Процесса допускается принесение мусульманином клятвы на Коране. В Германии нало-
Гоплательщики сами, в зависимости от их религиозных убеждений – католических или
Протестантских, распределяют часть своих налогов на прибыль.
В странах с более сильным религиозным влиянием религиозный фактор в праве мо-
Жет выступать активнее, идет ли речь об установлении особых обязанностей тех или иных
Индивидов или групп либо о предоставлении им особых привилегий, некоторые из которых
Многим нашим современникам могут показаться излишними. В частности, в Испании
Вплоть до 1976 года священник, обвинявшийся в совершении уголовного преступления,
Представал перед государственным судебным органом только при наличии предваритель-
Ного согласия на то местного епископа; при этом процесс проходил при закрытых дверях, и в
Случае осуждения обвиняемого срок заключения отбывался им не в тюрьме, а в монастыре.
В той же Испании, в порядке отступления от общих принципов законодательства на основа-
Нии Кодекса канонического права, до 1979 года все католические священники были осво-
Бождены от военной службы; до сих пор, во исполнение соглашений 1979 года, прохожде-
Ние священниками военной службы регламентировано многочисленными условиями.
Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной
Регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с
Моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой нормы
Может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус
В данном конкретном обществе. Статья 16 Конституции Испании гласит: «Никакое веро-
Вание не может иметь характера государственной религии. Органы публичной власти
Должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддер-
Живать вытекающие из этого отношения сотрудничества с Католической церковью и
другими конфессиями»1. В статье 14 Конституции Российской Федерации говорится:
«1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавли-
Ваться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отде-
Лены от государства и равны перед законом»2.
Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-
нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа –
«не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механиз-
Ма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому
Они – необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и
Правового порядка в обществе.
Взаимодействие права и религии в странах Запада
Как правило, в настоящее время на Западе основы взаимоотношений между цер-
Ковью и государством в гражданском обществе регулируются нормами конституционно-
Го права, провозглашающими отделение церкви от государства. Это означает, что госу-
1 Конституция Испании (доступно на http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM).
2 Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием. –
М.: Норма, 2004.
Глава 11. Источники и формы права
Дарственные органы и должностные лица не вмешиваются в сферу религиозных отно-
Шений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выпол-
Нение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятель-
Ность религиозных объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеж-
Дений нейтральную позицию.
Согласно, например, ст. 13 Конституции Греции, свобода совести ненарушима.
Пользование личными и политическими свободами не зависит от религиозных верова-
Ний. Всякая признаваемая религия свободна, и ее культовые обряды осуществляются
Беспрепятственно и под охраной закона. Они не могут посягать на публичный порядок и
Добрые нравы1.
Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью,
Как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В то же время,
Провозглашая невмешательство в ее дела, оно гарантирует равенство всех религиозных
конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования.
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии