением нормативно-правовых актов в единый, логически цельный, не противоречивый

Наши рекомендации