Ками данного учения понималось двояко: с одной стороны, естественное право лежало в

Основе положительного, а с другой – оно служило критерием для оценки писаных юри-

Дических норм, являясь инструментарием для его совершенствования.

Апологетам естественной школы права не удалось установить единую систему

Природным правил поведения.

Всякий представитель естественно-правового учения отталкивался от своих «акси-

Ом» и строил собственную структуру юридических стереотипов. Иначе и быть не могло.

Индивид отнюдь не представляет собой простейшего элемента в области общежития,

Наподобие прямой линии в геометрии. Моральная природа человека не есть нечто изна-

Чальное и неизменное, раз и навсегда предопределяющее закономерный уклад социаль-

Ной жизни. «Она сама испытывает на себе непрестанное воздействие общественного про-

Цесса и является продуктом его не менее, чем источником. Отсюда – невозможность ак-

сиоматического определения моральной природы индивида и неизбежное разногласие

Представителей школы естественного права по этому основному вопросу»1.

Так как в действительности исходной аксиомы не было, то представители естест-

венно-правовой школы выдавали за аксиоматические такие определения моральной

Природы человека, которые черпали не из абстрактного содержания теоретического ра-

Зума, а из конкретного содержания общественной идеологии, формировавшейся под

Влиянием условий времени, места и социальной среды.

Таким образом, что рождение права в рамках природного разума человека незави-

Симо от культуры, военных угроз, географического положения и т.д. является весьма

Спорным.

Историческая школа

Основателями исторической школы происхождения права считают немецких уче-

Ных правоведов Г. Гуго (1764–1844), К. Савиньи (1779–1861) и Г. Пухту (1798–1846).

Теоретики исторической доктрины права критиковали тезис естественно-

Правовой теории о позитивном праве, создаваемом нормотворческой деятельностью ор-

Ганов законодательной власти. Они утверждали, что действующее право не сводится к

совокупности законов2. «Историческая школа принимает, что содержание закона дано

Всею совокупностью прошедшего времени народа, однако не произвольно, так, чтобы

Оно могло быть то или другое, напротив, оно проистекало из внутреннего существа са-

Мой нации и ее истории, – пишет К. Савиньи, – а особенная деятельность каждого века

Должна быть направлена к тому, чтобы постичь, обновлять и сохранять в свежести это по

внутренней необходимости данное содержание»3.

Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. – СПб., 2001. – С. 213.

См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – С. 317–318.

Неволин К. Энциклопедия законоведения. Т. 1. – Киев, 1840. – С. 395.

Глава 10. Основные теории происхождения права

Анализируя основные идеи, раскрывающие сущность происхождения права в

рамках исторической доктрины, можно выделить следующие основные положения:

Право, подобно языку, религии, нравам, есть один из существенных элементов ду-

Ховной жизни народа.

Процесс возникновения права закономерен и ограничен, главную роль в нем иг-

Рает не разум законодателя, а творческая сила народного духа.

В своей творческой деятельности невидимый и скрытый от постороннего взгляда

Народный дух опирается на свободный и осознанный выбор человека – жить по прави-

Лам, соответствующим замыслу Божьему, или же вопреки ему.

Процесс развития права органичен, тесно связан с народной жизнью, и те этапы

(младенчество, юность, зрелость), которые проходит в своей эволюции народ, присущи и

Праву.

При вторжении в процесс развития права чуждых элементов происходит своеоб-

Разная ассимиляция, приспособление их к содержанию национального права и к общему

Направлению его эволюции.

Органично развиваясь, право принимает различные формы: обычая, закона и на-

Учного права. Данные формы проявляются в исторической преемственности, сменяя

друг друга и передавая выработанное юридическое содержание. Поэтому развитие права

– это непрерывный преемственный процесс.

Право каждого народа индивидуально и своеобразно, но оно не является исклю-

Чительной собственностью данного народа, а принадлежит всему человечеству. Поэтому

В общей бесконечной цепи развития последнего системы национального права связаны

Между собой и оказывают влияние друг на друга1.

Вместе с тем историческая теория не способна решить все проблемы, связанные с

Наши рекомендации