Часть вторая. Внутренняя история 1 страница
Отдел первый. Государственное право
Глава I. Территория
В императорскую эпоху территория России значительно увеличилась сравнительно с территорией Московского государства, причем это увеличение произошло насчет земель, лежащих на западе, юге и востоке. Первые завоевания на западе были произведены в царствование Петра Великого после знаменитой войны со Швецией и санкционированы, как принадлежащие России, Ништадтским мирным договором 1721 г. По этому договору Россия приобрела Ингерманландию, часть Карелии, когда-то принадлежавшую Великому Новгороду и утраченную Московским государством по Столбовскому мирному договору, Лифляндию, Эстляндию*(171) и часть Финляндии (нынешнюю Выгоргскую губернию). Эти приобретения имели огромное значение для России, так как она стала твердой ногой на прибрежье Балтийского моря и, вследствие этого, вступила в сонм европейских держав. Отныне судьбы России тесно связались с судьбами остальной Европы, и при разрешении общеевропейских дел голос России получил весьма важное значение. Иначе говоря, выражаясь словами Пушкина, в Европу было "прорублено окно", и, таким образом, Россия вышла из того изолированного положения, в котором она находилась в Московском периоде, будучи огражденной от всего цивилизованного мира враждебными ей Турцией, Польшей, Ливонией и Швецией и имея только такой неудобный выход в Европу, как Белое море и Северный Ледовитый океан.
Такое же важное приобретение на западе было сделано Россией при Екатерине II после раздела Польши, когда с Россией воссоединились древнерусские области, некогда отторгнутые от нее великим княжеством Литовским и Польшей. Так, после первого раздела Польши в 1772 г. была присоединена северная и восточная часть Белоруссии; после второго раздела в 1793 году остальная часть Белоруссии и юго-западный край и после третьего раздела в 1795 г. Литва (таким образом, невоссоединенной осталась Червонная Русь или Галиция, и по сей день входящая в состав Австрийской империи). В том же 1795 году к России была присоединена и Курляндия*(172).
Наконец, в царствование Александра I Россия еще расширила свои приобретения на западе путем присоединения Финляндии и Царства Польского. В литературе существует мнение, будто Великое Княжество Финляндское не составляет инкорпорированной части России, а находится в состоянии реальной унии с ней. Это мнение разделяется финляндскими учеными и публицистами*(173) и, по странной случайности, некоторыми русскими. Напротив, большинство западноевропейских ученых, занимающихся вопросами государственного и международного права, стоят на противоположной точке зрения, отвергая всякую унию между Россией и Финляндией*(174). Второе мнение вполне правильно, так как соответствует историческим фактам и толкованиям юридических документов, определяющих государственно-правовое положение Финляндии. Прежде всего, нужно заметить, что Финляндское "государство" уже по одному тому не может существовать, что такового никогда не было, так как Финляндия всегда являлась не чем иным, как шведской провинцией*(175), не пользовавшейся вдобавок никаким особенным местным самоуправлением, благодаря которому она могла бы находиться в ином положении, чем остальные шведские провинции. Затем Финляндия была завоевана силой русского оружия во время войны со Швецией в 1808-1809 гг. и присоединена к России на основании Фридрихсгамского мирного договора. По этому последнему шведский король отказался "отныне и навсегда" от Финляндии в пользу русского императора, его преемников и Российской империи. "Губернии сии (т.е. финляндские), - гласит ст. 4 договора, - будут отныне состоять в собственности и державном обладании Империи Российской и к ней навсегда присоединяются". Далее в высочайшем повелении о созвании финляндского сейма в г. Борго в марте 1809 г. император Александр I заявил, что "волей Провидения и победой нашего оружия Великое Княжество Финляндское навсегда присоединено к нашей империи"*(176). Затем, накануне открытия заседаний сейма государь издал манифест, которым утвердил права и привилегии финляндских сословий. Этот манифест любопытен в двояком отношении. Во-первых, из него видно, что подтверждение финляндских привилегий Александром I было актом милости государя ("признали мы за благо", говорится в манифесте), а совершенно не основывалось на каком бы то ни было договоре, обязательном для русского правительства*(177); во-вторых, обещая хранить привилегии, Александр I говорит только о себе, совершенно не связывая рук в этом отношении у своих преемников*(178). Таким образом, из сказанного видно, что никакого договора между Александром I и финляндскими сословиями на сейме в Борго не было, да и не могло быть заключено, как это утверждают некоторые финляндские ученые, а между тем понятие реальной унии предполагает непременно соединение, основанное на договорном соглашении двух государств*(179). Кроме того, около половины Финляндии было еще присоединено к России в 1721 и 1743 гг., как результат завоевания или, выражаясь словами Ништадтского мирного договора, "в совершенное, непрекословное, вечное владение и собственность", а между тем права и привилегии Александр I распространил и на названную половину. Этот факт также говорит против унии ввиду того, что иначе пришлось бы признать, что часть России, каковой, несомненно, являются приобретения Петра I (1721 г.) и Елизаветы Петровны (1743 г.) в Финляндии, вступила при Александре I в реальную унию с Россией*(180). Наконец, сам Александр I и его современники всегда считали боргоский сейм учреждением исключительно совещательного характера, не могущим, следовательно, вступать в какие бы то ни было договоры с государем. Так, закрывая сейм, государь сказал: "созывая сословия Финляндии, я хотел знать желания народа насчет его нужд. Я приму их в соображение". "От сейма требовали, - писал, в свою очередь, Сперанский, - не решений, не декретов, а простых мнений" (письмо к Барклаю-де-Толли)*(181). Остальные акты, касающиеся Финляндии и изданные в царствование Александра I, Николая I, Александра II и Александра III, также свидетельствуют в пользу того, что Финляндия была просто присоединена к России или, выражаясь юридически, инкорпорирована Россией, так что на основании их никоим образом нельзя говорить о какой бы то ни было унии, - личной или реальной, существующей между Россией и Финляндией. Для примера приведем манифест о переименовании финляндского совета в сенат, в котором, между прочим, читаем следующее: "ныне, достигши ожиданного давно случая, без препятствия от попечений внешних, посвятить занятия на управление внутренними делами государства нашего, а в числе оных и касающимися особенно до Финляндии, находим мы, для вящего ознаменования намерения нашего об упомянутом местном управление края сего, дать финляндскому вышнему правительству название финляндского сената". Итак, на основании приведенного манифеста финляндский край входит в состав "государства нашего", т.е. России, и внутренние дела последней, а "в числе оных" и финляндские, одинаково озабочивают государя, который, в силу этого, решается предпринять известную реформу в области местного финляндского управления. Более категорически нельзя высказаться о характере отношений между Россией и Финляндией. Затем манифест, изданный 28 февраля 1891 г., во время заседаний финляндского сейма, снова повторил, что финляндский "край" находится в "собственности и державном обладании Российской Империи". "Финляндский край, - читаем здесь, - состоя с начала нынешнего столетия, а в некоторой его части (речь идет о части Финляндии, присоединенной к России в 1721 и 1743 гг.) и ранее, в собственности и державном обладании Империи Российской, получил по воле имп. Александра I особый порядок внутреннего управления". В манифесте же указывается на то, что Финляндия находится "под скипетром российским", а учреждения ее называются "местными". Наконец, в Высочайшем рескрипте, данном финляндскому генерал-губернатору в июне 1899 г., Финляндия определяется как "составная часть Государства Российского, с ним нераздельная", а "особый строй ее внутреннего законодательства" признается "дарованным ей" русскими государями.
Если же Финляндия пользуется своим особым областным устройством и управлением, т.е. имеет свой сейм*(182), свой сенат (председателем которого, впрочем, состоит русский генерал-губернатор), свои местные учреждения, свою монету (с которой теперь в некоторых случаях конкурирует и русская монета), свою таможенную границу*(183), свои почтовые марки*(184) (впрочем, почтовая часть подчинена теперь русскому главному управлению почт и телеграфов), свои законы и т.п., то все это свидетельствует о широкой местной автономии, но не об отдельном государственном бытии (здесь нужно заметить, что иностранные сношения Финляндии ведутся через русское Министерство иностранных дел, затем финляндские суда плавают под русским национальным флагом; русские войска, стоящие в некоторых местностях Финляндии, находятся в ведении русского военного министра; русские гимназия и реальное училище, имеющиеся в крае, подведомственны русскому Министерству народного просвещения, и православные приходы и церкви находятся в ведении русского Св. Синода). Английские колонии в Америке (напр., Канада и Ньюфаундленд), в Африке (напр., Капландия, Трансвааль, Оранжевая и Наталь) и в Австралии (Австралийская федерация) пользуются еще большей автономией и фактически почти независимы, однако никому и в голову не приходит утверждать, что они фигурируют в качестве отдельных государств и находятся с Англией в унии. Тем более, следовательно, неосновательно предполагать существование какой бы то ни было унии между Россией и Финляндией. Точно так же и факт существования титула "Великий Князь Финляндский" нисколько не может служить доводом в пользу мнения об отдельном государственном бытии Финляндии, как думают некоторые финляндские ученые (напр., профессор Даниельсон). Дело в том, что в полном титуле государь именуется также: "Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский" и затем уже "Финляндский". В среднем же титуле именование "Великий Князь Финляндский" поставлено в самом конце, после титулов: "Царь Сибирский, Царь Херсонеса Таврического, Царь Грузинский", и только в кратком титуле наименования: "Царь Польский и Великий Князь Финляндский" выделены из общего титула. Следовательно, как справедливо замечает г. Еленев, выводить из титула обособленность Финляндии в смысле реальной унии столь же основательно, как если бы кто, на основании того же титула, стал доказывать, что Крым и Грузия составляют самостоятельные государства, состоящие в реальной унии с Россией, и что за ними сохранены прежние законы татарских ханов и грузинских царей*(185). Нельзя также ссылаться и на ст. 4 прежних Осн. Зак., гласившую, что "с Императорским Всероссийским престолом нераздельны суть престолы Царства Польского и Великого Княжества Финляндского". Как уже указано проф. Коркуновым, текст этой статьи свидетельствует не в пользу унии, а против нее, так как статья различает не государства русское, польское и финляндское, а только престолы, и притом она говорит не о соединении, а, напротив, об их нераздельности. Если эти престолы нераздельны, замечает Коркунов, то, значит, они составляют, в сущности, один престол: все нераздельное есть, вместе с тем, и единое*(186). Впрочем, о едином престоле говорят и манифесты 18 февр. 1855 г., 1 марта 1881 г. и 20 окт. 1894 г. В них мы встречаем заявление о вступлении государей "на прародительский престол Российской Империи и нераздельных с нею Царства Польского и Великого Княжества Финляндского". О едином же престоле говорил и Александр I в манифесте 16 авг. 1823 г.
Что касается до Царства Польского, то оно было присоединено к России на основании постановления Венского конгресса 1815 года, первая статья которого гласила: "Герцогство Варшавское... присоединяется навсегда к Империи Российской" и "в силу своей конституции будет в неразрывной с Россией связи и во владении Его В. Императора Всероссийского, наследников его и преемников на вечные времена". Таким образом, присоединение Польши к России состоялось не в силу договора между ними, а на основании соглашения между государствами, заключившими Венский трактат, что указывает на наличность в данном случае инкорпорации, а не реальной унии, специфическим признаком которой является договор между двумя государствами. Мало того, самый текст статьи свидетельствует в пользу признания за Польшей значения инкорпорированной части России, так как речь идет о "присоединении" последней к первой и о "владении" ею со стороны русского государя. Статья заканчивается следующими словами: "Поляки, подданные России (sujets respectifs de la Russie) будут иметь народных представителей и национальные государственные учреждения, согласные с тем образом политического существования, который правительством будет признан за полезнейший и приличнейший для них в кругу его владений". Кроме того, "Его Имп. Величество предполагает даровать, по своему благоусмотрению, внутреннее распространение сему государству (т.е. герцогству), имеющему состоять под особым управлением". Приведенное место важно в двояком отношении. Во-первых, из него видно, что Венский конгресс считал жителей присоединенной к России части герцогства Варшавского русскими подданными, между тем как уния, по верному замечанию проф. Коркунова, предполагает раздельное подданство. Во-вторых, упоминание в тексте о предположении даровать Польше народное представительство и национальные учреждения не может быть рассматриваемо как обязательство со стороны России, так как в разрешении этого вопроса все было предоставлено на усмотрение правительства Александра I. Мало того, как известно из хода занятий Венского конгресса, названное упоминание о конституционных учреждениях Польши обязано своим появлением в актах конгресса исключительно Александру I, выдержавшему сильную борьбу с союзниками, возражавшими против подобных намерений государя. "Я создал это королевство, - говорил впоследствии Александр I, - и создал его на весьма прочных основаниях, потому что принудил европейские державы обеспечить договором его существование"*(187).
Устройство Царства Польского определялось на основании конституции или "хартии государственных установлений" 27 ноября 1815 года. Согласно с хартией во главе Царства был поставлен особый наместник, назначаемый государем из польских граждан или из членов императорского дома. Наместник управлял краем вместе с государственным советом, председателем которого он был. Государственный совет состоял из министров (их было пять) и государственных советников - также по назначению государя. Функции совета заключались в правительственной деятельности и в выработке законопроектов для внесения в сейм. Последнему принадлежала законодательная власть, и он состоял из сената и палаты депутатов. В состав сената входили епископы и сенаторы, назначаемые пожизненно государем из двух кандидатов на каждую вакансию, избираемых сенатом. Напротив, в состав палаты депутатов входили 77 послов, по одному от каждого уезда, избираемых дворянскими сеймиками, состоящими из дворян, обладающих недвижимой собственностью, и 51 депутат от общин (гмин), избираемых не дворянами, но также владеющими или недвижимым имуществом, или промышленным заведением, затем духовными лицами и, наконец, преподавателями учебных заведений и представителями либеральных профессий. Что касается до пассивного ценза, то он сводился к достижению 30-летнего возраста и к уплате прямого налога. Депутаты избирались на шесть лет, причем палата обновлялась по третям, т.е. через каждые два года. Всякий законопроект для превращения в закон обязательно должен был пройти через сейм и получить его санкцию, равно как и быть утвержденным государем, пользовавшимся правом безусловного вето.
После восстания 1830 г. "хартия" была отменена, и областное устройство Царства преобразовано на основании грамоты 14 февр. 1832 г. Во главе края был поставлен особый совет управления под председательством наместника, причем все более или менее важные дела вносились на рассмотрение в Государственный Совет, при котором для этой цели был учрежден особый департамент дел Царства Польского, поставленный в совершенно исключительные условия. Для доклада же по делам Царства была учреждена должность министра статс-секретаря Царства Польского. Однако после восстания 1863 года и это устройство Царства было уничтожено.
Одновременно с расширением русской территории на западе шло и расширение ее на юге. Уже в царствование царя Алексея Михайловича сознавалась необходимость для России стать твердой ногой на Черном море (Азовский собор 1642 года). К тому же стремился и Петр I, предпринимая свои азовские походы. То же стремление существовало и при Анне Ивановне, когда победы Миниха нанесли сильные удары Турции и Крыму. Но только Екатерине II удалось утвердиться на берегах Черного моря. Так, вследствие разгрома Турции в первую турецкую войну, закончившуюся Кучук-Кайнарджийским миром 1774 г., к России отошли берега Азовского моря; в 1785 году пало Крымское ханство, столь долго беспокоившее южные окраины России, и, наконец, по Ясскому договору 1791 г., закончившему вторую турецкую войну, к России был присоединен северный берег Черного моря вплоть до устьев Днестра. Александр I в этом отношении (говорим "в этом отношении", так как во всем остальном иностранная политика Александра I существенно отличалась от екатерининской) продолжал политику своей бабки и по Бухарестскому миру 1812 г. присоединил к России Бессарабию (правда, южная часть ее по Парижскому договору 1856 г. отошла к Румынии, но по Берлинскому договору 1878 г. была снова воссоединена с Россией).
При Екатерине II началось прерванное одно время движение России на восток (оно существовало уже при Петре и выразилось в его персидском и хивинском походах), но только Александру I удалось в этом отношении достигнуть реальных результатов. Так, при нем были присоединены Грузия, Имеретия и другие владения в Закавказье*(188). При имп. Николае I было завоевано много земель в Закавказье и на восточном берегу Черного моря. После же войны с Персией, закончившейся Туркманчайским мирным договором 1827 г., к России была присоединена нынешняя Эриванская губерния. Окончательно Кавказ был присоединен при Александре II после пленения Шамиля в 1864 г. Наконец, благодаря последней русско-турецкой войне 1877-1878 гг. к России отошли Карская и Батумская области. При Александре же II пределы России значительно расширились на Дальнем Востоке; так, благодаря энергии адмирала Невельского и графа Муравьева-Амурского, Россия стала твердой ногой на Амуре путем присоединения к ней Приамурского и Южно-Уссурийского края, а также острова Сахалина (в 1855, 1858, 1860 и 1875 гг.). Вскоре после того началось расширение русских пределов в Средней Азии. Так, в 1865 г. был завоеван Туркестан, благодаря, главным образом, штурму Ташкента со стороны генерала Черняева. В 1876 г. был завоеван Кокан (ныне Ферганская область). Еще ранее (в 1873 г.) Хива, а затем и Бухара если не de jure, то de facto лишились своей независимости и вошли в сферу русского влияния*(189). Наконец, в 1881 году, как результат ахалтекинской экспедиции, завершившейся штурмом крепости Геоктепе, к России была присоединена Закаспийская область*(190), вследствие чего русские пределы непосредственно придвинулись к Афганистану, разграничением с которым на Памире в 1885 г. был окончательно разрешен вопрос о проведении новой границы между названными двумя государствами в этой местности, чем и завершилось расширение русских пределов в Средней Азии. Печальный конец Русско-японской войны 1904-1905 гг. повлек за собой отторжение части русской территории, а именно, южной части Сахалина, уступленной по Портсмутскому договору Японии. Благодаря расширению своей территории Российская империя стала одним из самых больших государств на земном шаре, тем более что ее территория составляет непосредственно одно целое, а не разбросана по частям в виде разных колоний, как, напр., у Англии.
Глава II. Население
§ 1. Дворянство*(191)
Высшее сословие в России в императорскую эпоху со времени Петра I стало называться шляхетством и только с 1762 г. (с изданием манифеста о вольностях дворянства) дворянством.
Способов приобретения последнего было несколько. Первым способом нужно признать рождение, по которому законные дети дворян также становились дворянами. Вторым способом можно считать брак, в силу которого дворянин сообщает дворянство своей жене, какого бы она происхождения ни была, но не обратно. Впрочем, дворянка, вышедши замуж за недворянина, не лишается своего дворянства (Жал. грам. 1785 г. и указ 8 июля 1787 г.). Третьим способом была выслуга, установленная Петром путем издания в 1722 г. Табели о рангах. Было уже сказано, что значение этого законодательного памятника в истории русского государственного права вообще и в истории русского дворянства в особенности нужно признать громадным, так как благодаря ей Петру удалось упразднить влияние на государственную службу породы, водворить начало годности лица и дать возможность каждому даровитому человеку выдвинуться вперед, каковы бы ни были его род и племя. Профессор Романович-Славатинский вполне прав*(192), говоря, что по духу своему табель была вполне демократической: лестница в 14 ступенек отделяла каждого плебея от первых сановников государства, и ничто не возбраняло каждому человеку, перешагнув эти ступеньки, добраться до первых степеней в государстве; она широко открыла двери, через которые посредством чина "подлые" члены общества могли "облагородиться" и войти в ряды дворянства. Следствием этого было то, что к дворянству постоянно приливали новые силы из народа, и оно не могло замкнуться в особую касту.
На основании табели первый обер-офицерский чин в военной службе и должность VIII класса на гражданской давали потомственное дворянство*(193). Что же касается до должностей ниже VIII класса (в гражданской службе), то они давали личное дворянство. Впрочем, в табели об этих чинах только и сказано: "прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяне". И уже со времени Екатерины II этот параграф табели стал толковаться в том смысле, что лица, имеющие чины ниже восьмого класса (т.е. коллежского асессора), должны быть причислены к личному дворянству. Так продолжалось до манифеста 1845 г., когда получение дворянства было значительно затруднено, а именно: по манифесту на военной службе первый обер-офицерский чин давал только личное дворянство, первый же штаб-офицерский чин - потомственное. Что же касается до гражданской службы, то чинам ниже девятого класса давалось почетное гражданство, девятым классом (титулярный советник) - личное, а пятым (статский советник) - потомственное дворянство. Наконец, с изданием указа 1856 г. было постановлено, что потомственное дворянство приобретается на военной службе чином полковника, а на гражданской - чином действительного статского советника.
Приобретение дворянства выслугой встретило сильную оппозицию со стороны дворян. Уже в 1780 г., когда дворянство, при избрании на престол императрицы Анны Иоанновны, получило возможность впервые высказать свои нужды и желания, оно в своих поданных в Верховный тайный совет проектах просило о разделении дворян на две категории, с целью несмешения их между собой, а именно: на дворян "подлинных" или "родовых" и на "новых" или "худородных", т.е. чиновных. Еще более резко выразилась оппозиция дворян при составлении проекта нового Уложения Елизаветинской законодательной комиссией 1754-1766 гг., причем присутствовали также и дворянские депутаты. По этому проекту было высказано то, что впоследствии отчасти получило законодательную санкцию в манифесте 1845 г., а именно: потомственное дворянство можно было получать только на военной службе путем производства в первый штаб-офицерский чин, личное же дворянство - на военной службе путем производства в первый обер-офицерский чин. Таким образом, на гражданской службе нельзя было дослужиться до потомственного дворянства. "Детей их, - читаем в проекте, - и их самих от особливых преимуществ, данных одним дворянам, исключить, чтобы верные наши подданные из дворян, чувствуя свое преимущество, к ревности, большому прилежанию в науках и к показанию заслуг как отечеству, так и нам (т.е. императрице) были поощряемы". Как известно, этот проект не получил законодательной санкции. Точно так же дворянская комиссия 1763 г. в своем докладе, представленном Екатерине II, отступила от начал Табели о рангах и высказалась за дарование недворянам только права ходатайства о возведении их во дворянство при достижении ими первого штаб-офицерского чина как в военной, так и в гражданской службе и при беспорочности последней (ст. 2). В 1767 г., при созвании Екатерининской законодательной комиссии, дворяне в своих наказах также высказались по вопросу о "чине". Так, в ярославском наказе дворянство просило: "не соблаговолено ли будет право достигшим в офицерские чины дворянского как имени, так и прочих дворянских прав, отменить (которое по нужде прежних обстоятельств было дано), какой бы чин не имели, дабы достоинство дворянское, которое единственно государю жаловать надлежит, не было уподлено". В проекте, составленном комиссией о правах благородных (члены которой, как известно, были избраны общей комиссией), желание дворян было услышано, и проект постановил: "благородные разумеются все те, которые от предков того времени рождены или вновь монархами сим нарицанием пожалованы". Таким образом, выслуга, как способ приобретения дворянства, должен был быть уничтожен. Однако и этот проект не получил законодательной санкции, да и не мог ее получить ввиду полнейшего несогласия воззрений императрицы Екатерины II со стремлениями дворянства. В своем Наказе государыня осталась вполне верна принципам Табели о рангах. "Мало таких случаев, - читаем здесь, - которые бы более вели к получению чести (т.е. дворянства), как военная служба". "Но, хотя военное искусство есть самый древнейший способ, коим достигали до дворянского достоинства... однако ж и правосудие не меньше надобно во время мира, как и в войне... а из этого следует, что не только прилично дворянству, но и приобретать сие достоинство можно и гражданскими добродетелями, как и военными". Ввиду подобных воззрений императрицы нет ничего удивительного в том, что Жалованная грамота дворянству постановила: "благородное название дворянское и достоинство исстари, ныне, да и впредь приобретается службой и трудами, империи и престолу полезными". Таким образом, стремления дворян остались неосуществленными, и выслуга по-прежнему продолжала считаться одним из способов приобретения дворянства. Правда, в проекте дополнительного закона о состояниях, составленном комитетом 6 декабря 1826 г. (комитет был учрежден имп. Николаем I для обсуждения разных проектов, оставшихся после смерти имп. Александра I, и для пересмотра многих сторон государственного устройства и управления, для чего он должен был представить свои заключения о необходимых в этом отношении преобразованиях), выслуга и получение ордена, как способы приобретения дворянства, были уничтожены ("отныне, - гласит ст. 12 проекта, - достоинство дворянское будет не иначе приобретаемо, как двумя только образами: правом рождения и потомственным возведением в оное, утвержденным грамотой за собственноручным императорского величества подписанием"). Однако этот проект, при обсуждении его в Государственном Совете, вызвал против себя большую оппозицию, во главе которой находился великий князь Константин Павлович, представивший государю две обстоятельных записки, направленные против проекта. Между прочим, великий князь высказался за сохранение выслуги, как способа получения дворянства. "Новость сия (т.е. уничтожение выслуги), - писал он, - к настоящим обстоятельствам государства не приспособленная, едва ли не послужит поводом к возбуждению, с одной стороны, во многих ропота и нареканий, влекущих за собой неприятные последствия, а с другой, и самая служба едва ли не понесет на том ощутительного вреда"*(194). Ввиду этой оппозиции, нужно думать, проект не получил санкции со стороны государя, а введенная им "новость" силы закона.
Четвертым способом приобретения дворянства было пожалование государем. Пожалование, равно как и выслуга, не были известны в Московском государстве ("из посадских людей, - говорит Котошихин, - и из поповых, и из крестьянских детей, и из боярских людей дворянство не дается никому") и стали практиковаться только со времени Петра I*(195). Пожалование часто имело место в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II и иногда даже принимало массовый характер. Так, Елизавета Петровна после государственного переворота, доставившего ей престол в 1741 году, произвела в дворяне всех солдат гренадерской роты Преображенского полка, "понеже во время вступления нашего на престол полки нашей лейб-гвардии, а особливо гренадерская рота Преображенского полка, нам ревностную службу так показали, что восприяли престол без кровопролития".
Пятым способом приобретения дворянства было пожалование ордена, что стало практиковаться со времени издания Жалованной грамоты дворянству*(196). Впоследствии при Александре I и Николае I было точно определено, какие ордена давали потомственные и какие личное дворянство.