Вор. Значит, данные формы государственного волеизъявления (их появление) служат
юридическим источником возникшего права. Поэтому… отождествлять понятия «фор-
Ма» и «источник» права не совсем точно. Суть данного уточнения состоит в том, чтобы
форма права считалась самостоятельным источником права, чтобы понятие «форма пра-
Ва» не использовалось в качестве заменяющего понятия «источник права»3.
Этот подход является весьма логичным. В толковом словаре В.И. Даля, например,
Отмечается, что источник – «всякое начало или основание, корень и причина, исход, ис-
Ходная точка, запал или сила, из которой что-то истекает и рождается, происходит»4.
Поскольку «источник» – это точка отсчета, исток, начало, а «форма» – внешний
Вид, структура объекта, то правильно будет разграничить эти понятия, имея в виду под
«формой права» внешнее выражение письменных юридических документов, обычаев,
Судебных и административных решений, а под «источником права» – условия, которые
Являлись причиной появления той или иной формы права, т.е. источники формирова-
Ния права.
По мнению И.А. Иванникова, источники права могут быть либо социальные, либо
Божественные5. В первом случае источником права является коллективная воля опреде-
Ленного общества, во втором – божественная воля. Социальная воля детерминирована
Материальными, идеологическими, формально-юридическими и доктринальными ис-
Точниками, факторами и условиями6.
Материальные условия возникновения права – это развивающаяся и воспроиз-
Водящаяся система социально-экономических отношений, материальные условия жизни
Общества, потребности людей. Данный источник выражает социально-экономическую
Обусловленность права. Материальный источник права складывается в системе объек-
Тивных потребностей общественного развития, в своеобразии способа производства, ба-
Зиса. Это и материально-техническая база общества – совокупность средств труда, техно-
Логии производства и технической организации7.
Сюкиняйнен Л.Р. Система, источники и формы права // Право в странах социалистической ори-
Ентации. – М., 1979. – С. 60.
Бержель Ж.-Л. Общая теория права. – С. 97.
Радько Т.Н. Теория государства и права. – С. 210.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусскогоязыка: В 4-х т. Т. 2. – М., 1999. – С. 59.
См.: Иванников И.А. Теория государства и права. – С. 165.
См.: там же.
См.: там же.
Глава 11. Источники и формы права
Идеологические условия возникновения права – это правовое сознание общест-
Ва, взгляды, идеи, юридические доктрины, под воздействием которых создается право.
«Правовая идеология – это система правовых взглядов и идей, в которых осознаются и
Оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы
И конфликты, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на за-
Крепление или изменение данных общественных отношений»1. Важнейшей предпосыл-
Кой формирования права является господствующая правовая идеология. На формирова-
Ние правовой идеологии могут оказывать влияние особенности международной и внут-
Риполитической обстановки и т.д.
Формально-юридические условия возникновения права – это деятельность по
Созданию, санкционированию, опубликованию государственным органом правовых
Предписаний и результатов этого процесса2. Результат идеологического осознания объек-
Тивных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих про-
Цедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые и являют-
Ся юридическим источником права. Источник права в юридическом смысле и форма
Права совпадают по своему содержанию. Юридическим источником права могут быть
Решения судебных органов, распоряжения должностных лиц, законы парламентов, обы-
Чаи, Коран, Библия3.
Доктринальные условия возникновения права – это научные труды наиболее ав-
Торитетных юристов. Так, в Древнем Риме источником права считались точки зрения ав-
торитетных юристов на важнейшие правовые вопросы. В 426 г. н.э. был издан закон «О ци-
Тировании юристов», признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана,
Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и тех юристов, работы которых приводятся этими авто-
Рами. При различии мнений этих юристов, предписывалось придерживаться мнения, за
Которое высказывалось большинство, а при равенстве голосов отдавалось предпочтение
Мнению Папиниана. В странах общего права судьи нередко обосновывают свои решения