Средневековья религиозные нормы разрабатывались и достаточно широко применялись в
Странах Западной Европы в форме так называемого канонического права. Греческое слово
«kanon», первоначально имевшее значение «прямой прут», затем «измерительная палоч-
Ка», а впоследствии «правило» или «норма», постепенно приобрело специальное правовое
Значение закона, изданного синодом, вселенским собором или даже отдельным еписко-
Пом3. Становление канонического права, усиление роли церковных судов и их юрисдик-
См.: Вопленко Н.Н., Рожнов А.П. Правоприменительная практика: понятие, основные черты и
Функции. – Волгоград, 2004. – С. 57–59.
См.: Там же. С. 58–59; Топорнин Б.Н. Система источников права: тенденции развития // Судеб-
Ная практика как источник права / Отв. ред. серии Б.Н. Топорнин. – М., 2000. – С. 44.
Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. – М., 1994. – С. 195.
Общая теория права
Ции по гражданским и уголовным делам, а затем постепенное падение религиозной сис-
Темы в целом являются отражением существующей на протяжении VI–XIV вв. н.э. идей-
Ной и политической борьбы между светской и религиозными властями. Тем не менее, ос-
Новные догматы канонического права, закрепленные в Библии, теологических трактатах
«отцов церкви», т.е. религиозных авторитетных ученых-богословов, постановления цер-
Ковных соборов, пап и епископов совместно с кодификацией римского права Юстиниана
и университетской юридической наукой – выразили специфику формирования запад-
Ной традиции правовой системы1.
Скорее всего, в будущем появятся новые формы права, и связано это будет с ус-
Ложнением общественных отношений, технического развития цивилизации и более ши-
Роким использованием механизмов примирительного правосудия (третейских судов, по-
Средников и т.д.).
Право и религия в современном мире
В любой социальной системе в самых различных исторических условиях религия
Всегда выполняет в обществе определенные функции. Религия как форма общественного
Сознания формирует систему человеческих норм и ценностей. Именно в религии обще-
ство ищет ответы на вопросы: что такое добро и зло, в чем смысл жизни? Религия тесно
Связана с моралью общества, развитием культурных ценностей, определяет особый тип
Духовно-материальной организации, менталитет народа, влияет на экономический уклад
Общества, религиозное сознание неотделимо от правосознания и морального сознания.
На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма
Практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми
Их зависимости от природных сил. В процессе разложения родового строя на смену родо-
Вым и племенным религиям пришли политеистические (религии раннего классового
общества). На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или
Наднациональные, религии – буддизм (VI–V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.).
Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или поли-
Тических связей.
На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как од-
На из разновидностей социальных норм, содержащиеся в различных религиозных книгах
(Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна и др.), в решениях собраний верующих или ду-
Ховенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей. Религия и религиоз-
Ные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регу-
Лятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно перепле-
тены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание
Которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В пери-
Од распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация мононорм на ре-
Лигию, право, мораль. В различных религиях, вероисповеданиях устанавливаются обяза-
Тельные для верующих правила – религиозные нормы. Множество религиозных норм
Тесно связано с моралью, нравственностью, что позволяет им быть регулятором отноше-
Ний не только между отдельными индивидами, но и регулятором внутреннего поведения
Каждого человека. Нормы религии влияют на сознание личности, формируют в нем оп-
ределенные взгляды, мотивации, ценности. Так, к примеру, Коран предписывает людям
отношение богобоязненности: «O вы, кoтopыe yвepoвaли! He пoднимaйтe cвoиx гoлocoв