И окончания правотворческого процесса. Это связано с неоднозначным пониманием пра-
Вотворчества как такового.
На наш взгляд, наиболее логичной является точка зрения, согласно которой юри-
Дическим фактом, порождающим отношения правотворчества (правовое основание на-
чала правотворческого процесса), является официальное заявление уполномоченных к
Тому лиц о необходимости принятия конкретного нормативного правового акта – право-
Творческая инициатива.
Данное мнение вызвано тем, что процедура правотворчества не начнется, если нет
Мотивированного предложения уполномоченного к выдвижению подобных предложений
Лица об объективной необходимости принятия нормативного правового акта. Субъект
Правотворческой инициативы объявляет на основе предоставленного ему права о наличии
Мотива правотворчества. Как уже отмечалось, мотив правотворчества является побуди-
Тельным началом правотворческих процедур. Рассматривать его вне рамок правотворчест-
Ва вряд ли обоснованно.
По этой причине, по нашему мнению, акт правотворческой инициативы необхо-
Димо считать основанием начала правотворческого процесса и его неотъемлемым состав-
Ным элементом.
Главным субъектом правотворческой инициативы, обеспечивающим начало пра-
Вотворческого процесса, объективно является высший орган исполнительной власти в
Государстве (президент, правительство).
В режиме единоначального осуществления правотворчества субъект правотворче-
Ской инициативы и субъект, принимающий нормативный правовой акт, совпадают.
В режиме коллегиального правотворческого процесса, как правило, происходит
Разграничение полномочий, в результате чего субъекты правотворческой инициативы и
Субъекты, принимающие нормативные правовые акты, не всегда могут совпадать.
Основаниями окончания правотворчества являются:
• факт отклонения проекта нормативного правового акта, принятие к рассмотре-
нию и рассмотрение которого проходило в рамках правотворческих процедур;
Общая теория права
• факт вступления в силу нормативного правового акта, когда организационные
Процедуры, связанные с прохождением проекта акта и прохождением уже принятого, но
Еще не вступившего в силу нормативного правового акта, прекращаются1.
Процедура правотворчества — это обязательный, строго последовательный, юри-
Дически и логически обоснованный порядок действий, обеспечивающий принятие нор-
Мативного правового акта, соответствующего по содержанию мотиву и объекту право-
Творческого процесса.
Как видно из определения, процедура правотворчества не является бюрократиче-
ской формальностью или самоцелью. Она тесно связана с содержанием принимаемых
Нормативных правовых актов (правовыми нормами), что обеспечивает не только само
Принятие данных актов, но и их качество (практическую значимость, т.е. способность
Оказывать необходимое государственной власти регулирующее воздействие в области
Определенных отношений при помощи сформулированных данными актами норм).
Правотворческая процедура – это организационный «фильтр», позволяющий вы-
Явить именно те проекты актов и обеспечить принятие именно тех нормативных право-
Вых актов, в которых нуждается на данный момент государственная власть.
Процедура правотворчества может пониматься более объемно как процесс (строго
Определенный порядок действий) принятия нормативных правовых актов, имеющий оп-
Ределенный круг субъектов, правовые основания начала, поэтапного осуществления и
Окончания (при таком понимании понятие правотворческой процедуры фактически
совпадает с понятием правотворчества).
Таким образом, правотворчество ___________— это процесс (проходящий в рамках специаль-
Ной процедуры порядок действий) создания необходимых для реализации целей госу-
Дарственной власти правовых норм (правил, регулирующих отношения между лицами,
Не состоящими друг с другом в служебной зависимости) уполномоченными к тому зако-
ном субъектами (как правило, органами государства) в форме принятия нормативных
Правовых актов.
Раскрытию понятия правотворчества помогает уяснение его основополагающих
Идей и принципов.
Принципы правотворчества
Наличие и смысл правотворческого процесса состоят в том, чтобы обеспечить