Организационные процедуры оформляют правотворческий процесс. Мыслитель-
ные действия уполномоченных к правотворчеству лиц наполняют его содержанием.
Манов Г.Н. Теория государства и права. – М.: Бек, 2006.
Протасов В.Н. Правотворчество как система. – М., 2006.
Общая теория права
Соответствие формы и содержания правотворчества означает, что правотворче-
Ство не может быть бессодержательным.
Правотворчество бессодержательно, когда в результате четкого, кропотливого,
Тщательного соблюдения правотворческих процедур появляется нормативный акт, не
Отвечающий потребностям государственной власти.
То же самое, как правило, происходит и в том случае, когда нормативный право-
Вой акт принимается вопреки установленной процедуре1.
Мыслительная правотворческая деятельность и правотворческая процедура – не-
Обособленные явления. Правотворческая процедура призвана стимулировать такую пра-
Вотворческую мысль, которая необходима на данный момент государственной власти.
Если этого не происходит, неизбежно возникает вопрос о совершенствовании процедуры.
Такой, казалось бы, формальный процедурный момент, как определение круга лиц,
Имеющих право непосредственно участвовать в правотворческом процессе, во многом
(если не в целом) предопределяет содержание будущего нормативного правового акта.
Виды правотворчества
Для проведения классификации правотворчества необходимо выделить основа-
Ния вычленения тех или иных особенностей.
Виды правотворчества можно выделить по следующим основаниям:
• круг субъектов правотворчества;
• характер правотворческих полномочий;
• юридическая сила принимаемых актов2.
По кругу субъектов правотворчество может быть моносубъектным и полисубъект-
Ным (от греч. monos – единственный и poly – много). Как отмечалось, субъектный состав
Правотворчества тесно связан с формой правления в государстве (монархическим или
Республиканским). При полисубъектном правотворчестве разработка и принятие акта
Проходят в режиме коллегиальности. Для моносубъектного правотворчества характерен
Режим единоначалия.
Кроме того, количество субъектов, необходимых для осуществления правотворче-
Ского процесса, обычно предельно сужается при правотворчестве, делегированном в им-
Перативном порядке.
По характеру правотворческих полномочий может быть непосредственным и де-
Легированным.
Непосредственное правотворчество является собственно правотворчеством, по-
Скольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность – основная
Функция в механизме осуществления власти. В республике непосредственное правотвор-
Чество на коллегиальных началах осуществляют парламент (высший орган законода-
Тельной власти), правительство (высший орган исполнительной власти), граждане при
Голосовании в порядке референдума.
Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению.
Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер.
Императивное ___________(повелевающее) разрешение на правотворчество основано на
Принципе «все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». П. 1 ст. 5 Таможенного ко-
Алексеев С.С. Теория права. – М., 2006.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2006.
Глава 12. Правотворчество
Декса РФ гласит: «В случаях прямо предусмотренных актами таможенного законодатель-
ства и иными правовыми актами РФ, Федеральное министерство и федеральная служба,
Уполномоченные в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издают
Правовые акты в области таможенного дела».
В этом примере закон делегирует на определенный срок (до принятия соответст-
вующих законодательных актов) и по конкретному вопросу (правовое регулирование
Таможенных режимов в порядке восполнения пробелов, существующих в действующем
Законодательном регулировании данных отношений) правотворческие полномочия Пра-
Вительству РФ и Государственному таможенному комитету РФ. В соответствии с этой
Нормой закона названные органы исполнительной власти, каждый в пределах своей ком-
Петенции (т.е. в рамках того круга вопросов, которые они могут разрешать самостоятель-
Но), вправе принимать нормативные правовые акты в режиме делегированного право-