Государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии
управления федеральной собственностью, осуществления мер по обеспечению обороны
Страны, государственной безопасности, реализации внешней политики. Такая конструк-
Ция исполнительной власти больше схожа с конституционными образцами Франции и
Других европейских стран.
Конституция 1993 года закрепляет за Президентом важные полномочия по отно-
Шению к Правительству. Свои постановления и распоряжения Правительство издает на
Основе и во исполнение не только Конституции и федеральных законов, но и норматив-
Ных актов Президента. Состав Правительства, включая его Председателя, определяется
Президентом. Одному ему дано право назначать и смещать членов Правительства. Госу-
Дарственная Дума может только дать согласие или отказать в согласии на кандидатуру
Председателя Правительства, но сама не выдвигает кандидата и не решает вопрос о его
Назначении. Председатель Правительства вправе вносить лишь предложения о назначе-
Нии на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных ми-
Нистров. Решение принимает Президент. Он же имеет право председательствовать на за-
Седаниях Правительства.
В регулировании отношений между Президентом и Федеральным Собранием
проведена линия на обеспечение самостоятельности и независимости обоих властных
Институтов. Но это не значит, что они полностью разведены. С одной стороны, установ-
Лены обязательные связи между ними, в частности, обращение Президента к Федераль-
Ному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направ-
Лениях внутренней и внешней политики государства, представление Президентом зако-
Нопроектов, кандидатов на соответствующие должности, подписание Президентом зако-
Нов. С другой стороны, Конституция предусматривает систему сдержек и противовесов в
Виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Госу-
Дарственной Думы; Президент вправе принимать указы и распоряжения, но его акты не
Должны противоречить Конституции и федеральным законам. Президент может откло-
Нить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном поряд-
Ке Государственная Дума и Совет Федерации способны преодолеть вето Президента.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М: ТК Велби: Изд-во Проспект,
С. 479.
Общая теория права
Нетрадиционные формы права
Нетрадиционные формы права можно определить как систему нормативных
Предписаний, создаваемых, как правило, в процессе правоприменительной деятельности
Не уполномоченными на то государственными органами или уполномоченными органа-
Ми, но при безусловном субсидиарном характере применения таких предписаний для
Урегулирования общественных отношений по сравнению с нормативно-правовыми ак-
Тами, возникающими в практике правового урегулирования без прямого государствен-
Ного вмешательства, но при последующем государственном одобрении1.
Нетрадиционными формами права являются:
1) нормативные акты общественных объединений;
2) правовая доктрина;
3) правоприменительная практика;
Религиозные нормы.
В советскую эпоху государственно-правовых исследований к их числу ученые от-
Носили и нормативно-правовые акты общественных объединений, так как передача
Некоторых функций органов государственного управления общественным объединени-
Ям и их участие в правотворчестве выделял их в качестве основных форм взаимодействия
Общественных объединений с Советским государством2. В свою очередь В.М. Горшенев
Среди форм участия общественных объединений в правотворчестве выделял: 1) «распро-
Странение действия законодательных актов Советского государства на деятельность ни-
зовых звеньев и членов данной общественной организации»3, 2) «издание нормативных
Актов совместно с органами государства»4, 3) согласование всех инструкций и постанов-
Лений, исходящих от органов государственного управления, дополняющих или изме-
Няющих трудовое законодательство с ВЦСПС, ЦК соответствующих профсоюзов или сов-
Профами5, 4) внесение предложений и проектов нормативных актов органам государства,
уполномоченных на их издание6.
В настоящее время, по мнению Н.Н. Вопленко и А.П. Рожнова, качеством нетра-