Организационные процедуры оформляют правотворческий процесс. Мыслитель-

ные действия уполномоченных к правотворчеству лиц наполняют его содержанием.

Манов Г.Н. Теория государства и права. – М.: Бек, 2006.

Протасов В.Н. Правотворчество как система. – М., 2006.

Общая теория права

Соответствие формы и содержания правотворчества означает, что правотворче-

Ство не может быть бессодержательным.

Правотворчество бессодержательно, когда в результате четкого, кропотливого,

Тщательного соблюдения правотворческих процедур появляется нормативный акт, не

Отвечающий потребностям государственной власти.

То же самое, как правило, происходит и в том случае, когда нормативный право-

Вой акт принимается вопреки установленной процедуре1.

Мыслительная правотворческая деятельность и правотворческая процедура – не-

Обособленные явления. Правотворческая процедура призвана стимулировать такую пра-

Вотворческую мысль, которая необходима на данный момент государственной власти.

Если этого не происходит, неизбежно возникает вопрос о совершенствовании процедуры.

Такой, казалось бы, формальный процедурный момент, как определение круга лиц,

Имеющих право непосредственно участвовать в правотворческом процессе, во многом

(если не в целом) предопределяет содержание будущего нормативного правового акта.

Виды правотворчества

Для проведения классификации правотворчества необходимо выделить основа-

Ния вычленения тех или иных особенностей.

Виды правотворчества можно выделить по следующим основаниям:

• круг субъектов правотворчества;

• характер правотворческих полномочий;

• юридическая сила принимаемых актов2.

По кругу субъектов правотворчество может быть моносубъектным и полисубъект-

Ным (от греч. monos – единственный и poly – много). Как отмечалось, субъектный состав

Правотворчества тесно связан с формой правления в государстве (монархическим или

Республиканским). При полисубъектном правотворчестве разработка и принятие акта

Проходят в режиме коллегиальности. Для моносубъектного правотворчества характерен

Режим единоначалия.

Кроме того, количество субъектов, необходимых для осуществления правотворче-

Ского процесса, обычно предельно сужается при правотворчестве, делегированном в им-

Перативном порядке.

По характеру правотворческих полномочий может быть непосредственным и де-

Легированным.

Непосредственное правотворчество является собственно правотворчеством, по-

Скольку осуществляется органами, для которых правотворческая деятельность – основная

Функция в механизме осуществления власти. В республике непосредственное правотвор-

Чество на коллегиальных началах осуществляют парламент (высший орган законода-

Тельной власти), правительство (высший орган исполнительной власти), граждане при

Голосовании в порядке референдума.

Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению.

Это разрешение может иметь императивный или диспозитивный характер.

Императивное ___________(повелевающее) разрешение на правотворчество основано на

Принципе «все запрещено, кроме того, что прямо разрешено». П. 1 ст. 5 Таможенного ко-

Алексеев С.С. Теория права. – М., 2006.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юриспруденция, 2006.

Глава 12. Правотворчество

Декса РФ гласит: «В случаях прямо предусмотренных актами таможенного законодатель-

ства и иными правовыми актами РФ, Федеральное министерство и федеральная служба,

Уполномоченные в области таможенного дела, в пределах своей компетенции издают

Правовые акты в области таможенного дела».

В этом примере закон делегирует на определенный срок (до принятия соответст-

вующих законодательных актов) и по конкретному вопросу (правовое регулирование

Таможенных режимов в порядке восполнения пробелов, существующих в действующем

Законодательном регулировании данных отношений) правотворческие полномочия Пра-

Вительству РФ и Государственному таможенному комитету РФ. В соответствии с этой

Нормой закона названные органы исполнительной власти, каждый в пределах своей ком-

Петенции (т.е. в рамках того круга вопросов, которые они могут разрешать самостоятель-

Но), вправе принимать нормативные правовые акты в режиме делегированного право-

Наши рекомендации