Творчества, но только по тому вопросу, который указан в законе (отношения таможенно-
го режима). Из этого примера видно, что правотворчество, делегированное в императив-
Ном порядке, как правило, является моносубъектным.
Диспозитивное (указывающее границы, пределы, оставляя при этом свободу ус-
Мотрения) разрешение на правотворчество основано на принципе «все разрешено, кроме
Того, что прямо запрещено».
Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда ор-
Ганы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на право-
Творчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного
Самоуправления или органы управления общественных объединений)1.
По общему правилу органы самоуправления (территориальные или нетеррито-
Риальные общественные объединения) не входят в систему государственной власти. Од-
Нако в федерации (сложносоставном, союзном государстве) вошедшие в союз крупные
Территориальные области могут сохранить (или получить) статус государств – субъектов
Федерации со своими законодательством, государственной символикой, многоуровневой
Судебной и административной системой. Органы власти субъектов федерации входят в
Систему государственной власти на основе разграничения полномочий с федеральными
Органами государства, хотя фактически их статус мало чем отличается от статуса органов
Местного самоуправления в унитарном (едином) государстве, которые также строят свои
Отношения с органами государственной власти на основе разграничения полномочий, в
Том числе правотворческих.
Знаменитая Великая хартия вольностей, подписанная в 1215 г. английским королем
Иоанном Безземельным, с одной стороны, ограничивала права короля, с другой – предос-
Тавляла некоторую свободу в регулировании отдельных вопросов рыцарству, вольным
Крестьянам, городам, имевшим развитое ремесленное дело и оживленную торговлю.
И в современных демократических унитарных государствах местное самоуправ-
Ление мало чем отличается по статусу от субъектов федерации в союзном государстве (та
Же свобода усмотрения по отдельным вопросам, свой бюджет, местные законы, судебная
И административная система, своя символика местной власти). Тем не менее, историче-
Ские особенности развития государственности на определенных территориях, впоследст-
Вии вошедших в более крупное, союзное государство (федерацию), не позволяют исклю-
Чать органы власти данных территорий (субъектов федерации) из государственной ие-
Рархии2 данной страны.
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. – С.
Иерархия — от греч. hierarchia — священная власть – расположение элементов целого в порядке
От высшего к низшему.
Общая теория права
По юридической силе принимаемых актов выделяют законотворчество и подза-
Конное нормотворчество.
Теоретически подзаконное нормотворчество должно иметь статус делегированно-
Го правотворчества, так как его осуществляют органы исполнительной власти на основе и
В соответствии с законами. На практике этот принцип не всегда соблюдается. В тех случа-
Ях, когда он не соблюдается, официально именуемое подзаконное нормотворчество фак-
Тически становится ведомственным правотворчеством, поскольку нормативные акты ми-
Нистерств и ведомств в сфере регулирования прав граждан и их объединений начинают
Подменять собой законы. С этой проблемой сталкиваются многие страны мира, в том чис-
Ле демократические государства Европы и Америки. Россия не является исключением.
Главная причина такого положения — в падении регулирующего воздействия за-
Конов, в возрастании роли государственного аппарата при разрешении общественных
Проблем, в снижении значения парламента и органов местного самоуправления на фоне
Растущей комфортабельности и цивилизованности жизни или, наоборот, на фоне нище-
Ты и диктатуры бюрократического аппарата1.
Расплывчатость, декларативность законов позволяют ведомствам брать на себя ре-
Гулирование важнейших общественных отношений (порядок взимания налоговых сбо-
ров, вопросы призыва на военную службу, порядок отбытия наказания в местах лишения
Свободы, процедура назначения пенсий, предоставление земельных участков и многие
Другие). При этом делается формальная ссылка на «действующее законодательство», а не