Процесса допускается принесение мусульманином клятвы на Коране. В Германии нало-

Гоплательщики сами, в зависимости от их религиозных убеждений – католических или

Протестантских, распределяют часть своих налогов на прибыль.

В странах с более сильным религиозным влиянием религиозный фактор в праве мо-

Жет выступать активнее, идет ли речь об установлении особых обязанностей тех или иных

Индивидов или групп либо о предоставлении им особых привилегий, некоторые из которых

Многим нашим современникам могут показаться излишними. В частности, в Испании

Вплоть до 1976 года священник, обвинявшийся в совершении уголовного преступления,

Представал перед государственным судебным органом только при наличии предваритель-

Ного согласия на то местного епископа; при этом процесс проходил при закрытых дверях, и в

Случае осуждения обвиняемого срок заключения отбывался им не в тюрьме, а в монастыре.

В той же Испании, в порядке отступления от общих принципов законодательства на основа-

Нии Кодекса канонического права, до 1979 года все католические священники были осво-

Бождены от военной службы; до сих пор, во исполнение соглашений 1979 года, прохожде-

Ние священниками военной службы регламентировано многочисленными условиями.

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной

Регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с

Моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой нормы

Может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус

В данном конкретном обществе. Статья 16 Конституции Испании гласит: «Никакое веро-

Вание не может иметь характера государственной религии. Органы публичной власти

Должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддер-

Живать вытекающие из этого отношения сотрудничества с Католической церковью и

другими конфессиями»1. В статье 14 Конституции Российской Федерации говорится:

«1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавли-

Ваться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отде-

Лены от государства и равны перед законом»2.

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-

нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа –

«не убий» и «не укради». При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механиз-

Ма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому

Они – необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и

Правового порядка в обществе.

Взаимодействие права и религии в странах Запада

Как правило, в настоящее время на Западе основы взаимоотношений между цер-

Ковью и государством в гражданском обществе регулируются нормами конституционно-

Го права, провозглашающими отделение церкви от государства. Это означает, что госу-

1 Конституция Испании (доступно на http://vivovoco.rsl.ru/VV/LAW/SPAIN.HTM).

2 Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием. –

М.: Норма, 2004.

Глава 11. Источники и формы права

Дарственные органы и должностные лица не вмешиваются в сферу религиозных отно-

Шений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выпол-

Нение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятель-

Ность религиозных объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеж-

Дений нейтральную позицию.

Согласно, например, ст. 13 Конституции Греции, свобода совести ненарушима.

Пользование личными и политическими свободами не зависит от религиозных верова-

Ний. Всякая признаваемая религия свободна, и ее культовые обряды осуществляются

Беспрепятственно и под охраной закона. Они не могут посягать на публичный порядок и

Добрые нравы1.

Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью,

Как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В то же время,

Провозглашая невмешательство в ее дела, оно гарантирует равенство всех религиозных

конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования.

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии

Наши рекомендации