См.: Вопленко Н.Н. Источники и формы права.
Глава 11. Источники и формы права
Вышe гoлoca пpopoкa и нe oбpaщaйтecь к нeмy гpoмкo c peчью, кaк oбpaщaeтecь дpyг к
Дpyгy, чтoбы нe oкaзaлиcь тщeтными вaши дeлa, a вы и нe знaeтe»1.
При этом важным будет отметить, что по многим морально-нравственным вопро-
Сам религии расходятся во мнении, тем самым, формируя различное отношение людей к
Одному и тому же явлению. Так, сегодня в нашем мире взгляды людей на проблему уза-
Конения эвтаназии напрямую зависят от их религиозных убеждений. Мусульмане верят,
Что только Аллах решает, сколько человеку жить. «Не убивайте человека, кроме как по
Праву, ведь это запретил Аллах», – гласит Коран (17,33). Иудаизм выступает за то, чтобы
Не продлевать искусственным образом жизнь. В 2005 году в Израиле был даже принят за-
Кон, на основании которого разрешается смертельно больным потребовать у врачей пре-
Кращения своих мучений. Национальная же конференция католических эпископов в
США в 1991 г. приняла резолюцию, провозглашающую: «Жизнь… дар, которым мы мо-
Жем распоряжаться, но над которым не имеем абсолютного владычества»2.
Свод морально этических установлений – составная часть религиозных вероуче-
Ний. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в
Обществе с самых ранних этапов развития человечества.
Применительно к области религиозных норм, проблема взаимосвязей между нор-
Мами права и нормами религии оказывается более сложной, чем в том, что касается сфер
Морали и социальных соглашений. Это, несомненно, объясняется тем, что религия в со-
Стоянии формировать общественные и иногда политические силы значительного масшта-
Ба, в ряде случаев балансирующие на грани слепого убежденного фанатизма. Она санк-
Ционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «оре-
Ол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «грехов-
Ными», противоречащими «закону», «Слову Божию». Религиозный фактор влияет на эко-
Номику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культу-
Ры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Проис-
Ходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения.
Отсюда – наличие правовых систем, полностью отделенных от религиозных норм
И даже враждебно настроенных в отношении любого религиозного влияния. Таковы, в
Частности, марксистские атеистические коллективистские общества, в которых одной из
Задач права является воспрещение любых религиозных проявлений и рассуждений.
Наряду с этим существуют правовые системы, полностью построенные на той или
Иной религиозной концепции. Речь идет об особом случае так называемых теократиче-
Ских обществ, в которых принципы и правила общественного поведения одновременно
Имеют характер божественных установлений и юридических норм. Со времен средневе-
ковья до наших дней наиболее яркими примерами теократической организации общест-
Ва являются исламские страны.
Во многих обществах сформировались более уравновешенные правовые системы,
Где право, не отождествляясь с религией, учитывает в то же время религиозные правила,
Придавая некоторым из них качество юридических норм.
Например, правовые системы различных государств Западной Европы восприня-
Ли значительное количество норм религиозного происхождения. Это количество скром-
Нее в странах с сильным светским фактором, таких как Франция, Германия, и намного
Внушительнее в странах, где сильно влияние католической церкви, – в Италии и особен-
Но в Испании.
Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. – М.: Изд-во вост. лит., 1963. – (49,2).
2 Латынина А. Неужели Бог любит собаку больше, чем человека? / Московские ведомости. №16. –
Апреля 2007. С. 31.
Общая теория права
Даже в странах с сильным светским фактором ряд писаных норм права и судеб-
Ных решений носят на себе специфический отпечаток религиозных правил. Это находит
Свое выражение в применении некоторых особых принципов в личных, профессиональ-
ных, дисциплинарных, бюджетных, налоговых и иных областях. Так, например, во
Франции священник, преподающий в частном колледже или состоящий при государст-
венной больнице, подчиняется не директору колледжа или больницы, а непосредственно
епископу, который в любой момент может отозвать его из учреждения; в ходе судебного