Круг лиц, составляющих субъектный состав правотворчества и имеющих в силу этого
полномочия по:
• разработке проекта нормативного правового акта и вынесению его на рассмотре-
ние компетентных лиц;
• рассмотрению представленного проекта;
• отклонению проекта или принятию на его основе (через ___________ряд строго последова-
тельных действий) нормативного правового акта;
• введению в действие принятого нормативного правового акта.
Субъектный состав правотворчества зависит от юридической силы принимаемого
Нормативного правового акта. В демократическом государстве конституция (основной
Закон) как акт, провозглашающий основы государственного строя и основные права и
Свободы человека и гражданина, имеет высшую юридическую силу и объективно требует
Принятия путем широкого голосования всех лиц, имеющих политическую дееспособ-
Ность (могущих на законном основании своими действиями участвовать в ведении госу-
Дарственных дел, т.е. реализовывать свою политическую правоспособность).
По этой причине для разработки конституции, как правило, созывается учреди-
Тельное (конституционное) собрание авторитетных представителей от народа, а приня-
Тие конституции оговаривается рядом условий (одобрение текста конституции учреди-
Тельным (конституционным) собранием и собраниями граждан на местах либо одобре-
Ние текста конституции учредительным (конституционным) собранием, вынесение его
На референдум (опрос мнения политически дееспособных граждан) и положительные
Результаты голосования в ходе референдума; могут быть и другие процедуры, главное,
Чтобы они обеспечивали широкое участие граждан, их политических общественных ор-
Ганизаций в обсуждении и принятии проекта конституции).
Законы XII Таблиц — основной закон Римской республики V в. до н. э. — разраба-
Тывались по решению центуриатных комиций (собраний «способных носить оружие»
граждан-мужчин по имущественным разрядам), Коллегией десяти (децемвиров), которая
Была специально для этого избрана и обладала всей полнотой власти в государстве на
Период разработки Основного закона (Таблиц). Разработанный проект Таблиц обсуждал-
Ся на центуриатных комициях, где высказывались замечания. Дополнительно были раз-
Работаны и рассмотрены в комициях еще две Таблицы. В конце концов, Законы XII Таб-
Лиц были приняты голосованием в центуриатных комициях («Прежде чем войско поки-
Нуло Город», — отмечает римский историк Тит Ливий, поскольку в Риме времен Респуб-
Лики собрание по центуриям было фактическим смотром войска и проходило на Марсо-
Вом поле за городскими стенами).
Как видим, уже в древние времена республиканского строя для принятия осново-
Полагающих (конституционных) нормативных правовых актов были необходимы особые
Правотворческие процедуры, благодаря которым в действие вводился акт высшей юри-
Дической силы.
Конституция РФ 1993 г. была разработана специально созванным для этого Кон-
Ституционным Собранием и одобрена в ходе общероссийского референдума 12 декабря
Г.
Без указанных или подобных им процедур незыблемый авторитет (высшая юри-
дическая сила) акта отсутствует. Следовательно, юридическая сила акта зависит от авто-
Ритета издающего акт органа государства. Авторитетность, действительная способность
Общая теория права
Вершить власть в обществе гарантирует взвешенность, продуманность, осмысленность
Правотворческих процедур, целью которых является создание эффективно действующих
Правовых норм.
Помимо этого, субъектный состав правотворчества зависит от режима правотвор-
Ческого процесса.
В режиме единоначалия круг субъектов принятия конкретного нормативного
Правового акта ограничивается одним лицом. Это имеет место в государстве с такой фор-
мой правления, как абсолютная монархия, или в государстве, допускающем издание ор-
ганами государственного управления (министерствами) нормативных правовых актов
(положений, правил, инструкций), затрагивающих права и свободы граждан, не состоя-
Щих на службе в данных органах, поскольку при такой практике правотворческие акты
Могут издаваться министрами или руководителями ведомств1.
В режиме коллегиальности круг субъектов принятия конкретного нормативного