И окончания правотворческого процесса. Это связано с неоднозначным пониманием пра-

Вотворчества как такового.

На наш взгляд, наиболее логичной является точка зрения, согласно которой юри-

Дическим фактом, порождающим отношения правотворчества (правовое основание на-

чала правотворческого процесса), является официальное заявление уполномоченных к

Тому лиц о необходимости принятия конкретного нормативного правового акта – право-

Творческая инициатива.

Данное мнение вызвано тем, что процедура правотворчества не начнется, если нет

Мотивированного предложения уполномоченного к выдвижению подобных предложений

Лица об объективной необходимости принятия нормативного правового акта. Субъект

Правотворческой инициативы объявляет на основе предоставленного ему права о наличии

Мотива правотворчества. Как уже отмечалось, мотив правотворчества является побуди-

Тельным началом правотворческих процедур. Рассматривать его вне рамок правотворчест-

Ва вряд ли обоснованно.

По этой причине, по нашему мнению, акт правотворческой инициативы необхо-

Димо считать основанием начала правотворческого процесса и его неотъемлемым состав-

Ным элементом.

Главным субъектом правотворческой инициативы, обеспечивающим начало пра-

Вотворческого процесса, объективно является высший орган исполнительной власти в

Государстве (президент, правительство).

В режиме единоначального осуществления правотворчества субъект правотворче-

Ской инициативы и субъект, принимающий нормативный правовой акт, совпадают.

В режиме коллегиального правотворческого процесса, как правило, происходит

Разграничение полномочий, в результате чего субъекты правотворческой инициативы и

Субъекты, принимающие нормативные правовые акты, не всегда могут совпадать.

Основаниями окончания правотворчества являются:

• факт отклонения проекта нормативного правового акта, принятие к рассмотре-

нию и рассмотрение которого проходило в рамках правотворческих процедур;

Общая теория права

• факт вступления в силу нормативного правового акта, когда организационные

Процедуры, связанные с прохождением проекта акта и прохождением уже принятого, но

Еще не вступившего в силу нормативного правового акта, прекращаются1.

Процедура правотворчества — это обязательный, строго последовательный, юри-

Дически и логически обоснованный порядок действий, обеспечивающий принятие нор-

Мативного правового акта, соответствующего по содержанию мотиву и объекту право-

Творческого процесса.

Как видно из определения, процедура правотворчества не является бюрократиче-

ской формальностью или самоцелью. Она тесно связана с содержанием принимаемых

Нормативных правовых актов (правовыми нормами), что обеспечивает не только само

Принятие данных актов, но и их качество (практическую значимость, т.е. способность

Оказывать необходимое государственной власти регулирующее воздействие в области

Определенных отношений при помощи сформулированных данными актами норм).

Правотворческая процедура – это организационный «фильтр», позволяющий вы-

Явить именно те проекты актов и обеспечить принятие именно тех нормативных право-

Вых актов, в которых нуждается на данный момент государственная власть.

Процедура правотворчества может пониматься более объемно как процесс (строго

Определенный порядок действий) принятия нормативных правовых актов, имеющий оп-

Ределенный круг субъектов, правовые основания начала, поэтапного осуществления и

Окончания (при таком понимании понятие правотворческой процедуры фактически

совпадает с понятием правотворчества).

Таким образом, правотворчество ___________— это процесс (проходящий в рамках специаль-

Ной процедуры порядок действий) создания необходимых для реализации целей госу-

Дарственной власти правовых норм (правил, регулирующих отношения между лицами,

Не состоящими друг с другом в служебной зависимости) уполномоченными к тому зако-

ном субъектами (как правило, органами государства) в форме принятия нормативных

Правовых актов.

Раскрытию понятия правотворчества помогает уяснение его основополагающих

Идей и принципов.

Принципы правотворчества

Наличие и смысл правотворческого процесса состоят в том, чтобы обеспечить

Наши рекомендации

Число: 2105