Жду лицами более развернуто на основе положений конституции).
Конституция и законы регулируют отношения между равными лицами, поддер-
Живая их права и закрепляя взаимные обязанности. Такие отношения можно назвать до-
Говорными (собственно правовыми).
Все остальные отношения являются служебными (должностными, регламентными,
Нормативными, т.е. осуществляемыми в режиме исполнения служебных обязанностей, но
Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 2006.
Общая теория права
Не в режиме реализации прав свободных и равных лиц). Они основаны на приказе на-
Чальника подчиненному, требуют перевода гражданина из свободного состояния в по-
Ложение служащего (порядок такого перевода определяется законами) и потому регу-
Лируются подзаконными нормами, которые по своему характеру объективно не явля-
Ются правовыми.
Таким образом, в демократическом государстве понятия правотворчества и зако-
Нотворчества совпадают, а понятия правотворчества и нормотворчества обозначают две
Различные области: соответственно проектирование норм права и разработка подзакон-
Ных норм; при этом подзаконное нормотворчество основывается на указаниях закона, но
Не является делегированным правотворчеством, понятие которого мы рассмотрим ниже.
В государстве с тоталитарным (милитаристским) режимом картина прямо проти-
Воположная. Здесь нет свободных, нет лиц в собственном смысле этого слова, т.е. субъек-
Тов, имеющих возможность вступать в отношения с другими субъектами по своей воле в
Рамках закона. Все, даже высший руководитель страны, состоят друг с другом в служеб-
Ных отношениях, поскольку все ограничивают себя в свободе ради достижения опреде-
Ленной, значимой для членов такого общества цели. При таком режиме право и, следова-
Тельно, правотворчество отсутствуют, хотя могут издаваться акты, носящие название за-
Конов. В таких условиях нет или почти нет места для правовых норм. Остаются только
Служебные нормы, регламентирующие внутрикорпоративные отношения, протекающие
Преимущественно в режиме долга, а не права. Все общество превращается в связанную
жесткой дисциплиной организацию. Это явление называется милитаризмом (от лат. militia
– служебные обязанности, должность).
Таким образом, в тоталитарном государстве создаются исключительно служебные
Правила (уставы, инструкции) и процесс создания таких правил можно условно назвать
Нормотворчеством (но не правотворчеством). Если при таком режиме власти издаются
«законы», они носят пропагандистский, декларативный характер.
На наш взгляд, следует также иметь в виду, что в процессе создания правовых
Норм право не «творится», поскольку дается каждому человеку природой от рождения.
Создаваемая в процессе правотворчества норма не может даровать право. Она призвана
указать выход из тех ситуаций, когда:
• отношения между лицами неясны, что создает напряженность и провоцирует со-
вершение произвольных, т.е. неправовых, действий;
• имеется угроза возникновения споров или правонарушений;
• возникает спор;
• совершается деяние, имеющее признаки правонарушения;
• установлено, что совершено правонарушение1.
Таким образом, смысл правотворчества заключается не в том, чтобы «создать пра-
Во», а в том, чтобы сформулировать нормы, подсказывающие, где право и не право в
Сложных, запутанных или неопределенных с точки зрения права ситуациях, в том числе
Нормы, указывающие на право государства по отношению к тем, кто не соблюдает под-
Держиваемый им порядок.
По нашему мнению, рассмотренные особенности крайне важно учитывать при
Уяснении понятия правотворчества.
Итак, правотворчество – это процесс создания правовых норм, который имеет свой
Субъектный состав, мотив, объект и предмет, основания начала и окончания, а также
Процедуру, т.е. официально закрепленный, строго последовательный порядок действий.
Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. – М.: Велби: Изд-во «Проспект», 2007.
Глава 12. Правотворчество
Правотворческий процесс
В принятии конкретного нормативного правового акта непосредственно участвует