Тема 1: История науки международного права.
Казанский «Введение в курс международного права» 1913 год. Толстых «Международное право» часть первая , глава третья – вопросы истории.
Гуго Гроций – работа о праве войны, заложил основы позитивного права
Развитие международного права связано с развитием оценок права как такового, позитивизм занимал существенную позицию (Кельзен).
В дореволюционной науке выделяли 3 этапа:
1. «Догроцианский» этап - до 1625 года, те, кто занимался Римским частным правом.
2. «Гроцианский» этап связан с исследованием Гуго Гроция с 1625 года до 40-50х годов 19 века – естественное позитивное и интеграционное
3. 1840 – 1913 год (до 40х 50х годов 20 века) – позитивное направление в восприятии международного права.
4 период – современный: с окончания второй мировой войны и длится по сей день – появление новых концепций и исследований в понимании международного права.
Догроцианский этап – связан с римским правом (право народов). Само упоминание связано с именем Ульпиана. Традиционно, в работах по римскому праву отмечают, что право народов связано с активностью именно частных лиц. В работах самого Ульпиана и более поздних исследователей упоминается и о деятельности публичных органов (защита прав граждан Рима, преторские суды – призваны разрешать споры защищать права граждан).
14-16 века работы постглоссаторов:
Бартоло Де Сасофератто «Трактат о репрессалиях» (меры воздействия ограничивающие суверенитет государства, помимо его воли).
Франциско Де Реттория занимался вопросам появления международного права прообраз последующих оценок международного права… «Государство – суверенное образование, независимо, но при этом власть государства ограничивается естественным правом, государства нуждаются в общении также как и индивиды – это торговля, безопасность. Но также как и сообщества частных лиц, государства устанавливают то право, которое будет обязательно для всех членов сообщества». Термин «право, действующее между народами» ius Intergentus. Государства устанавливают границы общения, а договоры и обычаи конкретизируют это естественное право. Также исследователь занимался вопросами войны, как движущей силы международного права.
3 канона, которые должны учитываться государствами:
1) Монарх или глава государства не должен искать поводов для войны (возможность воздержания от военных действий). К войне следует прибегать только при использовании иных средств
2) Если война начата, стремиться следует ни к уничтожению противника, а к возмещению причиненного ущерба
3) Оканчивая войну, государство должно вести себя с умеренностью и христианской скромностью, быть судьей, а не обвинителем.
Франциск Суарес: разделял право на естественное и позитивное (естественное – неизменно, позитивное изменчиво) они очень близки, так как создавая договоры, государство следует естественному праву. Основными ценностями для всего международного сообщества является взаимопомощь мир и справедливость. Именно на обеспечение этих ценностей направлено международное право.
Гроцианский период. Работа голландского исследователя Гуго Гроция «Право войны и мира» 1625 год. Этому предшествовали и другие работы. По мнению Гроция, право делится на естественное (предписания здравого разума) и волеустановленное (это право имеет своим источником волю, либо человеческое либо божественное. Человеческое бывает внутригосударственным и правом в более широком и более узком смысле). Право в более узком смысле охватывает веления отца господина и иное подобное. Право в более широком смысле – это право народов, оно получает обязательную силу волей всех народов или многих из них. Существование такого права может оказываться фактом непрерывного соблюдения и свидетельством сведущих лиц. Международные интересы нуждаются в охране со стороны права, сила творящее право – это всеобщее согласие между народами. Право может действовать как среди всех народов, так и только между некоторыми народами. Исследования Гроция не только философский каркас, но и очень большая отсылочная база к римским ученым, примеры из реальной практики взаимодействия государств. Гроцием впервые сделана попытка выделить систему права (право войны и мира). В подтверждение ряда высказываний ссылка на здравый смысл и т.д. 3 направления: естественное позитивное и гроциановское (примирительное).
Естественноправовая школа – философское или отвлеченное направление, сторонники естественно правового направления считают его обязательным само по себе вне зависимости от воли государств и лиц, его возглавляющих. Они выводят требования права из оснований, которые не могут быть оспорены, и не подлежат доказыванию (воля божества, природа человека, разум человека, стремление человека к общению с себе подобными). Для них международное право – это логическое развитие тех основных идей, о которых они писали. Международная политика и реальное взаимодействие определяется действительной силой государств и ограничение этой силы можно найти только в тех требованиях, которые стоят выше волей и мнений отдельных лиц. Теория международной нравственности.
Гоббс Томас и Пуффендорф. Гоббс признавал естественным состоянием человека состояние войны (всех против всего) каждый управляется собственным разумом и использует все средства. Есть естественный закон, в соответствие с которым следует искать мира. Для достижения мира люди создают государства, главной целью которого является обеспечение безопасности его подданных. Но государства также находятся в естественном состоянии войны также как и люди. Государства также связаны с естественными законами (их Гоббс сформулировал 19 – основной: следует искать мира и следовать ему). Законы самоограничения, справедливости, благодарности, взаимной уступчивости, беспристрастия. Пуффендорф развивал больше идеи международного права. Он отмечает, что государств не признают над собой власти и находятся в естественном состоянии – это состояние мира. Отношения регулируются естественным правом, это продукт разума.
Гроцианское направление: Вольф и Ваттель. Право делится на естественное, обычное, договорное, и т.д. цель человека – совершенствование, поэтому создаются государства, по этой же причине и существует международное сотрудничество. Договорное право создается на явном согласии народов, обычное право – на безмолвном согласии народов. Центральная работа Ваттеля – исследование права народов. По его мнению, сообщество государств находится в естественном состоянии, он проводит аналогию между личностью и государствами. Это состояние предполагает сотрудничество и взаимопомощь государств с целью совершенствования. В сообществе наций существуют общие законы, каждая нация должна содействовать счастью и совершенствованию других. В своих отношениях государства связаны естественным правом. Это право содержит предписания, даваемые государствам естественным законом. Естественный закон – закон природы, он обязателен для всех людей, независимо от отношений между ними. Естественное право не может меняться ни одним человеком, ни группой людей, они не могут быть освобождены от обязательств. Также есть позитивное право народов, вытекающее из воли наций. Добровольное право – вытекает из презюмируемого согласия государств. Конвенционное право – по выраженному согласию государств. Обычное право – по молчаливому согласию. Граница между естественным правом и правом позитивным, должны учитываться отношения и изменения, вытекающие из требований совести.
Позитивное направление: самое большое количество исследований. Ланцелотти, Триппель, Мозер, и т.д. Джитили работа догроцианская, но занимает явно позитивистские позиции. «О праве войны» - международные отношения должны регулироваться только правовыми нормами, а не политическими соображениями. Зёйч пишет о праве позитивном, главный регулятор международных отношений - это международное право, состоит из общего права (обычные нормы, основанные на согласии народов) и особенного права (состоит из норм международных договоров). Мозер – основой международного права является правило, которое государство обычно соблюдает в международных отношениях.
Более поздние позитивисты – Гелене: рассматривает международное право как результат самоограничения государственной воли, это самоограничение осуществляется с целью извлечения благ из международного общения. Государства, которые создают международные организации сами идут на ограничение. Триппель: учение о совместной воли государств. В сообществе необходимо соединение воль и в результате появляется новое явление. Триппеля считали основоположником дуализма. Ланцелотти – 2 элемента: направляющие силы, общественное мнение пропаганда образование и нормы поведения, определяющие границы и формы взаимоотношения государств. эти нормы поведения устанавливаются путем соглашений, молчаливых или явно выраженных. Кельзен «Чистая теория права». Фельтросс: сочетание позитивных и естественно правовых начал. Он пытался обнаружить основную норму права по естественно правовому подходу. Международное право не должно рассматриваться как замкнутая система. Общая организация людей выявляет начала, теории ценности. Позитивное право движет не только люди а их отношения. позитивизм должен исследовать, в том числе и ценности, определяемые человеческой природой. Взаимодействие позитивного права и естественного: нормативная формулировка ценностей, позитивное право обязательно лишь постольку, поскольку оно основано на естественных ценностях. В основе общего права лежат общие правовые принципы. Субъекты должны вести себя согласно нормам договорного и обычного права.
Направления исследований международного права после Второй Мировой Войны. 2ая половина 20 века. Юридический реализм Геббельт: государства поставлены в условия войны, они вынуждены максимизировать свои усилия, в связи с этим поведения государств мотивируется достижением собственных интересов (выживать и усиливать свое влияние). Государства создают такие нормы, которые позволяют увеличивать их мощь или нормы, которые позволяют их свободно нарушать. Это непрочная совокупность обязательств, которые могут быть нарушены. В рамках юридического реализма – теория контроля за исполнением: нормы международного права эффективны если они ясны, если существует эффективный механизм мониторинга, если они устанавливают коллективные процедуры наказания за их нарушения. Структурный реализм – еще одно направление. Безопасность государства обеспечивается теми преимуществами, которые есть по отношению к другим государствам. Любое взаимодействие происходит в пользу сильных государств – международное право – отражение интересов именно этих государств. Направление критической юриспруденции – теория отрицания международного права. Теория международного права ограничена, так как она выражается через юридический язык. А язык международных договоров уклончив и запутан. Универсальное международное право невозможно, возможно лишь региональное право или право ориентированное на определенный субъект.
Институционализм. Лэдд, Паркт, и т.д. эффективный международный правопорядок возможен при наличии достаточно дееспособных обеспеченных правом международных институтов. При этом институты могут быть абсолютно разными. Идея существования транснациональных институтов (транснациональный режим взаимного признания государств, транснациональное управление, теория наднационального уголовного права).
Социологическая школа международного права. Его представители отмечают, что формирование и реализация норм МП связана с экономическими политическими отношениями, также на них влияет менталитет ценности психология тех лиц, которые принимают решения. В их арсенале не только нормативные механизмы, но и использование всех инструментов, свойственных социологии (общественное мнение психотипы).
Несколько разновидностей: теория рационального выбора (теория игр) - сторонники предлагают использовать при анализе международных отношений и практики классические экономические теории. Теория игр – прогнозирование поведения государств (до заключения договора создается проект поведения того или иного государства). Теория транснационального права – самый известный исследователь Ф. Джессоп. Концепция транснационального юридического процесса: объект исследования – поведение различных участников международных отношений при создании толковании и реализации норм транснационального права. Новый юридический процесс (продолжатели) О`Конел. Оценивают существующее поведения и помимо этого на него влияют поведенческие особенности тех лиц, которые принимали это решение, есть и экономические предпосылки. New Haven approach – Мак Дугал, Лассел. Больше связан с политикой или с политологией – как применять политику чтобы обеспечить поддержание порядка в сообществе и наилучшим образом достичь своей цели. Государство должно опираться на единые начала и ценности, они закрепляются в одном международном акте: производство благ, просвещение, всестороннее развитие навыков и умений, охрана здоровья и благополучия, социальная солидарность, взаимное уважение, честность. Либеральное направление, его представители исходят из того, что национальные интересы государств – это, прежде всего интересы, их народов (а не конкретных правящих политических элит). Ведущую роль должны играть демократические государства, так как подчиняются интересам большинства. Договоры таких государств более стабильны и именно их взаимодействие должно привести к созданию стройной системы МП, которая бы интегрировалась и в национальный правопорядок (интеграция в национальные судебные механизмы по применению норм международного права). Глобализм – это одно из ответвлений либерального направления. Создание глобальной системы управления по средствам партнерства межправительственных организаций и глобального гражданского общества. Концепция эталонного сравнения – ответвление либерализма. В основе исследования концепция универсальных прав человека, создается модель международного стандарта в области прав человека и с этим эталоном сравнивается реальная ситуация, складывающаяся в государствах. Для сравнения учитываются многие факторы. Воинственный феминизм – все проблемы видятся в различных гендерных подходах к мужчинам и женщинам. Существующая международно-правовая терминология и практика ее применения патриархальны и большинство ориентировано на мужчин из этой терминологии, подчеркивается, что необходимо изменение юридического языка, создание концепций и понятий, ориентированных на оба пола. Большинство существующих норм ориентированы на защиту чести женщин, но не на защиту социальных и культурных прав женщин. Теория третьего мира – граждане государств третьего мира (международное право стран третьего мира) они выступают за реорганизацию ООН (реорганизация Совбеза и Генассамблеи). Конструктивизм – объединение реализма и социологической школы, МП – это отражение интересов наиболее могущественных государств, но с другой стороны это порождение международных отношений с участием негосударственного элемента. Именно взаимодействие различных интересов формирует политику государств, а вместе с тем и нормы международного права. «NAIL» – New Approach to International Law традиционные концепции международного права не могут объяснить современную ситуацию, складывающуюся в отношениях, и предлагает исследовать отдельные направления международного сотрудничества, исходя из них, будет складываться общее представление о МП. Исследование общих категорий не помогает решить конкретную проблему и не применимо в реальных отношениях. Проблемы фрагментации и систематизации МП