Генезис государства от древности к современности
Первые в истории человечества политико-территориальные образования (царства),
возглавляемые единоличными правителями, обладавшими достаточно широкими властны-
ми полномочиями, возникли в передней Азии и северо-восточном Египте (VI –V тыс. до н. э.).
Государственность Древнего Востока, как правило, олицетворяется с деспотией.
Следует отметить, что наше восприятие данной формы правления зачастую грешит тен-
денциозностью, берущей начало с античных времен. «Высокомерное представление гре-
ков, – писал Г. Еллинек, – о рабском состоянии восточных народов, отражающееся и в но-
вейших воззрениях, является значительно преувеличенным, – оно основано на том, что
для греков свобода была тождественна с участием в управлении власти»1. На самом же
деле у вавилонян, ассирийцев, шумеров, египтян и т.д. право индивида не было направ-
лено по отношению к властителю, оно отсылало к другим членам общества, так как со-
словия и касты давали основания на занятие определенных публичных должностей.
На Востоке многие «покоренные государства... привлекались только к платежу да-
ни и несению военной службы»2, вследствие чего в крупных монархиях появлялось внут-
реннее расчленение населения, благодаря которому однородность всего союза представ-
лялась гораздо менее значительной, чем в современном централизованном унитарном
государстве.
Чаще всего единоличная власть была теократична, т.к. «властитель являлся пред-
ставителем божественной силы»3 и олицетворением богоподобной воли.
Вместе с тем Древний Восток знал и республиканские города Финикии.
Эллинское государство выступает прямым антиподом древневосточному. Оно ха-
рактеризуется полным отрицанием монархического принципа, где царская власть – всего
лишь синоним тирании4.
«Особенностью греческого государства, – пишет Г. Еллинек, – служит... то, что во
всех его формах оно является в качестве своего первого и существенного признака, внут-
ренне единым»5, но в то же время основанным на плюралистической модели организа-
ции публичной власти.
1 Еллинек Г. Право современного государства (Общее учение о государстве). – С. 187.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же. С. 195.
5 Там же. С. 194.
Глава 6. Историческая эволюция государства
149
Участие в управлении государством есть существо гражданина, отличающее эл-
лина от варвара. Именно этим и обуславливается отсутствие общего божественного зако-
на, так как религия представляет собой «утилитарную подругу»1 полиса. Поэтому там,
где отсутствует сакральный идеал государя, питаемый народной верой, исчезает и мо-
нархическое правление. Таким образом, следует постулировать первичность правосозна-
ния в данном вопросе, ибо у греков оно носило преимущественно республиканский ха-
рактер и рассматривало свободу как естественно правовую категорию, не подлежащую
ограничению. Это выразилось в особой характеристике власти, где «различие между от-
ношением античного и современного индивида к государству заключается с юридиче-
ской стороны только в том, что свобода последнего в пределах закона прямо признается
государством, между тем как у греков она представлялась настолько сама собой очевид-
ной, что никогда не нашла своего выражения в законодательстве»2. Примером этому яв-
ляется Афинская демократическая республика (V–IV вв. до н.э.). Система государствен-
ных __________органов этого полиса состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных
должностных лиц (путем голосования или жеребьевки), суда присяжных, ареопага (выс-
шего судебного и политического органа).
Римское государство явило эталонный образец абсолютизма, который достиг сво-
его наивысшего расцвета в Византийскую эпоху. «В мировой римской империи впервые
на Западе государственная власть воплотилась в одном лице с такою силою и полнотою,
что в позднейшие времена концентрация княжеской власти всегда совершалась под
влиянием представлений о власти римского императора»3.
Власть императоров возникла не на пустом месте. Корни ее лежали в существенном
различии греческой и римской культур, отличающихся отношениями держателя отече-
ской власти к своему семейству. Римская семья была организована как монолитная патри-
архальная единица, где «pater familias» имел над ее членами пожизненную политическую
власть, а посему и само государство выросло, по народным преданиям, из союза объеди-
ненных в gentes семейств, следовательно «семья... является продолжающейся в государстве
первоначальной политической организацией»4. Императорская монархия даровала своим
подданным широкие гражданские права и политическое бесправие одновременно, при
этом построив отточенную систему бюрократического механизма сверху донизу.
Рассматривая средневековое государство, Г. Еллинек отмечал, что оно характеризу-
ется отсутствием единой государственности и приматом духовной власти над светской5.
Так, по мнению французского историка Шарля Пти-Дютайи, Капетингская держава в IX
веке находилась в состоянии полной анархии. Все стремилось к бесконечному разнообра-
зию: язык, нравы, частное право. Шесть веков грандиозных передвижений народов прямо
или косвенно разрушили единство Галлии римских времен. Кроме того, великим препят-
ствием, затрудняющим поддержание могущества монархии, было как раз то обстоятельст-
во, что везде во Франции существовали бесчисленные количества маленьких ленов, алло-
дов, княжеств, герцогств и графств, обычно более могущественных, чем королевский род.
К таковым относились сеньоры Каталонии и Руссильона, Лангедока, Тулузской области,
Гаскони, Пуату, вассалы центрального массива, группировавшиеся по большей части во-
круг графов Барселоны, Тулузы и герцогов Гасконскони или Аквитании, которые, имея
столицу в Пуатье, титуловались «герцогами всей Аквитанской монархии» и сеньорами об-
ластей Берри, Бурбане и Аверни, вплоть до прибрежья Вандеи и Сентонжа.
1 Еллинек Г. Право современного государства (Общее учение о государстве). – С. 194.
2 Там же.
3 Там же. С. 205.
4 Там же.
5 Там же. С. 210–211.
Общая теория государства
150
Таким образом, от Пиренеев до самой Фландрии образовалось кольцо крупных
независимых владений вокруг Парижа и Орлеана, пределами которых была ограничена
королевская власть. Французскому монарху приходилось считаться и с менее могущест-
венными соседями, не раз угрожавшими его безопасности. Это были графы Амьена, Вер-
мандуа, Суассона, Корбейля, Милена, Санса и т.д. Их земли еще более сокращали терри-
торию, составлявшую королевский домен, и часто вклинивались в нее1.
Суверенитет Капетингкской династии распространялся лишь на земли, в которых
государи самостоятельно пользовались правами баронов – независимых сеньоров – и
прежде всего правом суда, дававшим возможность постоянного вмешательства в общест-
венные дела и представлявшим реальную власть. Причем необходимо оговориться, что
отдельные части домена представляли собой нечто разобщенное, разбросанное, несвя-
занное друг с другом. Часто это личные владения, приносящие доходы с земли: деревни с
их полями, лугами, виноградниками, лесами, рыбными угодьями или сельские церкви с
принадлежащими им имениями и повинностями, а также города, несколько домов в по-
селке или же укрепленная башня в каком-нибудь населенном пункте2.
Такое положение дел, в целом, было обусловлено феодальной раздробленностью
тогдашней Европы, где все государства представляли собой совокупности лишь теорети-
ческие. Никто и не думал, что многочисленные княжества, графства, герцогства, аллоды
и лены объединятся в крупные централизованные империи. В эту эпоху средневековая
монархия развивается из именной королевской власти вождей. Варварские государства
постепенно структурируются на руинах Западной Римской империи. Так, «германская
монархия развивается затем в таком направлении, что обнимает два существенных ос-
новных элемента – личную власть и верховное право собственности на всю террито-
рию»3. Но эти права с самого начала являются ограниченными. Ведь рядом с королевски-
ми судами продолжает существовать народный суд, а верховной собственности короля
противостоит возникающая из разных оснований частная собственность, изъятая от вме-
шательства монаршей власти. «Германская королевская власть, – пишет Г. Еллинек, – уже
с самого появления своего на свете представляется поэтому властью ограниченной»4.
Следовательно, уже с самого момента возникновения королевской власти было положено
основание дуализму между правом государя и правом народа. Данное положение сохра-
нялось все средние века, выразившееся в отношениях сюзеренитета-вассалитета, прави-
лом которого служил девиз: вассал моего вассала не мой вассал. Такому политическому
раскладу соответствует дуалистическая система сеньориальной монархии, исповедующая
принцип избирательности престола, который со времен французского короля Карла
Толстого (II половина IX века) в половине случаев брал верх над традиционной наследст-
венностью. Это было связано с обожествлением монархической власти, когда государь
отождествлялся со священником, избираемым паствой. Аналогичным образом станови-
лись епископами и папами. Поэтому единственным средством сохранить корону в род-
ной семье для царствующего венценосца было еще при жизни обеспечить избрание и ко-
ронование __________своего наследника. Таким образом, родилась система соправительства, обес-
печившая непрерывность королевских династий.
Для правильного понимания монархической власти того времени следует иметь в
виду, что высокое мнение, которое она, несмотря на свою слабость, сама имела о себе,
очень редко вызывало чувство иронии у современников5. Так как в большинстве случаев
1 См.: Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X–XIII веков. – СПб.: Издатель-
ская группа «Евразия», 2001. – С. 18–22.
2 Там же.
3 Еллинек Г. Право современного государства (Общее учение о государстве). – С. 209.
4 Там же.
5 См.: Пти-Дютаи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X–XIII веков. – С. 36.
Глава 6. Историческая эволюция государства
151
бароны признавали de jure примат венценосной власти, находящейся, по своей природе,
гораздо выше их собственных прерогатив. Это очень отчетливо доказывается случаем,
описанным Ш. Пти-Дютаи: «Король захотел отнять некоторые лены у графа Шартрского
Эда II. Тот, в свою очередь, не переставая защищаться с оружием в руках, написал госуда-
рю протестующее письмо. Король не выслушал его, продолжил действия по отчуждению
ленов графа. А между тем Эд служил ему в его дворце, на войне и во время путешествий.
Правда, он проявил некоторую горячность и совершил несколько неприятных поступ-
ков, из-за чего король вздумал лишить его владений. Но ведь это вполне естественно. И
Эд, играя словом «честь» (honneur), которое в то время обозначало также группу значи-
тельных ленов, объявляет, что он не может быть обесчещенным. Он очень желает прими-
риться с королем, хочет пользоваться его благосклонностью и утверждает, что монарх в
данном случае последовал дурному совету»1.
Средневековому государству известны и республиканские формы правления, на-
пример, аристократические республики феодального типа, управляемые городскими со-
ветами, вечами и т.д. и избиравшими мэров, посадников и т.д. из числа именитых (благо-
родных) граждан. Достаточно привести примеры средневековых городов Италии (Генуя,
Флоренция, Венеция), Германии (Гамбург, Любек) и России (Новгород и Псков).
Структура государственной власти городов-республик была несложной. Так, в Ве-
нецианской республике высшими органами власти и управления были большой совет,
сеньория, сенат, совет сорока и совет десяти, которые формировались из 200–300 самых
знатных горожан.
С течением времени возникает современное государство, в котором власть свет-
ская одерживает верх над властью духовной. Государи борются с сепаратизмом местных
феодалов, опираясь на сословное представительство, вследствие чего рождается сословно-
представительная монархия, воплотившаяся в Кортессах (Испания), Земских соборах
(Россия), Генеральных штатах (Франция) и т.д. Зачастую королевские возможности воз-
растают до степени абсолютистских, хотя иногда наблюдается и их ослабление с одно-
временным усилением сословного элемента в политической жизни государств. По мне-
нию Г. Еллинека, «сословия входят в состав государства и становятся активным органом
единого политического организма, как в Англии, либо секуляризируют королевскую
власть и устанавливают аристократическое управление с лишенным реальной власти
монархом во главе, как в Германской империи, Польше и временно в Швеции; монархии
удается подчинить себе сословия, низвести их на степень призрачной силы или совер-
шенно уничтожить их, как во Франции, Италии, Дании и после тридцатилетней войны в
большинстве немецких территорий, либо, наконец, санкционируется преобладание ко-
роны над сословиями, как в Венгрии с 1687 года»2. Современное государство вырабатыва-
ет понятие положительного права и необходимость признания свободы в определенной
сфере общественных отношений, поэтому монархия эволюционирует от абсолютизма к
конституционализму, который впервые возникает в Англии в конце XVII века. Общие
принципы построения конституционной монархии наиболее четко описал Ш.Л. Мон-
тескье. В основу своей концепции он положил теорию разделения властей, где законода-
тельная власть должна принадлежать народу, а «исполнительная власть... быть в руках
монарха, так как эта сторона правления, почти всегда требующая действия быстрого,
лучше выполняется одним, чем многими»3.
Типичный пример такой организации публичной власти представляют современ-
ные Нидерланды, в которых главой государства является король (королева), получающий
1 Пти-Дютаи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X–XIII веков. – С. 36–37.
2 Еллинек Г. Право современного государства (Общее учение о государстве). – С. 212–213.
3 Монтескье Ш.Л. О духе законов // Соч. Т. 3. – М., 1979. – С. 186.
Общая теория государства
152
свою власть по наследству. Если престол оказывается вакантным, монарх может быть на-
значен актом парламента. Подобное решение принимается на объединенной сессии обе-
их палат законодательного органа.
Король Нидерландов наделяется достаточно широкими правами: совместно с на-
родными представителями он осуществляет законодательную власть, вместе с правитель-
ством – исполнительную, через суды – судебную. К прерогативам короля относятся сле-
дующие функции: назначает премьер-министра, по рекомендации которого утвержда-
ются кандидаты на должность других министров; направляет комиссаров в провинции
для осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления.
Кроме того, каждый год в третий вторник сентября на объединенной сессии пар-
ламента король выступает с докладом об основных направлениях государственной поли-
тики. Его Величество утверждает законопроекты, руководит внешними сношениями
Голландии и обладает правом помилования. Однако полномочия монарха во многом но-
сят формальный характер, так как значительное число функций главы государства осу-
ществляется правительством. Вместе с тем особа государя неприкосновенна. При короле
действует совещательный орган – Государственный совет. Это старейший и один из наи-
более __________важных политических институтов. Его члены (в основном бывшие государственные
деятели, судьи и бизнесмены) назначаются монархом пожизненно по рекомендации ми-
нистров внутренних дел и юстиции. Президентом Государственного совета является ко-
роль, но на деле руководит им вице-президент. К числу наиболее важных функций этого
органа относятся предварительное рассмотрение законопроектов и разбирательство ад-
министративных споров. Государственный совет дает консультации по проектам законов,
королевских декретов и предложениям относительно международных договоров.
Законодательную власть совместно с монархом осуществляет парламент (Гене-
ральные штаты), состоящий из двух палат (Первой и Второй). В составе Первой (верхней)
палаты – 75 депутатов, избираемых провинциальными штатами (советами) на основе
пропорционального представительства на четыре года. Вторая палата (нижняя) форми-
руется путем всеобщих прямых выборов по той же системе и на тот же срок. В ее составе
150 депутатов. Парламент собирается на очередные сессии не реже одного раза в год.
В случае необходимости король может созвать чрезвычайную сессию. Заседания па-
лат производятся публично, однако по требованию их членов может быть объявлено закры-
тое парламентское слушание. Все решения законодательного органа принимаются абсолют-
ным большинством голосов депутатов, участвующих в голосовании. Полномочия палат не-
одинаковы: Вторая палата играет более важную политическую роль в государственном
механизме, т.к. премьер-министр (глава правительства) должен получить поддержку боль-
шинства ее членов для формирования кабинета и проведения в жизнь своей политики.
Более того, только Вторая палата обладает правами законодательной инициативы
и внесения изменений в рассматриваемые законопроекты. Любой законопроект, внесен-
ный правительством или депутатом парламента, должен быть принят обеими палатами,
после чего он отправляется на утверждение королю. Законопроект, получивший санк-
цию монарха, вступает в силу через двадцать дней после его опубликования. Премьер-
министр и другие члены правительства являются представителями партий, получивших
большинство мест в парламенте. Они имеют право присутствовать на заседании палат и
принимать участие в парламентских слушаниях. Правительство ответственно перед Ге-
неральными штатами. Депутатский контроль за его деятельностью протекает в форме
интерпелляции – установленных вопросов к министрам через работу следственных ко-
миссий парламента1.
1 См.: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник – М.: Изд-во НОРМА,
2000. – С. 461–462.
Глава 6. Историческая эволюция государства
153
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что переход от одних типов государствен-
ности к другим или изменение видов монархической власти осуществляется не молние-
носно, т.к. революции зачастую сменяются эпохами реставраций. Например, Великобри-
тания в 1649 году была объявлена свободным государством, в котором на вечные времена
отменялось королевское звание1, но уже через одиннадцать лет на престоле была восста-
новлена династия Стюартов2. Следовательно, процессы генезиса форм правления зани-
мают длительный период времени, их интенсивность и последовательность зависят от
качественного состояния национального правосознания.
Поэтому модель государственности любого народа, отвечающая его историческим
чаяниям, может сохраняться в неизменном виде, несмотря на трансформацию экономи-
ческих отношений или эволюцию понятия личной свободы граждан. Так, понтифику
римской католической церкви (Папе Римскому) до сих пор принадлежат политические
права абсолютного монарха. В соответствии со ст. 1 Основного закона Государства-Города
Ватикан 1929 г.: «Верховный глава Церкви, суверен Государства-Города Ватикан, обладает
полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти»3.
Княжество Монако, напротив, представляет собой дуалистическую монархию, в
которой исполнительная власть, на основании ст. 3 Конституции Княжества Монако 1962
года, подчинена высокой власти государя, обладающего юридической неприкосновенно-
стью4, а в соответствии со ст. 4 – «законодательная власть осуществляется князем и нацио-
нальным советом»5. Монарх обладает реальными полномочиями в сфере исполнитель-
ной власти, так как он возглавляет правительство и руководит им через назначаемого Го-
сударственного министра.
Более того, только Князь наделен правом законодательной инициативы (ст. 66
Конституции Княжества Монако)6. Представительный орган государства (Национальный
совет) не обладает такими полномочиями и может проявлять законотворческую инициа-
тиву лишь через Совет Короны, который передает законопроекты Князю (ст. 67)7. Монарх
самостоятельно издает ордонансы, регулирующие сферу исполнительно-
распорядительных отношений.
Государю предоставляется право после заключения Совета Короны распустить
Национальный совет и объявить о проведении новых выборов в трехмесячный срок. Со-
вет Короны состоит из семи членов, назначаемых монархом на три года. Председатель и
три заседателя этого органа выбираются Князем единолично, а три других – по предло-
жению Национального совета, но не из его состава (ст.ст. 68, 74)8. Более того, любой пере-
смотр Конституции возможен только с согласия государя (ст. 94)9.
Современное государство также знает республиканскую форму правления, зачас-
тую приходящую на смену традиционной монархии и проявляющуюся в четырех видах:
парламентской, президентской, президентско-парламентской и советской республики.
1 См.: Акт об отмене королевского звания от 17.03.1649 года // Хрестоматия по всеобщей истории
государства и права. Т. 2. – М.: Юристъ, 2000. – С. 19–20; Акт об объявлении Англии свободным госу-
дарством от 19.05.1649 года // Там же. С. 19; Форма правления... Англии, Шотландии и Ирландии и
владениями, им принадлежащими (Орудия управления) от 13.12.1653 года // Там же. С. 20–23.
2 См.: Бердская декларация от 4.04.1660 года // Там же. С. 24–26; Постановление палаты общин об
образе правления Английского Королевства от 1.05.1660 года // Там же. С. 26.
3 Основной закон Государства – Города Ватикан от 7.07.1929. // Конституция государств Европы:
В 3-х т. Т. 1. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – С. 462.
4 См.: Конституция Княжества Монако 1962 года. – С. 590.
5 Там же.
6 См.: там же. С. 598.
7 Там же.
8 См.: там же. С. 599.
9 См.: там же. С. 602.
Общая теория государства
154
В ХХ веке парламентские республики устанавливаются в Польше, Австрии, Гер-
мании, Италии, Индии, Турции и т.д. В системе органов государственной власти этих
стран первое место занимает парламент, назначающий и смещающий главу правительст-
ва. Роль президента в этих государствах незначительна – как правило, он выполняет це-
ремониально-представительские функции.
Первая президентская республика возникла в США на основе Конституции 1787 го-
да, в соответствии с которой глава государства возглавил федеральное правительство.
Вместе с тем президент США не получил права роспуска Конгресса.
В 1956 году во Франции была установлена президентско-парламентская форма
республики, сочетающая в себе черты президентского и парламентского правления.
В 1917 году в России возникла советская республика, отвергающая принцип разде-
ления властей и провозглашающая полновластие представительных органов – Советов.
Просуществовала она до 1993 года. Ныне современными государствами с советской сис-
темой организации политической власти являются КНР, Куба, Вьетнам и КНДР.
Специфическая форма советской республики провозглашена в Ливии. 3 марта
1977 года сессия ливийского законодательного органа – Высшего народного конгресса –
приняла декрет об установлении «режима народной власти» и «прямой народной демо-
кратии», в соответствии с которым государство стало называться Социалистическая На-
родная Ливийская Арабская Джомахерия, его пожизненным руководителем был признан
Муаммар Каддафи, а суды были обязаны выносить решения на основе уровня народного
представления о справедливости и религиозности.