В отношении крестьян – нормы монориального (крепостного) права. В частности, суще-
Ствовало такое правило, касающееся разделения труда, – мужчины косят, женщины под-
Гребают траву, стогуют. Важно и распределение созданного продукта (большая часть
Труда крестьян доставалась вассалу или помещику, определенную часть изымал сюзерен
Или правитель-государь, устанавливая налоги и сборы). Появились и правила сотрудни-
Чества, взаимопомощи (община, справившись со своими задачами, шла на помощь сосед-
Ней крестьянской общине). Строительство крупных сооружений (ирригационных, фор-
Тификационных) вынудило фараона, князя определять правила участия в них (поголов-
Ное или подворовое)2.
Когда же развитие производства перешло на новый уровень и обмен продуктами
Труда стал носить массовый характер, начинают регулироваться меры весов, устанавли-
См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – С. 311.
См.: там же.
Глава 10. Основные теории происхождения права
Ваются денежные системы, справедливые цены на товары. Развитие средств сообщения и
Других орудий производства вызвало к жизни установление правил мореплавания, ло-
Ции, норм цехового (гильдейского) права.
По мере необходимости все сферы жизни людей (экономическая, политическая,
Социальная) регулируются нормами права все плотнее и плотнее. В этом и состоит при-
Чина появления права1.
Вместе с тем регулятивная теория страдает некоторым максимализмом. В ее под-
Тексте просматривается тезис о том, что с помощью права можно разрешить все социаль-
Ные противоречия и проблемы. Но право до сих пор не может обуздать политику, воен-
Ную или экономическую целесообразность – об этом свидетельствуют военные операции
США в бывшей Югославии, Ираке и т.д.; политические перевороты в Грузии, на Украине
И других государствах мира.
Кроме того, данная концепция упускает из виду главную потребность в праве, свя-
Занную с охраной общества от преступных посягательств.
Теологическая теория
Теологическая (божественная) теория происхождения права исходит из того, что
Право создано Богом (Богами) для регулирования жизни людей. Божество дарует людям
Обязательные предписания (заветы) через пророков и августейших правителей.
Представления о сакральной природе права можно встретить во многих древней-
Ших источниках права, таких как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы
Ману и т.д. Так, в законах Хаммурапи констатируется, что Хаммурапи, вавилонский царь,
Утвердил правду и справедливость по всей стране, когда бог Мардук внушил ему даро-
Вать справедливость и достойное управление людям земли.
Достоинством данной теории является то, что именно ее авторы (А. Августин,
Ф. Аквинский, И. Златоуст, митрополит Илларион и др.) впервые заговорили о праве как
О высшей ценности, дарованной небесами.
Вместе с тем и у этой доктрины имеются свои недостатки.
Во-первых, эта теория требует веры в какое-либо божественное начало (Иегуа,
Христа, Аллаха, Будду и т.д.). Поэтому она ограничивает рациональное исследование во-
Проса о происхождении права рамками веры.
Во-вторых, у народов мира не существует единой универсальной концепции Бога.
Более того, одни религиозные учения призывают бороться с другими. Так, иудаизм, хри-
Стианство и ислам обязывают своих адептов бороться с язычниками. Более того, мусуль-
Манин, изменивший религию, в соответствии с Кораном обречен на смерть.
В-третьих, эта теория требует признания посредника (пророка) между Богом и
Людьми, который мог бы толковать сакральные нормы, что позволяет лицу, интерпрети-
Рующему божественные законы, избежать ответственности за правотворчество и право-
Применение2.
См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. – С. 312.
См.: там же. С. 313–315.
Общая теория права
Теория естественного права
Теория естественного права возникла задолго до н.э. Создателями ранних концеп-
Ций естественно-правовой доктрины являлись Лао Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон
И др. В XVII–XVIII вв. к теории естественного права возвратились и разработали ее на новом
Уровне Т. Гоббс, Христиан Томазия, Дома, Христиан Вольф, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.
Эти мыслители полагали, что природное (естественное) право представляет закон спра-
Ведливого разума, на котором строится мироздание интеллектуальных сообществ людей.
Вместе с тем отношение естественного права к праву положительному сторонни-